Василий Поленов и Франция
Выставка в Государственном музее
Культура и история Франции были любимы Поленовым с детских лет: подтверждение тому — альбом рисунков 1860-х годов: большое место занимают изображения французских замков и сюжеты из истории Франции. На выставке эти ранние работы будут показаны впервые.
После окончания Академии художеств, получив большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право на шестилетнюю заграничную командировку, Поленов пытается осознать свой путь в искусстве. Сюжеты и жанры, к которым он обращается, многочисленны: Священная история («Пир у блудного сына», 1875), средневековая история Западной Европы («Заговор гёзов», 1875−1919, «Арест гугенотки», 1875 — 1919), и, конечно же, пейзаж. Именно в пенсионерской командировке Поленов осознал себя как пейзажист. Перечисленные направления станут основными в дальнейшем творчестве художника. Пройдя через увлечение многими западными мастерами, Поленов приобрел свой собственный опыт пленэрной живописи. Его пейзажи становились событиями в культурной жизни России: «Более чем кто-нибудь Поленов может быть назван предтечей русского импрессионизма. Один из первых он проникся очарованиями усадебного солнечного пейзажа и сообщил ему ту интеллигентскую мечтательность, которой отличается русское природолюбие конца XIX века от западного „пленэра“. Эта живопись удивительно свежа… и до сих пор не утратила обаяния. Пейзажи, написанные Поленовым в семидесятых годах, и теперь пленяют воздушной красотой колорита и безыскусственным мастерством», — писал русский критик Сергей Маковский.
И всё же, главное, в чём сказалось влияние французской живописи в творчестве Поленова — это европейское, «раскрепощённое» отношение к искусству. Можно смело утверждать, что небывалый успех будущих пейзажных работ Василия Дмитриевича Поленова начался именно в Нормандии.
Поленов был направлен в командировку во Францию как исторический живописец, а вернулся в Россию три года спустя как один из самых значительных русских пейзажистов.