1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Народный журналист
  5. Что такое Specialty и что такое Commercial? - Блог «Народный журналист» - MySlo.ru
Что такое Specialty и что такое Commercial?

Что такое Specialty и что такое Commercial?

В своих статьях я уже не раз упоминал некий “спешелти” кофе, но что это за зверь такой? Поэтому расскажу сегодня про спешелти кофе, про его сводного брата commercial кофе и несколько других видов.

Specialty

Specialty coffee - он же: “Фирменный кофе” или “Выдающийся кофе”. Термин подразумевает, что перед вами находится выдающийся кофе, прошедший множество этапов контроля качества. Каких? Расскажу чуть ниже. Сейчас немного инфографики для понимания того, насколько на самом деле мало выдающегося кофе на рынке.

фото с сайта coffeestate.ru

Как видите, далеко не весь кофе можно назвать выдающимся, большую часть рынка составляет коммерческий кофе. И это совершенно нормально. Но как же их отличить? 

Есть такие люди - Q-грейдеры. Они оценивают зеленые зерна на наличие дефектов, квакеров и прочего. Также пробуют его и оценивают по шкале Q: Аромат, вкус, послевкусие, кислотность, тело, баланс, чистоту чашки, однородность. и т.д. После этого кофе присуждается оценка от 0 до 100 баллов. 100 баллов - это идеальный кофе и по сути недостижимый результат.  Весь спешелти кофе - это кофе с оценкой выше 80 баллов, который к тому же прошел все предыдущие этапы контроля, допустим, этап в котором проверяют обжаренный кофе на наличие квакеров.

Фото с сайта aromateacoffer.tu

Вот полный список требований, если кому интересно: 

  1. Отсутствие первичных дефектов в образце 350 грамм.
  2. Наличие не более 5 вторичных дефектов в образце 350 грамм.
  3. Ни одного квакера по стандарту SCA или не более трех квакеров по стандарту CQI в обжаренном образце 100 грамм.
  4. Более 80 баллов по шкале Q

Fine commercial и commercial

Но что же происходит с кофе, который получил оценку выше 80 баллов, но “завалил” какой-то из прошлых этапов? Такой кофе называют Fine commercial. Этот кофе все еще вкусный и классный, просто не имеет статуса спешелти. 

Весь коммерческий кофе имеет оценку ниже 80 баллов по шкале Q и к тому же, достаточно часто является дефектным. Это кофе, который располагается на полках всех продуктовых магазинов. Опять же, ничего не имею против такого кофе, у каждого продукта на рынке своя целевая аудитория. Единственное что меня смущает - способ хранения кофе на прилавке. До сих пор не все пачки коммерческого кофе имеют клапан дегазации, который выпускает наружу углекислый газ. Газ выделяет кофе после обжарки, а клапан выпускает его наружу и не впускает внутрь воздух, который может изрядно состарить кофе. Более того, часто с момента обжарки зерна и к моменту как вы заберете эту пачку кофе домой может пройти не один месяц. Однажды я уже писал об этом, но все же продублирую здесь: в идеале, с момента обжарки кофе живет около 2-ух месяцев. При этом пик вкуса приходится на 1 месяц, а с начала 2 месяца его интенсивность идет на спад.

Сейчас многие обжарщики кофе всё чаще прибегают к новомодной фиче  - азотная запайка. Перед запайкой самой пачки туда запускают азот, который способствует более длительному хранению кофе, разумеется, не вскрытого. Сколько коммерческих гигантов могут позволить себе то же?

Загадочные Finest и Cup of excellence

Finest - весь кофе категории спешелти с оценкой близкой к 90 баллам. Такой кофе довольно сложно найти в продаже, так как его партии весьма ограничены и как правило поставляются с одной фермы, где урожай, не очень большой, как вы сами догадываетесь. Но все же попробовать его простым смертным вроде нас возможно. Куда интереснее следующая категория - cup of excellence. 

Кофе такой категории - это микролоты, как правило, не больше 20-50 кг, которые продаются только на аукционах за бешеные деньги. Не так давно, на одном из аукционов 1 фунт (примерно 400 грамм) купили за 246 $( по текущему курсу: 21 000 рублей). Всего же этого кофе было около 105 фунтов (47 кг). И если кофе из прошлой категории удалось попробовать даже мне, то о том, чтобы попробовать такой кофе я могу лишь мечтать. Остается лишь гадать за что люди готовы платить такие деньги и насколько этот кофе вкусный.

Заключение 

Как уже было написано выше - у каждого вида кофе своя аудитория. У каждого из видов свои плюсы и минусы, своя ценовая категория. Думать, что весь кофе категории “не спешелти” не вкусный - глупо. Ровно как и утверждать, что коммерческий кофе ничем не уступает выдающемуся. Пейте тот кофе, который вам нравится и радуйтесь) Всем вкусного кофейка!

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

Автор:
сегодня, в 16:32 +2

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
О графике работы "Почты России". Для себя или для людей?
О графике работы "Почты России". Для себя или для людей?