1. Моя Слобода
  2. Афиша
  3. Выставки
  4. Известный неизвестный Борис Кустодиев - Выставки в Тульской области - Афиша - MySlo.ru
Известный неизвестный Борис Кустодиев

Известный неизвестный Борис Кустодиев

Экспозиция «Известный неизвестный Борис Кустодиев» раскрывает малоизвестные грани творчества художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878−1927). Благодаря материалам, предоставленным Астраханской картинной галереей им. П. М. Догадина и его филиалом - Домом-музеем Б. М. Кустодиева, у посетителей выставки есть уникальная возможность погрузиться в творческий и семейный мир мастера, почувствовать, как и в каких условиях создавались его гениальные работы.

Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Борис Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. С наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. Со школьных лет нам знакомы написанные им портреты Рериха, Волошина, Шаляпина, картины «Купчиха за чаем», грандиозное полотно «Большевик». Но мало кому известно, что знаменитый русский живописец Борис Михайлович Кустодиев был ещё и прекрасным фотографом.

Основой первой части экспозиции послужили фотографии семейного альбома, подаренного внучкой художника, известным российским искусствоведом Татьяной Кирилловной Кустодиевой в 2009 году Астраханской картинной галерее им. П. П. Догадина. Работы сгруппированы по разделам «Семья», «Творчество», «Путешествия», «Павловское», «Терем», «Любимый город — Астрахань».

На выставке представлено 45 фоторабот, большинство из которых сняты самим Борисом Кустодиевым, некоторые — его женой Юлией Прошинской, а также братом Михаилом. В коллекции — виды старой Астрахани, запечатленные Б. М. Кустодиевым во время посещений родного города в 1903 и 1912 годах. Часть фотографий посвящена поездкам в Костромскую губернию, где находился дом-­мастерская художника, так называемый «Терем». Часть снимков, сделанных в 1903—1905 годах, нигде не публиковались.

Знакомство с фотографиями помогло открыть и некоторые профессиональные тайны творчества известного художника. Интересно, например, что часть этих снимков — постановочные и использовались затем для создания эскизов и живописных работ. Кустодиев часто подсматривал свои будущие живописные сюжеты в объектив фотокамеры. По мотивам снимка, где в порту разгружают арбузы, художник написал картину «Астрахань». Впоследствии полотно было утеряно, а фотокарточка сохранилась.

Вторую часть выставки составляют автолитографии Б. М. Кустодиева, в которых художник перевёл на черно-белый язык графики богатое разноцветье своих жанровых картин. Этот новый для себя вид искусства Кустодиев начинает осваивать в последние годы жизни. В начале 1920-х годов, когда страна ещё не оправилась от последствий Гражданской войны, промышленно-полиграфические способы воспроизведения оригинальной графики оказались недоступны типографиям, и им пришлось вернуться к ручным способам изготовления печатных форм, в том числе к литографии. Борис Михайлович делал рисунки литографским карандашом на так называемом корнпапире, а уж затем их переводили на литографский камень.

В технике литографии летом и осенью 1921 года Борис Кустодиев создаёт в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий», выпущенного Комитетом популяризации художественных изданий. Правда, некоторые листы основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 и «Архиерей», 1917). В издание вошли 14 литографий, а также титульный лист и лист оглавления, украшенные сюжетными виньетками, — всё было отлитографировано при непосредственном участии самого художника.

Литографирование придало сочно-красочным кустодиевским полотнам особый оттенок поэтичности и музыкальности. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций, их точная орнаментика. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства. Критика отмечала и притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни русского купечества.

Выставка проходит в рамках ежегодного проекта музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» «Неизвестное об известных». Посетить ее можно будет со среды по воскресенье с 11.00 до 19.00. Стоимость билета без экскурсионного обслуживания: для посетителей до 16 лет — бесплатно, для льготных категорий — 15 рублей, полный билет — 30 рублей. Стоимость билета с экскурсией: для посетителей до 16 лет и льготных категорий — 30 рублей, полный билет — 45 рублей.

Где и когда?
10 ноября 2016, четверг
17:00
28 ноября 2016, понедельник
11:00
29 ноября 2016, вторник
11:00

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.