Известный неизвестный Борис Кустодиев
Экспозиция «Известный неизвестный Борис Кустодиев» раскрывает малоизвестные грани творчества художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878−1927). Благодаря материалам, предоставленным Астраханской картинной галереей им.
Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Борис Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. С наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. Со школьных лет нам знакомы написанные им портреты Рериха, Волошина, Шаляпина, картины «Купчиха за чаем», грандиозное полотно «Большевик». Но мало кому известно, что знаменитый русский живописец Борис Михайлович Кустодиев был ещё и прекрасным фотографом.
Основой первой части экспозиции послужили фотографии семейного альбома, подаренного внучкой художника, известным российским искусствоведом Татьяной Кирилловной Кустодиевой в 2009 году Астраханской картинной галерее им.
На выставке представлено 45 фоторабот, большинство из которых сняты самим Борисом Кустодиевым, некоторые — его женой Юлией Прошинской, а также братом Михаилом. В коллекции — виды старой Астрахани, запечатленные
Знакомство с фотографиями помогло открыть и некоторые профессиональные тайны творчества известного художника. Интересно, например, что часть этих снимков — постановочные и использовались затем для создания эскизов и живописных работ. Кустодиев часто подсматривал свои будущие живописные сюжеты в объектив фотокамеры. По мотивам снимка, где в порту разгружают арбузы, художник написал картину «Астрахань». Впоследствии полотно было утеряно, а фотокарточка сохранилась.
Вторую часть выставки составляют автолитографии
В технике литографии летом и осенью 1921 года Борис Кустодиев создаёт в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий», выпущенного Комитетом популяризации художественных изданий. Правда, некоторые листы основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 и «Архиерей», 1917). В издание вошли 14 литографий, а также титульный лист и лист оглавления, украшенные сюжетными виньетками, — всё было отлитографировано при непосредственном участии самого художника.
Литографирование придало сочно-красочным кустодиевским полотнам особый оттенок поэтичности и музыкальности. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций, их точная орнаментика. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства. Критика отмечала и притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни русского купечества.
Выставка проходит в рамках ежегодного проекта музея-усадьбы