Сад гениев 2015
9−15 июля в Музее-усадьбе «Ясная Поляна» пройдет арт-фестиваль «Сад гениев».
Спецпроект музея-усадьбы «Ясная Поляна» и Театра наций.
«Театральная лаборатория» представляет три пьесы по произведениям
17.00 Пьеса Ярославы Пулинович «Отрочество»
Режиссер — Иван Орлов
Театр «ФЭСТ», Мытищи (Московская область)
19.00 Пьеса Василия Сигарева «Алексей Каренин»
Режиссер — Александр Огарёв
Театр «Бенефис», Елец (Липецкая область)
21.00 Пьеса Юлии Яковлевой «Конечная остановка»
Режиссер — Кирилл Сбитнев
Театр «Святая крепость», Выборг (Ленинградская область)
17.00 Ирина Скобцева. Творческий вечер «Поиск истины —
Одной из знаковых ролей для народной артистки РСФСР, актрисы Ирины Скобцевой стала роль Элен Безуховой в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». На своем творческом вечере в рамках фестиваля «Сад гениев» Ирина Константиновна расскажет зрителям о своей работе в этом фильме и его съемках. Видео с 26-й минуты смотреть обязательно!
19.00 Вера Полозкова. Акустическая программа.
Вера Полозкова — одна из наиболее ярких представительниц современной отечественной поэзии, автор, неизменно собирающий аншлаги в клубах и концертных залах России, Украины и Беларуси. В акустической программе Веры на фестивале «Сад гениев» прозвучат тексты, не вошедшие в ее последний моноспектакль «Города и Числа», а также новые стихи.
20.30 Дом Волконского. Открытие выставки Юрия Косаговского «Разгадывая Лермонтова».
По инициативе Выставочного центра Библиотеки иностранной литературы им.
«Я выбирал те стихи, которые меня больше всего волновали. И чем больше я углублялся в суть и содержание, тем более поражался особому миру души поэта…», — говорит Юрий Косаговский.
Вход свободный.
21.00 The Shannon Colleens, Ирландия. Песенник «Золотое яблоко».
В честь 150-летия со дня рождения ирландского писателя Уильяма Батлера Йейтса, Шинед Мерфи и Дарина Галлахер представят яснополянским зрителям музыкальную программу Golden Apple Songbook (Песенник «Золотое Яблоко”). Программа состоит из баллад и народных песен, из произведений Джеймса Джойса и Уильяма Йейтса, а также песен, возникших под влиянием уникальной политической культуры того времени.
Кстати, ирландский дуэт уже не первый раз является гостем нашего фестиваля. Шинед Мерфи и Дарина Галлахер дважды выступали на яснополянской сцене и очень запомнились нашим зрителям.
14.30 Дом культуры. Открытие выставки Людмилы Григорьевой-Семятицкой «Размышления о Лермонтове».
Главная идея выставки подсказана самим Лермонтовым: «…и в небесах я вижу Бога». Под эгидой Библиотеки иностранной литературы им.
Вход свободный.
15.00 Дом культуры. Ольга Седакова. Лекция. «Надежда у Данте».
Ольга Седакова: «Говоря о Данте, Первом Поэте европейской цивилизации, я думаю о поэзии вообще, о том сообщении, которое она несет в мир. Я думаю о том, что все искусство самым интимным образом связано со служением надежде. Я думаю, что именно лицо Надежды среди трех дочерей Премудрости: Веры, Надежды, Любви более всего знакомо художнику (может быть, и потому, что он легче, чем другие, оказывается в опасной близости к отчаянию). Вольно или невольно, именно надежду (или ожидание надежды, или надежду на надежду) он передает своему адресату. То освободительное наслаждение, которое мы, читатели, зрители, слушатели, переживаем при встрече с великим произведением искусства, сводится к переживанию некоей таинственной надежды. Оно выводит нас из той глухой, замкнутой безнадежности, в которую человека тянет как будто по закону тепловой смерти. Оно выводит нас из привычки, из жизни вне начала, из забвения о начале».
Вход свободный.
17.00 Дом культуры. Раиса Кирсанова. Лекция «Цвет бедра испуганной нимфы» и «анютины глазки» — костюм и мода в произведениях
Среди источников по изучению костюма русская художественная литература занимает особое место. Только через упоминание или описание одежды в литературном произведении можно узнать скрытые значения предмета. Заимствование модных новинок и следование европейской моде в России никогда не было слепым копированием чужих образцов. Сохранение названия или следование крою всегда корректировалось культурным контекстом, меняя внутренние значения заимствованных вещей. Так, к примеру, модный турнюр становился в Москве или Петербурге знаком замужнего статуса дамы, а не признаком близкого знакомства с парижскими новинками.
В лекции речь пойдёт о приметах александровского времени в «Войне и мире», о моде и стильном поведении в «Анне Карениной», а также о метаморфозах «толстовки» в современном мире. Особый акцент лекции — на встречающихся в «Войне и мир» цветообозначениях — «цвет бедра испуганной нимфы» и «анютины глазки».
Вход свободный.
19.00 Камерный оркестр «Коллегиум Музикум» (Москва).
Дирижер и солист — Александр Барклянский.
Концерт для печатной машинки с оркестром.
Вот потому-то мы и называем их гениями — авторов нашего «Сада» — что их произведения оставляют след в самых разных сферах жизни. В первую очередь, в музыке. Идея программы концерта — представить слушателям музыку, которая была написана по шедеврам мировой литературы разных веков (от XVII до XX), разных жанров (от чаконы до танго), знаменитую и практически забытую, серьезную и с юмором.
История Дон Кихота рассказана в сюите
Мы предлагаем все это многообразие услышать в одном «Концерте для печатной машинки с оркестром».
Молодой — ему два года — Камерный оркестр «Коллегиум Музикум» создан по принципу первых старинных европейских оркестров, состоявших из профессиональных музыкантов, студентов и любителей музыки. Долгие годы такими оркестрами руководили
21.00 Активный театр. Спектакль «Толстого нет».
Режиссура спектакля предполагает, чтобы зритель, став частью действа, ощутил себя почти что членом семьи Льва Николаевича Толстого. Актеры Активного театра будут вместе со зрителями искать ответы на вопросы того или иного жизненного выбора, встающего перед домочадцами графского дома.
Основой для пьесы стал документальный материал — воспоминания современников, письма, дневниковые записи. Вместе с тем автор не пытается точно воссоздать события, предшествующие уходу писателя из Ясной Поляны.
Переживания и чувства членов семьи, которые добровольно или насильственно вынуждены всей своей жизнью служить интересам и целям великого человека — вот стержень истории, которая по-своему уникальна, и в то же время типична. Столкновение с интересами пламенных поклонников Толстого.
15.00 Дом культуры. Антон Долин. Лекция «Мануэл де Оливейра: невозможность экранизации от Данте до Джойса».
Для многих — важнейший, для других — самый сложный роман ХХ века «Улисс» Джеймса Джойса пытались экранизировать не раз, но ни разу удачно. Почему? Нельзя ли, отвечая на этот вопрос, поставить более глобальную проблему — о невозможности экранизации как таковой? Попытку ответа можно попробовать дать, анализируя творчество одного из самых малоизвестных и недооцененных гениев кинематографа последнего столетия — патриарха европейского кино, португальца Мануэля де Оливейры.
Всю свою долгую жизнь, которая завершилась в 2015 на 107-м году, он пробовал ставить фильмы по книгам, которые невозможно экранизировать — от Библии до «Божественной комедии», от «Фауста» до «Улисса». И преуспел — если не в переложении литературы на большой экран, то хотя бы в исследовании этого причудливого парадоксального процесса. Фильмы, которые вы, вероятно, не видели, по книгам, которые вы, скорее всего, читали: загадка и ее решение — в лекции кинокритика Антона Долина.
17.00 Дмитрий Быков. Лекция «"Анна Каренина» как политический роман».
Это один из самых безупречных романов, когда-либо написанных. Толстой угадал в «Анне Карениной» и свою судьбу — собственную попытку сломать любимую и проклятую матрицу, и собственную символическую смерть на железной дороге, той железной дороге русской истории, которая оказалась замкнутой. Фабула, идеально выбранная для метафоры всей пореформенной России, которая попыталась было сломать национальную матрицу, да и рухнула опять во все то же самое.
19.00 Надежда Котнова (фортепиано) и Александр Барклянский (скрипка). Концерт «Крейцерова соната».
Вряд ли еще найдется соната Бетховена, чье название, репутация и популярность основывались бы на стольких недоразумениях.
Во-первых, она получила название «Крейцерова», но знаменитый французский скрипач Родольф Крейцер никогда ее не играл, в том числе и из чувства противоречия. Первоначально соната была посвящена ее первому исполнителю британскому скрипачу, мулату, «африканскому принцу», как его называли, Джорджу Бриджтауэру. Позднее Бетховен изменил посвящение всего лишь потому, что имя скрипача Крейцера обладало большей привлекательностью для публики.
Во-вторых, форма сонаты для скрипки предполагает аккомпанирующую роль фортепиано, Бетховен же писал фортепианную партию для собственного исполнения, поэтому здесь отношения скрипки и фортепиано необычны, и фортепиано отнюдь не на втором плане.
В-третьих, слушая сегодня «Крейцерову сонату», вряд ли возможно не думать об одноименном сочинении
В нашем концерте «Крейцерову сонату» исполнят скрипач Александр Барклянский и пианистка Надежда Котнова, предоставив слушателям шанс ответить на знаменитые толстовские вопросы из XXIII главы повести: «Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает?»
21.00 Bernd Lange и Ingo Wernsdorf, Германия. Порука ученика чародея. Шиллер, Гете и ударные.
Они стоят рука об руку перед городским театром Веймара и формируют культурный облик города и его театральной жизни. Ведущий исполнитель веймарского национального театра Бернд Ланге и его аккомпаниатор Инго Вернсдорф (маримба и ударные) акцентируют внимание на сочетании поэтики и мелодики немецкой классики. Кроме известных баллад Шиллера: «Порука» и «Перчатка», а также Гёте: «Ученик чародея» и «Прометей», на вечере также будут представлены малоизвестные тексты немецких классиков.
Мы вместе совершим поэтическо-музыкальный экскурс в сентиментальный мир двух великих поэтов, чьи тексты раскрываются на ярком фоне бас-маримбы и сногосшибательных ударных. Музыкальный спектакль исполнялся более 100 раз в Немецком национальном театре Веймара.
19.00 Дом культуры. Кинопоказ бродвейского спектакля «Ромео и Джульетта» с Орландо Блумом.
Вступительное слово Catherine Fannin Peel, зам. директора Фонда Shakespeare Birthplace Trust.
Первая почти за полвека бродвейская версия знаменитой пьесы «Ромео и Джульетта». В необычной постановке режиссера Давида Лево в главной роли действие переносится в наше время, а к сюжету о двух несчастных влюбленных добавляется тема расовой розни — ведь их семьи принадлежат к разным этническим группам.
Предрассудки. Гнев. Предательство. И надежда на настоящую всепобеждающую любовь. Величайшая история любви всех времен и свежий взгляд на всеми любимое произведение Шекспира с ослепительным актерским составом. В роли Ромео — Орландо Блум, дебютирующий на Бродвейской сцене, в роли Джульетты — Кондола Рашад.
19.00 Дом культуры. Javier Somoza и Marisa Mañana, Испания. «Традиционный и современный Дон Кихот». Гитарная музыка XVI и XX века
Литературно-музыкальное представление — драматическое чтение нескольких отрывков из первого и второго томов Дон Кихота под гитарную музыку. Некоторые из отрывков взяты из предисловия к роману, некоторые повествуют о двух экспедициях Дон Кихота, третьи представляют собой монолог пастушки Марселы или речь Дон Кихота о военном поприще и учености, а также тексты о Дульсинее, Санчо Панса и главном герое.
Эти отрывки прочтет Мариса Маньяна — писатель, лингвист Мадридского университета. А Хавьер Сомоза сыграет «саундтрек» к этому представлению, соединяя античные мелодии, романтические композиции и даже современные песни в одно целое. Таким образом, это представление является прекрасным союзом слов и чувств, подчеркивающим универсальность этой книги, неподвластной времени.
19.00 Дом культуры. Творческое объединение мастерских Сергея Голомазова. Спектакль «Княжна Марья».
Идея спектакля родилась ещё в 2004 году, на втором курсе режиссерского факультета мастерской Голомазова. Тогда после показа двух отрывков из «Войны и мира» педагогам курса пришла мысль сделать спектакль о событиях романа глазами княжны Марьи, сестры князя Андрея Болконского.
Сергей Голомазов: «Нас привлекала возможность увидеть мир Толстого с ракурса не главного персонажа подобно тому, как события шекспировского «Гамлета» были показаны Томом Стоппардом с точки зрения Розенкранца и Гильденстерна.
Магические ремарки Толстого можно было раздать персонажам действия, и таким образом литературная ткань произведения не разрушалась. В нашем спектакле у каждого героя свой взгляд на происходящее, и конфликт персонажей может свободно выплеснуться в «битву ремарок».
После премьеры спектакль продолжал развиваться. И постепенно на первый план стала выходить тема войны, несмотря на то, что княжна Марья принимала участие только в «мирных» сценах) Перед создателями спектаклей, педагогами и артистами, встал вопрос причин возникновения войны, её смысла. Взгляд на войну глазами женщин, как мне кажется, даёт множество интересных ответов, к которым зачастую неспособны прийти мужчины. Какая сила движет народами? Зачем десятки и сотни тысяч людей преодолевают гигантские расстояния, чтобы убивать себе подобных? Точный ответ на этот вопрос не могут дать ни историки, ни политики, ни деятели искусства. И сам Лев Николаевич, пройдя Крымскую войну — вновь и вновь возвращался к этой теме — и не находил ответа. Пожалуй, каждому поколению нужно ставить себе эти вопросы и пытаться находить решение этой задачи подобно тому, как доказывают теорему о подобии треугольников разные поколения персонажей спектакля».