Искусство навевать прохладу

Искусство навевать прохладу

Выставка «Искусство навевать прохладу», подготовленная Государственным музеем А. С. Пушкина, проходит в рамках Дней Москвы в Тульской области. Она охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры XIХ — начала ХХ веков, давая возможность посетителям познакомиться с фондовым собранием пушкинского музея — одного из крупнейших литературных музеев Москвы. Государственный музей А. С. Пушкина, начавший свое существование в 1957 году практически без единого экспоната, в настоящее время обладает богатейшей коллекцией, часть которой представлена на выставке. Это произведения живописи и графики, предметы декоративно-прикладного искусства. Ядро экспозиции составили веера XIХ — первых десятилетий XX века, которые служат связующим звеном между разделами выставки.

В течение нескольких столетий веер был не только модным аксессуаром женского костюма, но и неотъемлемой частью этикета. «Язык веера» знали все — и женщины, и мужчины. На выставке представлено более сорока вееров из собрания пушкинского музея работы русских и европейских мастеров, в создании которых участвовали талантливые художники, виртуозные резчики и лучшие декораторы. Сравнивая веера различных европейских школ, легко проследить изменение их форм, композиционных решений, смену стилей, образов и сюжетов, а также использование разнообразных материалов и техник работы с ними.

Среди вееров, экспонирующихся на выставке, особую ценность имеет веер из семьи друзей А. С. Пушкина Нащокиных с «коллажем» из свободно скомпонованных гравюр из увража, посвященного фрескам Геркуланума и Помпей. К предметам пушкинского времени относятся самые ранние в коллекции «brisé» - складные веера без экрана, состоящие исключительно из пластин, украшенных резьбой, инкрустацией и в некоторых случаях росписью. Интересны два театральных веера-экрана 1810-х годов с шутливым текстом из французской песенки.

На выставке широко представлены веера 1840 — 1860-х годов в «стиле маркизы Помпадур», получившем своем название благодаря обращению к искусству XVIII века — подражанию образцам 1750 — 1780-х годов. Это французские, итальянские и испанские веера, экраны которых украшены галантными и историческими сюжетами, сценами из народной жизни и пасторалями. Их остовы собраны из костяных или перламутровых пластин, инкрустированных золотой и серебряной фольгой, оттененной прорезным ажурным орнаментом. Отличительной особенностью изделий 1870 — 1880-х годов является сдержанный колорит, затейливое кружево, асимметричная цветочная роспись и вышивка, галантные сюжеты, легкая ажурная или рельефная резьба.

Неотъемлемой частью выставки являются произведения живописи и графики. Это парадные и камерные женские портреты в модных платьях с разнообразными аксессуарами: чепцами, воротниками, накидками и шалями. Выразительны виды Санкт-Петербурга и Москвы, «населенные» любопытствующей публикой, гуляющими на улице или собравшимися на парад людьми. Украшением выставки служат реплики исторических платьев, сшитых по «модным картинкам» 1820-х годов. Изображения сцен гуляний или съезда на бал, картинки из модных журналов, рекламные объявления, костюмы и веера создают пеструю и разнообразную картину дворянской и купеческой жизни в двух столицах.

Где и когда?
Тула, Красноармейский проспект, 16
29 мая 2015, пятница
14:00
30 мая 2015, суббота
10:00
31 мая 2015, воскресенье
10:00
0