
Искусство навевать прохладу
Выставка «Искусство навевать прохладу», подготовленная Государственным музеем
В течение нескольких столетий веер был не только модным аксессуаром женского костюма, но и неотъемлемой частью этикета. «Язык веера» знали все — и женщины, и мужчины. На выставке представлено более сорока вееров из собрания пушкинского музея работы русских и европейских мастеров, в создании которых участвовали талантливые художники, виртуозные резчики и лучшие декораторы. Сравнивая веера различных европейских школ, легко проследить изменение их форм, композиционных решений, смену стилей, образов и сюжетов, а также использование разнообразных материалов и техник работы с ними.
Среди вееров, экспонирующихся на выставке, особую ценность имеет веер из семьи друзей
На выставке широко представлены веера 1840 — 1860-х годов в «стиле маркизы Помпадур», получившем своем название благодаря обращению к искусству XVIII века — подражанию образцам 1750 — 1780-х годов. Это французские, итальянские и испанские веера, экраны которых украшены галантными и историческими сюжетами, сценами из народной жизни и пасторалями. Их остовы собраны из костяных или перламутровых пластин, инкрустированных золотой и серебряной фольгой, оттененной прорезным ажурным орнаментом. Отличительной особенностью изделий 1870 — 1880-х годов является сдержанный колорит, затейливое кружево, асимметричная цветочная роспись и вышивка, галантные сюжеты, легкая ажурная или рельефная резьба.
Неотъемлемой частью выставки являются произведения живописи и графики. Это парадные и камерные женские портреты в модных платьях с разнообразными аксессуарами: чепцами, воротниками, накидками и шалями. Выразительны виды Санкт-Петербурга и Москвы, «населенные» любопытствующей публикой, гуляющими на улице или собравшимися на парад людьми. Украшением выставки служат реплики исторических платьев, сшитых по «модным картинкам» 1820-х годов. Изображения сцен гуляний или съезда на бал, картинки из модных журналов, рекламные объявления, костюмы и веера создают пеструю и разнообразную картину дворянской и купеческой жизни в двух столицах.