Напомним, что 26 июля 2017 года губернатор Тульской области Алексей Дюмин объявил о старте работ по созданию тульской набережной.
Проект представил Олег Шапиро, известный московский архитектор, создатель архитектурного бюро, которое разработало и реконструировало важнейшие объекты столицы: Крымскую набережную и парк им. Горького, Зелёный театр ВДНХ, институт «Стрелка», электротеатр «Станиславский» и другие знаковые для Москвы проекты.
Проект горячо обсуждают онлайн и офлайн. Вот что говорят о проекте известные туляки:
Андрей Колбасинов, предприниматель, создатель сети кофеен «Кофекульт»:
– Я не был на презентации проекта, но знаю о нем многое. Сам я сейчас занимаюсь территорией бывшей военной части, это совсем рядом с будущим музейным кварталом. Мы разрабатываем проект крупного креативного кластера. Еще участвую в разработке территории завода «Октава». Скорее всего, проект «Октава» будет скоординирован с проектом «Тульская набережная».
Территория тульской набережной очень интересная. Здорово, что во все дома на улице Металлистов будут проведены коммуникации. Знаю, есть возражения по этому поводу, мол, нас ждет транспортный коллапс. Да не будет никакого коллапса! Временные неудобства можно потерпеть. Очень правильное решение – открыть набережную именно возле кремля, а не ту, которую уже начинали делать. Та территория оторвана от исторического центра, и, чтобы вдохнуть в нее жизнь, надо застроить многие тысячи квадратных метров. Лично мне непонятен только один момент в проекте «Тульская набережная» – а нужно ли там такое количество спортивных площадок? Можно найти более рациональное использование этой территории.
Вообще область включилась в конкурентную борьбу за переезд сюда, в Тулу, жителей столицы. Нам реально каждый год нужно 10 тысяч человек высококвалифицированных специалистов новых профессий. Как только такие появятся в Туле, сюда придет бизнес – высокотехнологичный, креативный, бизнес будущих поколений. А как только появится такой бизнес, ему понадобятся люди… Вот такой круговорот.
Денис Ворошнин, предприниматель, активист велодвижения в Туле и России:
– Я был на презентации проекта. Круто! Тем более, как я понял, сроки довольно сжатые на его реализацию. А объем работы большой – и коммуникации провести, и реконструкцию зданий выполнить, и наполнить новые общественные пространства – завести бизнес, образовательные и музейные проекты. В некоторых слайдах я видел изображение велосипеда, хотя зона представлена как пешеходная и особо не выделены велодорожки. Впрочем, я не уверен, есть ли смысл делать там велодорожки. Хотя на самой набережной, где скейт-парк, скорее всего, будет и трасса для BMX-велосипедов. При детальной проработке, наверное, учтут этот момент. Собираюсь участвовать в рабочих группах по обсуждению проекта и этот вопрос подниму.
Автор нашей набережной Олег Шапиро сделал Крымскую набережную в столице. На мой взгляд, там идеально уживаются и пешеходы, и велосипедисты. Уверен, что у нас тоже так будет. Ведь архитектор имеет большой опыт организации подобных пространств.
Роман Агибалов, предприниматель, директор и совладелец клуба «Ворота Солнца» и РА «Реклама плюс»:
– Я вместе с супругой (Татьяна Агибалова – директор частного музея «Международного пряника». – Прим. авт.) был на презентации. Проект крутой. И, безусловно, он будет реализован. Но найдется ли у нас столько «крутых» туляков, чтобы заполнить новое общественное пространство не абы чем? Конечно, креативное пространство несет определенную воспитательную функцию, и было бы идеально, если бы оно воспитало новых, креативных, активных людей. Или перевоспитать уже живущих в Туле. Я говорю не о тех, кто будет гулять по новой набережной, – я о тех, кто будет там работать! Кто будет «ковать услуги»? Чтобы те, кто придет на набережную, пили вкусный кофе или чай, чтобы их встречали с улыбкой, чтобы люди гуляли и занимались спортом в комфорте. У меня есть несколько интересных предложений, собираюсь участвовать в обсуждении проекта. Я туляк и мне интересно развитие города в таком формате.
Михаил Тенцер, предприниматель, создатель типографского комплекса «Борус», знаток истории Тулы:
– Я не был на презентации, но много слышал о проекте «Тульская набережная». Я только ЗА! Обеими руками. Уверен, что всё реализовать вполне реально. Тем более Дюмин сказал, что инвестор найдет. Просто так он говорить не будет. Меня реально волнует один момент – транспортные потоки. Надеюсь, специалисты хорошо просчитают новую схему движения автотранспорта.
Мне это место очень нравится. Я давно мечтал, чтобы весь этот квартал открылся тулякам и вновь появился на карте города. Надеюсь, моя мечта сбудется.
Игорь Золотов, предприниматель, генеральный директор типографии «Шар», меценат, создатель арт-объектов «Хвост» и «Укрощение аглицкой блохи тульским левшой»:
– Мое личное убеждение – у Тулы был шанс стать городом-музеем. До начала 70-х годов прошлого века город существовал в таком виде, как его задумала Екатерина Великая, весь центр был сохранен! Но городу не повезло с архитекторами. Их не было, нет и не предвидится. Зато в истории Тулы был Юнак (Иван Харитонович Юнак, первый секретарь обкома, возглавлял Тульскую область почти четверть века. – Прим. авт.), который снес весь центр Тулы и на месте купеческих кварталов появился белодомовский уродец. В 90-е и позже город добили точечной застройкой. Оружейная и купеческая Тула исчезла!
Авторы проекта говорят о туристической привлекательности города после реализации проекта «Тульская набережная». Но ведь туристы едут куда-то не на роликах покататься по набережной.
Наш кремль – небольшая камерная крепость, построенная, кстати, по проекту итальянских архитекторов. Неплохо было бы понизить уровень дороги – чтобы показать высоту его стен. А вот «белый дом», считаю, надо вообще снести. У нас не хватает грамотно отреставрированных или воссозданных улиц старой Тулы. Надо приблизиться к исторической правде. И, может быть, сохранять не только оружейно-купеческую Тулу, но и элементы советской эпохи. Ведь памятник с «историей» тоже может быть туристической фишкой. Вспомните, например, скульптуру Сталина с головой Ленина в Ясной Поляне. На этом примере можно рассказать о целой эпохе!
У англичан есть поговорка – недостатки и промахи архитектора поправит растительность. Нужно ли столько растительности, как предлагают московские архитекторы, на улице Металлистов? Безусловно, на набережной можно и нужно разбить парк, он там уместен. Но зачем спилили деревья – замечательные плодоносящие яблони – перед музеем самоваров?
Сергей Гусев, журналист, краевед, ведущий рубрики «История нашего города» в «Слободе»:
– Наконец восторжествовала историческая справедливость, потому что часть набережной старого русла Упы всегда была частью города, а не складом Тульского оружейного завода. Когда-то еще до войны эту территорию временно отдали заводу, он ее благополучно захламил и после войны отдавать уже не собирался. Да и разгребать ее было себе дороже. Ведь надо было думать, что размещать на этой площадке. Замечу, что кремль в те годы был в полном запустении, из него просто вываливались кирпичи и даже стоял вопрос о сносе крепости.
Знаете ли вы, что именно на свалке ТОЗа у стен кремля случайно «нашлась» потерянная скульптура Петра I и постамент памятника? Представляете, каковы были масштабы этой заводской свалки?! Памятник Петру I отмыли-отчистили и установили перед заводоуправлением в 1962 году.
Конечно, здорово, что всю эту территорию приведут в порядок, реконструируют и отреставрируют дома по улице Металлистов. Это наше достояние, ведь старой Тулы осталось совсем немножко. Казанскую церковь уже не вернешь, но можно установить памятный знак рядом с училищем на ул. Металлистов. Было бы здорово, если бы на домике, где жил наш великий конькобежец, олимпийский чемпион Евгений Гришин, появилась бы мемориальная табличка (он жил в одном из домов в конце улицы Металлистов. – Прим. авт.).
Сейчас за развалинами мы не чувствуем дух нашего города. И не представляем, как можно было пройти вдоль стен кремля к Упе. Проект – только начало большого пути, нас ждет еще много интересных открытий про свой родной город.
А что думаете вы по поводу проекта? У вас есть свои идеи и предложения?
Принять участие в общественном обсуждении проекта «Тульская набережная» можно всем желающим. План публичных обсуждений проекта «Тульская набережная» опубликован здесь