1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Мир
  4. В тульских школах проверяют охрану и не пускают родителей в здания - Новости Тулы и области - MySlo.ru
В тульских школах проверяют охрану и не пускают родителей в здания
Фото lenta.inform.kz

В тульских школах проверяют охрану и не пускают родителей в здания

Эти меры предприняты в связи с ужасными событиями в школах Перми и Бурятии.

Как сообщают пользователи портала, в некоторых школах региона проводятся общешкольные собрания, на которых родителей предупреждают об усилении охраны учебных заведений. А также о том, что теперь их не пустят дальше порога. И связано это с недавними событиями в российских школах.

Напомним, что в Перми 15 января двое подростков с ножами пришли в школу и напали на учеников 4-го класса и их учительницу. В больницах оказались 12 человек. 17 января в средней школе поселка Смольное Челябинской области 16-летний школьник нанес ножевое ранение своему сверстнику. А утром 19 января в школе Улан-Удэ девятиклассник поджег кабинет русского языка, где проходил урок учеников 7-го класса, и напал на детей и учительницу с топором. В больницу с ранениями доставлены семь человек.

Кстати, в Туле тоже были случаи подростковой агрессии, правда, обошлось без поножовщины. Так, год назад 10-летний ученик одной из тульских школ кусал и наносил увечья своим одноклассникам, бросался стульями в учителей и срывал уроки. А в декабре 2017 года в поселке Теплое школьник на уроке географии побил одноклассницу.

В минувшие выходные в Туле прошел объезд образовательных учреждений. Сотрудники администрации проверяли систему безопасности: кнопки быстрого реагирования, наличие охранников и доступ в школу. В результате было предложено оснастить тульские школы турникетами к 1 сентября следующего года.

Насколько такие меры помогут предотвратить ЧП, обсуждали сегодня, 25 января, и в Госдуме, где состоялось заседание экспертного совета, посвященное вопросам безопасности детей.

По мнению депутата Любови Духаниной, проблема не в том, что в пермской школе не было охранника или турникета. Она заключается в том, что у детей возникают конфликты, которые они не могут в силу своего возраста решить самостоятельно. По данным опроса, проведенного ОНФ, 40% детей считают себя одинокими. Многие дети говорят, что в сложных ситуациях им не с кем посоветоваться. Поэтому на самом деле это вопрос не систем безопасности, а психологического комфорта ребенка в школе в период образовательного процесса. Дети не находят среди одноклассников и взрослых тех, кто мог бы помочь решить их внутренние конфликты.

Любовь Духанина

– Усиленные меры безопасности в школах – рамки металлоискателя, камеры, решетки на окнах и современная пропускная система – не решат проблему подросткового насилия. Действительно, важно обратить внимание на организацию воспитательного процесса в семье и школе. Чем сегодня интересуются школьники? Кто для них является авторитетом? Система образования должна это учитывать и предупреждать растущую жестокость в школьной среде.

Вообще произошедшие события обозначили большую проблему в обществе: рост тинейджерской агрессивности и жестокости. Подростковый, или пубертатный период – самый сложный в жизни человека: энергии – через край, гормоны бушуют, а внутреннего контроля и жизненного опыта совсем мало.

Сделать акцент именно на воспитательной работе призвала и министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Ольга Васильева

- Нам нужно работать и с учениками, и с родителями. Нужно заниматься тем, о чем много говорим, – воспитанием наших детей!

Михаил Виноградов, профессор психиатрии, известный российский психиатр-криминалист, считает, что самый опасный возраст – 13 лет:

Михаил Виноградов

– Основная причина подростковой жестокости – это желание самоутвердиться. Дети, устроившие поножовщину в школе, хотели выделиться, поэтому они выбрали жертву, которая не смогла им дать отпор.

Еще один очень важный аспект – такие действия выкладывают в сеть. Дети под влиянием полученной информации постепенно приходят к выбору агрессивной жизни, начинают искать людей, которые разделяли бы их интересы. Но идти по пути разрушения решают далеко не все подростки. Это в первую очередь зависит от воспитания. Нормы, определенные взгляды, формы взаимодействия и реагирования ребенку надо закладывать с раннего детства. С ним обязательно надо разговаривать. Чтобы ребенок понимал, что его любят, уважают и живут его интересами, достаточно 15 минут родительского внимания в день.

Правда, по словам самих подростков, родители предпочитают общаться с ними в основном об оценках в школе и подготовке в вуз. Под запретом оказались вопросы из сферы сексуальных отношений, первой любви, вредных привычек и отношений с друзьями. Информацию по этим темам старшеклассники чаще всего ищут в интернете или у своих друзей. На вопрос «почему?» подростки честно ответили, что боятся осуждения со стороны родителей.

Также старшеклассники рассказали, что взрослые слишком давят на них, не учитывают их мнение или же не в состоянии их понять. 

Родителям важно накормить детей, одеть, обуть и обеспечить хотя бы среднее образование. О том, что «кормить» нужно не только хлебом, но и эмоциями, редко кто задумывается. Но если ребенку отказано в праве выражать эмоции, в праве не соглашаться с мнением родителей, в праве выбирать, в праве плакать на плече у мамы о своих детских горестях и при этом быть одобренным и понятым, это не значит, что детских эмоций не существует. Они есть! Только выражать их приходится так, чтобы мама не была расстроена.  

Социолог Даниил Александров:

Даниил Александров

– Люди вообще себя плохо контролируют. Но у подростков это особенно выражено. Эмоциональная мотивация и способность к действию у подростков очень высокие, а самоконтроль и регуляция поведения – очень низкие. Это опасный период. Проблема наша в том, что у нас плохо развита психологическая подростковая помощь, мало грамотных психологов. Наша психология цветет, как сто цветов, антинаучными практиками. Например, задача финских школ – поддерживать отстающих и выпадающих из процесса и жизни. Соответственно, они нацелены на выявление проблем. Русская же школа ориентирована на успех, ее интересуют высокие достижения учеников: олимпиады и все такое. Но надо понимать, что школа мало что может сделать. По влиянию на подростков на первом месте находятся сверстники. Потом семья. Потом школа – на третьем месте, не выше. Вклад школы в регуляцию поведения подростков очень низкий.

На собраниях в тульских школах много говорят и про опасности интернета для детей. Призывают родителей внимательно следить за тем, что ищет их чадо в сети. А между тем Роскомнадзор заблокировал около 300 000 материалов, которые представляют опасность для детей: с детской порнографией, пропагандой суицида и проч.

В Госдуму уже внесли проект закона, который запрещает детям до 14 лет регистрироваться в социальных сетях без письменного согласия их законных представителей.

Психолог, психотерапевт Лариса Милова считает, что если в подростковом возрасте взрослые пытаются усилить родительский контроль, то из ребенка в конечном итоге вырастет человек с рабской психологией. Или подросток уйдет в протестные реакции вплоть до занятий и поступков, которые опасны для жизни.

Лариса Милова

– Интернет стал неотъемлемой частью современной жизни. Если в семье ребенка поддерживают, у него хорошая самооценка, появляются увлечения, приносящие достижения – победы в конкурсах или на соревнованиях, то как раз эти достижения и становятся способом заявить о себе.

Если же у подростка таких отношений в семье нет, то он ищет признания среди сверстников либо же в группах в соцсетях.

Каждый ребенок хочет чувствовать себя сильным, красивым, доказать, что он что-то может, заявить о себе. Для таких детей идти наперекор общественным нормам – это самый легкий способ обратить на себя максимальное вни­мание.

Ольга Панфёрова, директор МБУДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», считает, что в регионе есть механизмы для решения проблемы подростковой агрессии. Для решения конфликтов практически в каждой школе Тульской области создана школьная служба примирения. Их работу координируют территориальные службы примирения.

Ольга Панферова

– Сейчас службы школьного примирения созданы в 45 образовательных учреждениях города. Внутришкольные конфликты решаются при помощи медиации. Если школы оказываются в сложном положении, тогда мы включаемся в процесс разрешения конфликта. Например, в одной из школ двое старшеклассников дружили с раннего детства. Один из них – из вполне благополучной семьи, другого воспитывала бабушка. Они были неразлучны, и вот как-то раз на перемене между ними произошел конфликт: один из этих мальчиков плюнул в другого. Пострадавший говорил о том, что друг ему попросту завидует, а обидчик заявил, что друг не понимает тех обстоятельств, которые у него произошли в жизни. Нам удалось разрешить этот конфликт и сохранить дружбу молодых людей.

В каждой школе есть социальный педагог либо педагог-психолог. Такая психологическая служба берет на себя разрешение конфликтов, но уже другими методами.

Также в Центре мы рассматриваем обращения и родителей учеников. Так, мама девочки-подростка рассказала, что дочь прогуливает школу: выходит из дома с утра, но на уроки не приходит. Мы побеседовали с ребенком и выяснили, что на девочку дома оказывают сильное давление. От нее постоянно требуют только хороших оценок, она боится разочаровать родителей и, чтобы не получать плохих оценок, решила не ходить в школу. 

В целом вопросы, с которыми к нам обращаются сами дети, связаны с конфликтами со сверстниками, заниженной самооценкой и недопониманием в семье.

Галина Гладкова, руководитель школьной службы примирения, Новомосковск:

Галина Гладкова

– Медиация – восстановительная программа – возможна лишь в том случае, если стороны согласны примириться. Процесс начинается со встречи специалиста с каждой из сторон конфликта. А профессионализм медиатора состоит в подготовке общей встречи этих людей и в разрешении конфликтной ситуации.

Также дети, подростки и их родители могут обратиться за помощью к психологам-консультантам по единому телефону доверия 8-800-2000-122.

Мы решили спросить родителей подростков, знают ли они про возможности психологической поддержки в тульских школах и кто такие медиаторы. Большинство родителей рассказали, что узнали о работе в школе психолога на общем родительском собрании. А вот с вопросом о медиаторах всё оказалось сложнее. Здесь мнения разделились: примерно половина родителей ответили, что медиатор – это пластинка, которой играют на гитаре, другая половина рассказала, что это – специалисты по примирению, но где именно они работают и как могут помочь подросткам и их родителям, не знают.

По словам подростков, к большинству конфликтов со сверстниками приводят ревность, зависть и личная неприязнь. Иногда неразрешенные конфликты становятся причиной агрессивного поведения. Что же делать в таких случаях родителям и детям - поясняет юрист Евгений Черников.

Евгений Черников

– За правонарушения, совершенные лицами до 14 лет, сами дети ответственность нести не могут. По закону, ответственность за их действия и ненадлежащее воспитание несут законные представители – родители и опекуны. В случае, если чадо что-то натворило, родитель должен не только компенсировать ущерб потерпевшим (в том числе и моральный вред), но, весьма вероятно, родителя можно еще и привлечь к административной ответственности за то, что до такой степени «довоспитывал» ребенка.

В редких случаях при совершении особо тяжких преступлений малолетними до 14 лет суд может направить их в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Что делать, если вы или ваши дети столкнулись с явными правонарушениями со стороны несовершеннолетнего? Смело идти в полицию и писать соответствующее заявление.

Кстати, есть экспериментально подтвержденная статистика: чем больше школа, тем больше в ней агрессии. Объяснение этого феномена простое – в малочисленных школах все дети на виду, как в деревне, и все проблемы, которые есть, решаются сразу и быстро, всем миром – родителями, соседями и школой.

По данным министерства труда и социальной защиты Тульской области, на 1 января 2018 года на профилактическом учете состоят 3962 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В 75,5% случаев причиной постановки несовершеннолетних на профилактический учет является безнадзорность.

Для справки: безнадзорным признается ребенок, контроль за поведением которого отсутствует вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей.

В 2017 году к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей привлечено 6118 родителей (иных законных представителей) несовершенно­летних.

Еще один аспект подростковой агрессивности, вернее, ее выявления - заставить всех пройти освидетельствование у психиатра. Напомним, что уже несколько лет Госдума России рассматривает законопроект, по которому учеников российских школ будут ежегодно тестировать на наркотики.

Законодатели хотят прибавить к этому еще и обязательное освидетельствование у психиатра.

Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова считает, что такие меры возможно только при соблюдении полной конфиденциальности:

Наталия Зыкова

– Сейчас тестирование на наркотики учеников школ проходит добровольно, с согласия законных представителей. Однако нередко на подобный запрос может поступить отказ со стороны родителей школьников. Отмечу, что за последнее время сохраняется тенденция к снижению числа детей в Тульской области, нуждающихся в наркологической помощи. В 2014 году таких подростков было 265, в 2015 году – 248, а годом позже – 198. Также с каждым годом этот тест проходит все больше детей: в 2016 году – 4 367 школьников, а уже в 2017 году – более 17 000.

Наркомания – заболевание, которое носит социально опасный характер для окружающих. Не исключено  вовлечение зависимыми подростками в употребление и своих сверстников, одноклассников. И чем раньше будет выявлена проблема, тем быстрее  зависимые несовершеннолетние смогут получить помощь. Обязательное тестирование может стать и хорошей профилактической мерой.

Считаю, что решать данный вопрос необходимо только в контексте обязательности соблюдения конфиденциальности по результатам такого тестирования, а также и освидетельствование у психиатра.

Что делать родителям, если ребенок жалуется на агрессивность одноклассников?

  • Признать наличие проблемы и не ждать, что всё как-нибудь рассосётся.
  • Не бояться вмешиваться, «чтобы не было хуже». Уже плохо, с этим нужно что-то делать, а не игнорировать.
  • При физических нападениях: собирать освидетельствования синяков, ссадин, травм специалистами. При психологических — оценку последствий психологических травм у психолога.
  • Организовывать разноуровневые встречи: родителей, учителей, руководства школы. Требовать, чтобы классный руководитель и ответственные взрослые провели работу по изменению ситуации в классе.
  • Если вас не слышат, меняйте школу.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

25 января 2018, в 20:02 +5
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Тульские десантники готовятся к сверхдальнему лыжному переходу
Тульские десантники готовятся к сверхдальнему лыжному переходу
Тульские школьники примут участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности
Тульские школьники примут участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.