Одним из инициаторов ее был Никита Кащеев, руководитель LAKI Group, активно рекламировавшей строительную компанию «Ё-ХАУС» (ООО «Партнер»). На встречу он, правда, не пришел, пояснив, что ему не рекомендовали участвовать в публичных обсуждениях в связи с проверкой застройщика правоохранительными органами.
Поводом для проверок стала остановка строек более двух сотен индивидуальных домов в Туле и области. Основная их часть финансировалась в рамках ипотечного кредитования. Первые заявления в отношении руководства «Ё-ХАУСа» были поданы в полицию еще в октябре.
Но тогда компания ещё «кормила» многих клиентов обещаниями и создавала видимость работы. Когда же люди начали массово обращаться в правоохранительные органы, стройки встали. Myslo подробно рассказывал об этом здесь.
Спустя месяц заявлениям наконец-то дали ход. Клиентов застройщика начали приглашать в полицию для более детального выяснения ситуации в рамках доследственного разбирательства. К этому моменту появилась информация о том, что Игорь Амелин, один из руководителей ООО «Партнер» (кстати, на двери его кабинета в «Ё-ХАУСе» красовалась вывеска «Создатель»), покинул как минимум пределы Тульской области. Находится он в розыске или нет — пока неизвестно.
Клиенты застройщика предполагают, что стали жертвами мошеннической схемы (о ней Myslo расскажет подробнее в следующих публикациях).
Но помимо того, что людей признали потерпевшими, у них есть и ещё одна насущная проблема: что делать с ипотекой на дом, который никто не строит?
С просьбой о помощи многие клиенты «Ё-ХАУСа» обращались в правительство Тульской области и к руководству региона. Спустя некоторое время они получили ответ, в котором содержались в общем-то всем известные факты:
«Жители вправе самостоятельно обратиться в суд или правоохранительные органы с заявлением о защите нарушенных прав или преступлении. По информации министерства строительства Тульской области, в сложившейся ситуации можно сменить подрядную организацию, провести оценку выполненных ООО „Партнер“ работ, в судебном порядке взыскать разницу между суммой оплаченных денежных средств и фактически выполненных работ по договору подряда, а далее достроить объект в рамках договора с новой подрядной организацией».
Пытаясь понять, что делать и как быть, клиенты застройщика пришли на встречу с представителями Сбербанка. Собравшимся напомнили обо всех стандартных механизмах отсрочек платежей, реструктуризации, смены подрядчика и прочего. А также напомнили, что договор с подрядчиком — двусторонний.
— У нас нестандартная ситуация, нас более 100 семей, — рассказали клиенты. — Большинство готовы банкротиться, лишь бы отмахнуться от этого всего. У многих просто пустые участки стоят, у других камушки наложены — якобы фундамент. Неужели банку не нужны его активы? Это же сотни миллионов рублей! Может, получится этот вопрос как-то решить на уровне руководства банка и найти для нас нестандартное решение проблемы?
— Именно для этого и была организована эта встреча. Мы сейчас соберем все вопросы и возьмем их в проработку. Каких-то линейных решений не будет — это точно, — ответил начальник управления по работе с партнерами и ипотечного кредитования Тульского отделения ПАО Сбербанк Никита Вишин.
В связи с этим клиенты «Ё-ХАУСа» также попросили рассмотреть вопросы пересмотра процентной ставки на будущий сезон, условия сдачи дома в залог, а также особенностей достройки дома своими силами.
Но люди хотели не только узнать, что им делать с долгами, но и понять, можно ли теперь доверять аккредитованным застройщикам. Ведь ООО «Партнер» тоже находился в этом списке.
— Проводится ли со стороны банка проверка тех строительных компаний, которые вы аккредитовали? Каким образом и как часто это происходит? Получается, что если мы проводим сделку через банк, то это тоже небезопасно? — обратилась к представителю финансовой организации риелтор.
Никита Вишин рассказал, что плановый мониторинг застройщиков проводится раз в год и в момент его проведения все было в порядке.
— Мы в октябре 2024 года перевели второй транш «Ё-ХАУСу» 3 млн рублей — через Сбербанк. Через неделю у нас попросили отсрочку, а еще через неделю оказалось, что наша стройка остановлена. Мы доверяли «ДомКлику», мы доверяли банку. Мы просто в шоке! Как был одобрен этот транш? — спросила одна из участниц.
— По поводу поведения подрядчика — это вопрос к компетентным органам. Если в какой-то момент подрядчик совершил недобросовестные действия, то в этом случае необходимо обращаться в правоохранительные органы и суд, — ответил Никита Вишин.
— А Сбербанк в 2024 году проводил проверку доходов «Ё-ХАУСа»?
— По моей информации, на момент её проведения негативных факторов не было выявлено. Остальное — это вопрос компетентных органов. Я вряд ли прокомментирую эту информацию.
Также участников встречи интересовал процесс проверки выполнения подрядчиком этапов строительства.
— Мне Сбербанк выдал второй транш на основании приложенного фото фундамента. Но по факту, согласно смете, мой фундамент не был доделан — у меня нет железобетонной плиты. Банк должен был на это обратить внимание? Понятно, что тут и заемщик должен проверять. Но банк как-то следит за своим аккредитованным застройщиком? Проверяет структуру траншей?
— Банк проверяет. Многие клиенты, наоборот, недовольны излишней придирчивостью со стороны банка. В данном конкретном случае нужно разбираться и исходить из того, каким образом составлен договор подряда, каким образом было там изложено.
— Мы не профессиональные строители. Мы просим вас о помощи!
— Мы вас слышим и будем искать пути решения. К вопросу того, насколько глубокий анализ должны проводить банки, мы ещё вернёмся. Но напомню, что отношения между клиентом и подрядчиком — это двусторонние отношения. Да, мы проверяем, нам важно понимать, что выступает залогом. Но какие-то нюансы по фото-и видеофиксации сложно увидеть. Они прописываются в договоре, чтобы не было каких-то явных нарушений строительства, — например, чтобы клиент не получил деревянный фундамент вместо бетонного. Банк рассчитывает в первую очередь на то, что именно клиент контролирует процесс строительства. Вы же подписали акт выполненных работ, и этому есть подтверждения.
У участников встречи были вопросы и по процессу выдачи ипотеки. Некоторые заявили, что им был одобрен многомиллионный кредит, но на протяжении последних нескольких лет они не имели дохода и фактически являлись безработными. Этот вопрос Никита Вишин также обещал передать в соответствующий отдел для проработки.
По итогу встречи решено было дать ответы на самые острые вопросы в течение нескольких дней. Остальные же — взять в более детальную проработку.