— Алексей Викторович, в фильме «Крым» поднимаются сложные, трогательные темы. Как зародилась идея создания этого проекта?
- Это случилось в марте 2014 года. Я оказался в Крыму и почувствовал энергетику, которая исходит от этого места и окружающих людей: она может свести с ума любого творческого человека. Это было похоже на тот момент, когда Юрий Гагарин отправлялся в неизведанный космос. Страхи, хлопоты, слезы, радость, надежды — все смешалось в единое массовое ощущение. То же самое люди пережили в Крыму. Эмоции невозможно сдержать и, выплескиваясь наружу, они образуют незримое облако впечатлений. С ним я и столкнулся. Решил: если и снимать фильм, то только о событиях в Крыму.
— Как шла работа над фильмом?
- Задумывая этот фильм, я понимал, с какой силой мне придется столкнуться. Предчувствуя шквал критики, изучил историческую хронику в малейших деталях. Ведь взять на себя ответственность за столь эмоциональную картину — сложная задача даже для опытного режиссера. Тем более, тема Крыма до сих пор актуальна и находится в центре внимания мировых СМИ.
На работу над сценарием ушло почти два года. Трудность была в том, что обстановка постоянно менялась: началась война на Украине, люди находились в смятении. Политика задавила настолько, что я понял: надо снимать не о ней, а о любви — самом сильном на свете чувстве. Смена концепции сыграла ключевую роль. Фильм стал гораздо глубже, чем предполагалось.
К чему лукавить: работать над «Крымом» было сложно. На площадке было много военной техники.
Как только съемочная группа приехала в Севастополь, мы созвали всех местных журналистов, чтобы распространить по городу важное объявление: «Ведутся съемки».
А «Беркут» на площади Нахимова, вертолеты в небе, общая паника — все это понарошку, не по-настоящему. Мы хотели, чтобы люди ничего не боялись. Крымчане каждый день приходили на съемочную площадку и говорили: «Ребята, все было точно так. Мы думали, что вернулись в тот страшный 2014 год». После таких слов я уверен: мы сделали все верно, общественность должна знать правду.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/8e/bd/51d5-1886-423e-9f4e-6d12194c97e2/07c7afcf-8154-43f6-8cf2-d03b119b7bda.jpg)
Кадр со съемок фильма «Крым». Фото «Нашей газеты».
В съемках были задействованы жители Севастополя. Они, как никто другой, смогли воспроизвести ту атмосферу, которая царила здесь в моменты отчаяния. Приведу в пример эпизод на вокзале. Из 800 снявшихся в нем людей 600 — реальные участники встречи поезда. С одной стороны, с ними было легко работать: они сами все рассказывали. Но, с другой стороны, не все понимали специфику художественного кино. Думая, что мы снимаем документальный фильм, люди часто подходили с одним и тем же вопросом: «Что мне делать? В реальности я стоял вон там, а сейчас — в пяти метрах от того места».
— У вашего фильма два слогана. И если с первым («С любимыми не расставайтесь») все понятно, то второй — «Любовь сильнее ненависти» — вызывает вопросы. Что Вы этим имели в виду?
- Волна ненависти пошла три года назад. Рассказав идею фильма друзьям, я столкнулся не просто с непониманием, а с презрением. Приятели из либерального лагеря открыто выражали свое недовольство, называя меня слепым безумцем. Они до сих пор уверены, что я освещаю события не с той стороны. Но это полная чушь: фильм «Крым» не о важности политики, а о господстве любви. Я хотел показать, что она сильнее любых невзгод, решений, людей и расстояний.
И история современных Ромео и Джульетты лучше всего могла это проиллюстрировать.
Нас разводит по разные стороны баррикад чье-то политическое безумство. Так не должно быть, это не правильно.
— Кто консультировал вас по вопросам исторической точности?
- В военных эпизодах нас консультировали опытные люди, которые реально знают в этом толк. Многое из того, что я услышал, не получилось внести в сценарий. Я подумал: на эту тему снимут еще сотню фильмов, оставлю коллегам почву для сюжетов. Но режиссеры почему-то не выстраиваются в очередь за крымскими событиями.
— У вашего фильма низкий рейтинг на «Кинопоиске». Вы описываете столько достоинств «Крыма», что даже не верится в эти цифры. Как считаете, с чем они связаны?
- Я давно работаю в киноиндустрии, но такой антирекламной кампании, как у «Крыма», не видел никогда. Аналитики предрекали нам максимум 100 миллионов сборов. Но всего за две недели проката фильм собрал уже больше трехсот. Будет еще больше!
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/8e/bd/51d5-1886-423e-9f4e-6d12194c97e2/a190bc89-6ebe-4422-9427-71aa25b480d7.jpg)
Кадр со съемок фильма «Крым». Фото «Нашей газеты».
Мы ожидали, что у картины будет много врагов: ведь даже название провокационное. Так и вышло. Против нас работали информационные войска Украины, зарубежные СМИ, различные внутренние структуры. За две недели до премьеры они общими усилиями «накрутили» рейтинг «Крыма»: он стал огромным. А потом, в пятницу, когда начался прокат, рейтинг резко обвалился. Его специально обрушили противники фильма, и мы даже вычислили одного из этих людей. В своем посте в соцсетях он написал: «Поздравляю, ребята! Трехмесячная работа по уничтожению фильма „Крым“ увенчалась успехом. Теперь он ничего не соберет в прокате». Позже этот пост был удален, но у меня остался скриншот.
Антирекламная работа велась очень грамотно, были задействованы современные дорогостоящие технологии.
Хорошо, что зрители поняли: в фильме главное — любовь.
Прокатчики все, как один, говорят мне: «Впервые видим, что картина собирает и молодых, и пожилых. Выходя из зала, мужчины плачут. Это достойно аплодисментов». Я готов кланяться в ноги нашему народу. В регионах не так много денег, но люди несут свои кровно заработанные в кассы кинотеатров. Так происходит потому, что история «Крыма» реально цепляет.
— По какому принципу Вы подбирали актеров?
- Такой сюжет требует души. Я искал людей, которые не гонятся за большим гонораром, а умеют жить сердцем. В глазах Романа Курцына и Евгении Лаповой я увидел заразительный огонек и понял, что эти ребята смогут рассказать сложную душещипательную историю. Им поверят. Так и вышло.
![](https://cdn.myslo.ru/Content/Contents/8e/bd/51d5-1886-423e-9f4e-6d12194c97e2/d9c02cc9-d1ef-4c9e-b829-d882876cf62e.jpg)
Кадр из фильма «Крым».
Ну и, конечно, я, как сторонник голливудской школы, подбирал красивых актеров. Важно, чтобы мужская половина зала возжелала героиню, а женская — героя. У меня, кажется, получилась идеальная экранная пара!
— Не было ли у Вас мысли снять фильм о событиях, происходящих на востоке Украины?
- У меня многие спрашивают об этом. Но я, как режиссер, сейчас слишком эмоционально вымотан и в скором будущем вряд ли смогу посягнуть на столь глобальную историю. А если нет соответствующей эмоции, не стоит и снимать.
Я всегда работаю с душой. Иногда я даже заранее определяю с актерами главный саундтрек. Так, с Ромой и Женей, мы остановились на треке Наргиз Закировой «С любимыми не расставайтесь». Ребята настолько влюбились в эту песню, что стали ревновать ее к окружающим.
Однажды, сидя в ресторане и увидев, как под нее танцуют люди, Рома и Женя начали возмущаться: «Почему они эту песню выбрали? Она же наша».
Вдохновения, которое может побудить меня к созданию еще одной сильной истории, у меня пока нет. Боюсь, что сердце не выдержит нового потрясения. Вот почему я сейчас задумываю нечто более воздушное: хочу снять авантюрную комедию.
Алексей Викторович Пиманов.
Режиссер, продюсер, сценарист, журналист, телеведущий.
Родился 9 февраля 1962 года в Москве.
Женат на актрисе Ольге Погодиной. Есть три ребенка: сыновья Денис и Артем (от первого брака с Валерией Архиповой) и приемная дочь Дария (от второго брака с журналисткой Валентиной Пимановой).
С 1997 года — ведущий программы «Человек и закон» на «ОРТ» и «Первом канале».
Продюсер пятидесяти фильмов, среди которых «Зоя», «Путейцы», «Ненависть», «Цыганки»
Увлекается политологией, историей и спортом — хоккеем и теннисом.