9 июля в Ясной Поляне открылся шестой международный арт-фестиваль «Сад гениев». В первый день была запланирована демонстрация эскизов трёх спектаклей, созданных в рамках проекта «Театральная лаборатория», которую курирует Театр Наций под руководством Евгения Миронова.
Но после первой постановки «Отрочество» театра «ФЭСТ» (Мытищи) погода внесла свои коррективы в программу фестиваля: из-за начавшейся грозы пьесу Юлии Яковлевой «Конечная остановка» тулякам увидеть не удалось. Сперва начало отложили на двадцать минут, а когда ещё через пятнадцать дождь начался с новой силой, было принято решение об отмене спектакля. К сожалению, артисты театра «Святая крепость» из Выборга проехали тысячу километров только ради того, чтобы разделить сцену со зрителями, прятавшимися там от града.
Словом, были наглядно продемонстрированы все минусы проведения спектаклей на свежем воздухе. Зато у тульских театралов была прекрасная возможность проявить свою преданность искусству – пожертвовать комфортом и, мокрыми до нитки, искренне надеяться на продолжение спектакля, а потом отправиться дальше приобщаться к высокому.
Завершал работу «Лаборатории» эскиз по пьесе Василия Сигарева «Алексей Каренин» в постановке театра города Елец «Бенефис» (режиссёр Александр Огарев).
Сама пьеса, к слову, ставится в МХТ им. Чехова, а также недавно по ней был снят фильм «До свидания, мама». В её основе лежит идея, предложенная Сигареву самим Олегом Табаковым, – взгляд на классический толстовский сюжет со стороны Алексея, а не Анны, раскрывающий трагедию его любви.
Постановка прошла при абсолютном аншлаге, но общую реакцию публики можно назвать неоднозначной. Многое, конечно, надо списать на то, что был показан лишь «черновой» вариант, но, как верно подметила после спектакля театровед Татьяна Тихоновец, продемонстрированному варианту «Алексея Каренина» не хватает драматичности. Во время просмотра не раз возникало впечатление, что смысловые акценты расставлены не совсем последовательно или логично. Не пошло на пользу и отсутствие некоторых сцен, которые не вошли в эскиз, но очень важны для раскрытия персонажей. Неудачей нужно признать и образ Анны, низведённый до уровня капризной манипуляторши. Поначалу кажется оригинальным решением дать роль семилетнего сына Сережи взрослому актеру, но к финалу это оборачивается нелепым фарсом, что мешает воспринимать этого персонажа как некое олицетворение совести Алексея. В результате задумки режиссёра Огарева находят на сцене пока ещё не самое лучшее воплощение.
В общем, первый день «Сада гениев» удачно согласовался со словами режиссёра о том, что пьеса «Алексей Каренин» говорит о неизбежном поражении в земном, материальном смысле того, кто любит. К несчастью, проигравшими тут стали зрители, влюблённые в театр.