Привет! Давайте знакомиться. Меня зовут Валентина, я работаю учителем-логопедом с 2008 года.
Когда мне было пять лет, я тоже занималась с логопедом в детском саду: долго не могла правильно «р» говорить. В юном возрасте я восхищалась талантливыми педагогами, которые меня окружали. Видимо, эта профессия выбрала меня сама.
В свободное от работы время я танцую — уже не представляю себя без этого. В bellydance я с 2009 года и горжусь тем, что и здесь достигла высот: с недавнего времени я получила уровень профи!
Сегодня я приоткрою вам дверь в жизнь учителя-логопеда и расскажу, как проходит мой рабочий день.
6.00 — Звонок будильника. Быстро отключаю его и даю себе проснуться. Получается плохо.
6.30 — Встаю, иду умываться. Выхожу на балкон — отсюда классный вид на проспект Ленина. Доброе утро, Тула!
7.00 — Время утренней гимнастики: немного йоги, обруч.
7.30 — Сегодня четверг, а значит, на завтрак мои любимые сырники с греческим йогуртом, вишней и бананом.
8.00 — Провожаю сына на работу и собираюсь сама.
8.35 — Выбегаю из дома и бодрым шагом иду на работу в детский сад.
9.00 — Я на месте. У меня первое групповое занятие в логопедической группе. Сегодня мы знакомимся со звуком и буквой «ж». Помогает нам герой занятия Пчелка Жужа. В конце занятия дети, как обычно, получили поощрительные наклейки с героем занятия.
Логопед — это специалист, который занимается выявлением и коррекцией различных речевых нарушений не только у детей, но и взрослых.
Причин речевых нарушений несколько: врожденные аномалии развития, проблемы со слухом, педагогическая запущенность и даже психологические травмы. Точно предсказать время, которое потребуется для нормализации речи, нельзя — все зависит от индивидуальных особенностей.
Раннее речевое развитие здорового ребенка начинается с гуления и лепета в младенчестве. К 1,5- 2,5 годам должны появиться понятные слова типа «мама», «пить», «иди» и простые фразы с этими словами. Если ребенок в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит». Лучше перестраховаться и убедиться, что это не задержка речевого развития и не алалия.
Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание от нормы развития в речи детей до трёх лет вследствие различных органических и социальных причин.
Алалия — это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые три года жизни ребенка.
Мамы и папы должны выстраивать благоприятную языковую среду — тогда ваше чадо наверняка заговорит как надо! Читайте с ребенком книги, играйте в ролевые и звуковые игры, а главное — поощряйте его за любой прогресс, даже если речь еще неидеальна.
9.35 — Занятие закончилось. Поговорила с воспитателем о трудностях некоторых детей, похвалила ребят за активность и внимательность. Иду в кабинет, уточняю расписание занятий на вторую половину дня в своей логостудии. Восемь занятий. Отмен нет. Быстро готовлю материал и игры для индивидуальных занятий с детьми по звукопроизношению.
10.00 — На индивидуальном занятии с Катюшей продолжали покорять самый трудный для неё звук — «р». Сделали дыхательные упражнения на сильную воздушную струю, укрепляли язычок артикуляционными упражнениями для вызова вибрации его кончика. Помогали качать язычок ватными палочками и зондом. Звук пока не очень поддается, но Катюшка очень старается!
Зонды и зондозаменители — это инструменты-помощники логопеда при постановке правильной артикуляции того или иного звука. Ими мы воздействуем на мышцы артикуляционного аппарата при логопедическом массаже.
13.00 — Работа в детском саду сегодня окончена. Да, официальный рабочий день учителя-логопеда — 4 часа, и ты — свободная птица! Хочешь — лети по своим делам, отдыхай или на еще одну работу, как в моем случае.
Забегаю в супермаркет за сытным салатиком и конфетами — сладости я кладу в поощрительную корзиночку для деток.
13.35 — В логостудии быстро перекусила, готовлюсь к занятиям.
Сегодня у меня два школьника на коррекции дисграфии и дизорфографии, три девочки 4-5 лет с ОНР, один четырехлетний мальчик с ЗРР и дизартрией. Плюс одно групповое занятие по подготовке к школе для пяти маленьких учеников.
Теперь давайте разберемся, что это за нарушения и в чем они проявляются.
Дисграфия — это нарушение письменной речи, которое характеризуется стойким повторением ошибок при написании слов, предложений и текстов. Ошибки не связаны с незнанием правил орфографии.
Дизорфография — это нарушение усвоения орфографических правил, которое проявляется в повторяющихся ошибках на письме, несмотря на знание правил.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Дизартрия — это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи.
13.45 — Быстро накидываю структуру сегодняшних занятий в логопедическом блокноте. Готовлю логопедические инструменты для мальчика с дизартрией.
19.45 — Занятия закончились. Устала, но эта усталость приятная. Навожу порядок в кабинете.
20.00 — Иду домой, по пути успеваю заскочить в супермаркет и созвониться с родителями — узнаю, как прошел их день, что новенького…
20.45 — Я дома. Сын машет мне привет из комнаты. После косметических процедур сажусь ужинать, параллельно просматривая соцсети. Обсуждаю сроки ремонта в квартире на летний период. Переживаю, что не справлюсь, но я люблю добиваться поставленных задач!
22.30 — Duolingo напоминает о занятиях французским языком. Быстренько прохожу один урок в приложении — на большее сил уже нет.
22.45 — Откладываю книгу и готовлюсь ко сну. Завтра новый, не менее насыщенный день.