Фото Александра Долгина

Шестой «Сад гениев»: семь дней чистого искусства

В Ясной Поляне спектаклем «Война и мир» завершился арт-фестиваль «Сад гениев». Подводим итоги фестивальной недели.

С 9 по 15 июля в Тульской области, в музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» прошёл международный арт-фестиваль «Сад гениев». Большая удача, что организаторы фестиваля составили программу так, что именно на выходные 10-12 июля попали самые важные спектакли и лекции. Выступление несравненной Ирины Скобцевой, стихи на закате в исполнении молодой поэтессы Веры Полозковой, концерт с соло на печатной машинке — такими запомнились фестивальные пятница и суббота.

Настоящим апофеозом стала программа четвёртого дня, 12 июля, вобравшая в себя поразительно яркие мероприятия.

Лекция «Мануэл де Оливейра: невозможность экранизации от Данте до Джойса» кинокритика Антона Долина, известного многим по передаче «Вечерний Ургант», «Мануэл де Оливейра: невозможность экранизации от Данте до Джойса» началась с небольшим опозданием. Впоследствии это привело к некоторой неловкости, когда на вопрос лектора о том, кто планирует посетить выступление писателя Дмитрия Быкова, которое по расписанию стояло сразу после, почти весь зал поднял руки. «Очень хорошо, тогда закончим через пятнадцать минут, чтобы все успели туда» — сдержанно заключил Долин.

На самом деле, конечно, 15 минут – это слишком мало, чтобы подробно рассказать о судьбе и фильмографии удивительного португальского режиссёра, прожившего сто шесть лет и активно снимавшего кино до самой кончины. Дело осложнялось также тем, что работы Мануэла де Оливейры никогда не переводились на русский, и зрителям было тяжело смотреть отрывки из его картин. К сожалению, некоторые слушатели так и не смогли вникнуть в тему, и всё, о чём рассказывал Долин, так и осталось для них загадкой. А жаль — ведь Оливейра был очень интересным человеком с особым восприятием кино. Он придерживался мнения о том, что кино — это вторичное искусство по отношению к другим, и пытался найти пути его развития — экранизировал классику, в том числе Данте, Шекспира, Достоевского и многих прочих, стараясь не просто визуализировать текст, а попытаться выразить его как-то иначе.

Интервью с Антоном Долиным читайте в разделе «Город».

От кино к литературе: погружение в литературный текст должно было произойти на лекции поэта и писателя Дмитрия Быкова «Анна Каренина» как политический роман». Зачитав несколько отрывков из «самого непрочитанного русского романа из-за огромного количества подтекстов и советской критики», Быков начал проводить легко узнаваемые параллели с нашим временем, вплетая изредка в повествование медийных личностей сегодняшнего дня для пущей наглядности.

Несмотря на общий смех, нашлись те, кто не оценил сарказма Быкова относительно нынешней политической обстановки и парадоксального, порой стопроцентного совпадения с реалиями, описываемыми Толстым. По мнению Быкова, железная дорога предстает символом страшной, фатальной замкнутости истории России, под паровоз который по роковому переопределению попадут все, можно не сомневаться, а значит надеяться на спасение в утопии частной жизни невозможно, что сам Лев Николаевич продемонстрировал, покинув дом и погибнув также на железной дороге. Хотя лекция из-за опасений о возможном дожде получилось укороченной, поэт охотно отвечал на вопросы, в том числе о романе «Воскресение», хотя чаще встречались вопросы вроде: «как выправить эту железную дорогу»? Отчего писатель к концу стал почаще вспоминать спецслужбы.

Интервью с Дмитрием Быковым читайте в разделе «Город».

Отвлечься от изобилия смыслов и сосредоточится на универсальных, всем понятных переживаниях можно было на концерте «Крейцерова соната». Александр Барклянский (скрипка) и Надежда Котнова (фортепиано) виртуозно исполнили не только произведение Бетховена, но порадовали слушателей Шопеном, Моцартом, Шнитке и Аренским. Зал категорически отказывался отпускать музыкантов, бурными аплодисментами несколько раз возвращая их на сцену. На условно поставленный в начале концерта вопрос из писем Л. Н. Толстого о том, считать ли искусство злом или правдой, был дан безальтернативный ответ.

Завершением дня послужило самобытное выступление артистов театра города Веймар Бернда Ланге и Инго Вернсдорфа со спектаклем «Порука ученика чародея. Шиллер, Гёте и ударные». В необычной манере (не обошлось и без рэпа с предварительным выбрасыванием кем-то из зала бейсболки) была прочитаны стихи двух великих немецких поэтов в музыкальном сопровождении экзотичной маримбы (нечто вроде огромного ксилофона). Всё действо происходило на немецком языке, а зрителям выдавали наушники, в которых звучал перевод.

Оставшиеся три дня фестиваля проходили уже в намного более спокойном темпе.

Так в понедельник была показана киноверсия бродвейской постановки пьесы «Ромео и Джульетта», где главную роль исполнил голливудский красавчик Орландо Блум (это был его театральный дебют). Режиссер Дон Рой Кинг попытался освежить классику нарочитыми анахронизмами, (например, Ромео разъезжает в паре сцен на байке, хотя потом все элементы современности из постановки пропадают), а также ироничным подходом к некоторым эпизодам трагедии. Одной из авторских находок можно считать то, что вся семья Капулетти африканцы, однако смотрится это достаточно органично, а актриса Кондола Рашад справляется с ролью Джульетты выше всяких похвал.

На следующий день Мариса Маньяна и Хавьер Сомоза представили литературно-музыкальную программу «Традиционный и современный Дон Кихот. Гитарная музыка XVI и XX века», в рамках которой можно было насладиться оригинальным звучанием избранных отрывков романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в чудесном музыкальном сопровождении, вобравшем в себя испанские композиции разных лет.

15 июля «Сад гениев» закрывался постановкой «Княжна Марья» Сергея Посельского, и лучшего завершения для арт-фестиваля было не придумать.

Воплотить «Войну и мир» на сцене задача фактически нереальная, однако режиссеру удалось выйти из положения, выстроив повествования вокруг второстепенного персонажа оригинала — княжны Марьи Болконской. Но при этом смене перспективы атмосфера романа Л. Н. Толстого сохраняется. Во многом благодаря отличной игре всей актерской труппы, несмотря на их юный возраст. Им удалось создать на сцене сложные и вполне достоверные характеры. Не смущают частые вставки авторского текста, когда герои пьесы словно озвучивают свои мысли или происходящие вокруг них события, напротив, это лишь позволяет органично пустить в пространство спектакля больше оригинальной прозы, что придает ему необходимый и, так или иначе, сопоставимый с романом объем и многомерность. Великолепно сочетается с происходящим на сцене и музыка Ави Беньямина. Центральными исследуемыми темами, безусловно, стали вопросы причин возникновения войны, её смысла, влияния на жизнь людей глазами женщины и возможности достижения земного, семейного счастья. Конечно, окончательные ответы в постановке Творческого объединения мастерских Голомазова не даются, но поводов для размышления остается предостаточно.

После спектакля на сцену поднялись организатор фестиваля Юлия Вронская и директор усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая, которые поблагодарили зрителей и объявили шестой «Сад гениев» закрытым. В ответ же можно только поблагодарить всех участвовавших в создании этого события, несомненно имеющего огромное значение для культурной жизни нашего города и области.

Автор: Константин Игнатущенко, 17 июля 2015, в 17:24 +1

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

В тульском «Арсенале» пополнение
В тульском «Арсенале» пополнение
В Тульской области в результате ДТП погибла пассажирка ВАЗ-2107
В Тульской области в результате ДТП погибла пассажирка ВАЗ-2107