1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Гудериан сбежал от туляков - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Гудериан сбежал от туляков

Гудериан сбежал от туляков

5 декабря – День воинской славы России: в этот день 70 лет назад началось наступление советских войск под Москвой и Тулой, – фактическое начало разгрома немецко-фашистских войск! Эта статья – о героизме туляков и неизвестных фактах того времени…

5 декабря – День воинской славы России: в этот день 70 лет назад началось наступление советских войск под Москвой и Тулой, – фактическое начало разгрома немецко-фашистских войск! Эта статья – о героизме туляков и неизвестных фактах того времени…


Командир пулеметного расчета сержант Алексей Игнатьев. Снимок 1943 года, Курская дуга.

Андрей Дремизов.

Лопата против самолета

Жителю села Казановка, что под Епифанью, Алексею Игнатьеву было 16 лет, когда началась война, и про каникулы пришлось забыть… навсегда.

Алексей Игнатьев, ветеран Великой Отечественной войны:

– Летом 1941 года я закончил 9-й класс... Лежу как-то, читаю книжку, вбегает соседка: «Война! Молотов выступает!» Через неделю меня по повестке вызвали и направили на строительство оборонительных сооружений в болотах у станции Ельня, что под Смоленском. Мы, мальчишки, работали по 10  часов. Через две недели нас стали бомбить. Немецкие самолеты летали так низко, что мы лица летчиков видели, – так я впервые встретил врага, но мог только грозить ему лопатой! Работы приказано было прекратить, и мы вернулись в Ельню, а там – бомбежка, пожар и паника! Беженцев было столько, что по улицам не протолкнуться. К нам подъехала машина и рослый светло-русый генерал (командующий 24-й армией генерал-майор Константин Ракутин) спросил: «Откуда вы, ребята?» 

– Из Ельни. Строили противотанковый ров.

– А что сейчас в Ельне?

– Бомбят…

Генерал сказал, что надо мужаться и что мы разобьем фашистов и будем в Берлине...

Через несколько недель генерал Ракутин геройски погибнет под Вязьмой, когда будет выводить воинов из окружения. Посмертно ему присвоят звание Героя Советского Союза.


Жена Алексея Игнатьева Таисия (в девичестве – Шевелева) и ее подруга Дуся, снайпер, погибла под Епифанью. Кто узнал Дусю, помогите установить фамилию героя!

Спор на Победу

Алексей вернулся к родителям в Казановку, что в пяти километрах от Епифани. Работы здесь хватало, и в шахте, и по хозяйству: в семье было пятеро детей, а Алексей – самый старший.

Алексей Игнатьев:

– Поздней осенью 1941-го мы ночью проснулись от мощного зарева: горел элеватор. Все пытались спасти зерно. Я тоже взял мешок и пошел к элеватору. Перешел овраг, и вдруг прямо передо мной – тени в маскхалатах и с автоматами наперевес: немецкая разведка! «Где рус солдат, на Урале?» – я не понял, что они спросили, и кивнул наугад. Разведчики ушли... А утром в поселок вошла немецкая автоколонна. К нам в дом вломились пятеро солдат с фельдфебелем. Бросили в угол автоматы и вещмешки, а один подошел ко мне (я «Поднятую целину» читал). Фашист спросил: «ПолитИк?», но другой ему объяснил: «Найн, – Шолохов!» и стал показывать мне фотографии из Франции, а потом сказал, что война заканчивается: «Ленинград – круг, Москва – круг, Тула – круг» – типа всех они окружили. Я ответил: «Что толку-то от кругов этих? А Франция – не аргумент: Наполеон здесь тоже был…» Последний довод их изрядно взбесил: они похватали вещмешки, оружие и вышли вон – поняли, что ответить им нечего! А могли и расстрелять…


Фашистская самоходка на окраине Епифани – оккупанты специально ставили технику у жилых домов: так было безопаснее.

Побег Гудериана

Три недели Казановка была оккупирована немцами. А 5 декабря началось контрнаступление под Москвой, и фашистов погнали по всему фронту. 9 декабря кавалеристы 41-й дивизии с ходу взяли станцию Епифань и пленили связистов генерала Гудериана. Они были так напуганы, что сразу признались: генерал со своими офицерами уехал на машинах час назад в сторону Епифани! «Твою мать!» – вырвалось с досады у командира эскадрона…

Немцы в Казановке отлично укрепились: на опушке леса поставили танки, а котельную приспособили под дот. Не помогло – в полдень их выбили из поселка. Они даже легковую машину бросили у школы – на снегу валялись неотправленные письма немецких солдат, открытки с видами Парижа (часть из Франции перебросили) и журналы. В одном из журналов был напечатан подробный план кремля с указанием башен, через которые проходили войска Наполеона в 1812 году, – фашисты серьезно готовились к параду в побежденной Москве! 13 декабря был освобожден от фашистов первый город в Тульской области – Епифань. По приказу Гитлера город подожгли и взорвали все здания центра: музей, школу, библиотеку и Никольский храм, где хранились боеприпасы.


Никольский храм в Епифани после подрыва и пожара: фото из архива ФСБ.

Курская дуга

Алексей Игнатьев как работник шахты имел бронь от армии, но добился призыва на фронт. В январе 1943-го сержанта-пулеметчика Алексея Игнатьева провожали на фронт. В одном из сел под Кировом пожилая цыганка предложила сержанту погадать. «Ты будешь жить, но с большими тяжелыми бедами» – сказала она. Сержант отмахнулся от нее и забыл, а зря…

В августе батальон, в котором Алексей Игнатьев командовал пулеметным расчетом, подняли в атаку. Наступать пришлось по минным проходам, а навстречу били минометы и пулеметы. После той атаки из батальона, а это около 1000 человек, в живых осталось только около десяти! Алексей успел увидеть, как командир его роты бежит вперед, прикрывая голову саперной лопаткой от града пуль, а потом – взрыв и темнота… Очнулся Алексей в медсамбате. Хирург насчитал девять пулевых и осколочных ранений (одна пуля до сих пор сидит в теле ветерана!), – он просто чудом выжил! Девять месяцев врачи боролись за жизнь Алексея, и он вернулся домой – хромой и слабый, но живой! На этом война для сержанта закончилась, его списали подчистую…

Как дрались в НКВД

Их называли «бойцами невидимого фронта», но на войне так не бывает: чекисты воевали как и все, только задания у них были особые – корректировка огня, создание истребительных и партизанских отрядов, разведка. Сотрудники пресс-службы ФСБ рассказали нам о подвигах своих коллег, всего лишь несколько эпизодов…


Сотрудники НКВД около германского подбитого танка. Октябрь 1941 года. Фото из архива ФСБ.

На танки – с голыми руками

Сержант НКВД Федор Дремин погиб 29 октября 1941 года. Как это было, рассказывает Лариса Шрамко, сотрудник пресс-службы УФСБ России по Тульской области:

– Сержант НКВД Федор Константинович Дремин 14 октября 1941 года отправил жену Марию и сына Геннадия в эвакуацию, а 29-го его направили в разведку со старшим лейтенантом Подгорным – тогда разведка нужна была постоянно… В деревне Крюковка разведчики зашли в один из домов, привязав лошадей рядом. Внезапно в деревню ворвались немецкие танки. Лошадей расстреляли из танковых пулеметов, и чекистам оставалось только уходить через поле. Подгорному удалось спастись, а Дремин получил очередь в спину и дополз до стога соломы, который немцы тут же подожгли зажигательным снарядом. Похоронили героя местные жители. Судьбу Подгорного выяснить не удалось (война!), но сын Федора Дремина рассказывал, что в 1946 году он пошел за ягодами и у него проверял документы один милиционер. Прочитав фамилию в документе, милиционер удивился: «Так я с твоим отцом был, когда он погиб!» Мальчишка был так поражен, что даже не расспросил милиционера поподробнее, о чем до сих пор жалеет…

Ильин день

Сержант Владимир Ильин работал конструктором на заводе «Новая Тула» (ныне Комбайновый завод), когда его рекомендовали на работу в госбезопасность. Он едва успел отучиться на специальных курсах, как началась война. Сержант прекрасно стрелял, обезвреживал вражескую агентуру, вел разведку в тылу фашистов, создавал истребительные батальоны... Погиб он 3 декабря 1941 года в Щегловской засеке.

– Он со старшим сержантом Михаилом Лаврухиным должен был провести разведгруппу через линию фронта и выявить немецкие огневые точки. Группу провели, а когда возвращались, нарвались на немецкую фронтовую разведку: 15 автоматчиков! Что могут двое чекистов с наганами против отряда спецназа? Многое! Шестеро фашистов остались навсегда в Щегловском лесу, прежде чем им удалось убить Владимира Ильина! Лаврухин смог уйти и к утру вышел к заводу «Новая Тула», где располагался штаб чекистов, и рассказал про подвиг своего товарища. Ильина похоронили на Всехсвятском кладбище через три дня, когда началось наше контрнаступление.


Немецкие офицеры идут «парадом», но под конвоем! Фото 1941 года, окраина Тулы.

Подвиг разведчиков

Лейтенант госбезопасности Василий Чурилкин в 1941 году был начальником Плавского межрайотделения УНКГБ. Это был человек необычайной силы воли: закончив всего 4 класса школы, он занимался самообразованием и работал.

26 сентября 1941 года Василий Чурилкин вместе с секретарем Плавского райкома создал партизанский отряд из 30 человек. Отведя людей в лес на партизанскую базу, они провели подробную разведку в районе Плавска и, когда возвращались, напоролись на колонну немецких танков. Фашисты понимали, что перед ними  – не простые люди, и предложили чекистам сдаться, а когда получили категорический отказ, расстреляли машину разведчиков из танковых орудий.

Наша справка
Гейнц Вильгельм Гудериан

Даты жизни: 17 июня 1888 года – 14 мая 1954 года.
Генерал германской армии.
Родоначальник танкостроения в Германии и танкового рода войск в мире.
Имел прозвище «Schneller Heinz» – «Быстроходный Гейнц».
Летом 1932 года приезжал в СССР с инспекцией в танковую школу «Кама».
Имел репутацию своенравного и плохо управляемого командира.
10 мая 1945 года Гудериан был взят в плен американцами, доставлен в Нюрнберг, но оправдан.
В 1948 году был выпущен на свободу.


Дорогие читатели!

Как мало мы знаем об истории нашего края! Давайте вместе восполним пробелы! Любители истории, краеведы, звоните, предлагайте темы по тел. 23-55-99.

Корреспондент
Андрей Дремизов.

 


на правах рекламы

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

29 ноября 2011, в 19:23
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.