– Чем будете удивлять, Владимир Степанович, в наступающем театральном году?
– Мы выиграли губернаторский грант на 450 тысяч для постановки «Горе от ума». И вот 23 сентября состоится премьера. Но открываемся мы 21-го. Так случилось, что Чацкий занят в спектаклях в другом городе, поэтому пришлось немного повременить.
– То есть он у вас не тульский?
– Питерский. Это мой бывший студент Алексей Янко, который работает в питерском театре комедии имени Райкина. Я давно хотел поставить «Горе от ума», но приступил, как только решил для себя фразу «Карету мне, карету!».
– То есть, по-вашему, она в этом спектакле, как «Быть или не быть»?
– Совершенно верно. Мы почти напрочь убрали политическую составляющую. И решили рассказать историю о нелюбви. Нельзя не любить и ожидать взаимности.
– Неужели «А судьи кто?» в спектакле нет?
– Есть, как же без этого? Мы не изменяли текст, фабулу, ничего не осовременивали. Потому что пьеса современна сама по себе. Оставлены почти все крылатые фразы. Другое дело, что я знаю, кто к нам придет. Мне важно, чтобы этим зрителям было интересно смотреть, они поняли, что эта история не замшелая, не плюш. И потом захотелось прочитать в книжке.
– Даже если не захочется, все равно придется...
– Не факт, хотя это и есть в школьной программе. Я когда только пришел в ТЮЗ, мы ставили «Легенду о молодогвардейцах», и после спектакля многие впервые прочитали «Молодую гвардию». А так мы опрашивали молодых людей на улицах, многие даже представления об этом не имели.
– Сейчас в России ТЮЗов становится все меньше. Многие предпочитают название Молодежный театр.
– ТЮЗ – ругательное слово. Однажды ребенок говорит: я вырос, меня в ТЮЗ не заманишь. Но бороденку сбрить-то можно, с мыслями как?
– Однако, согласитесь, как современный молодой человек признается девушке, что ходил вчера в ТЮЗ?
– Он может сказать: я вчера ходил на «Ромео и Джульетту», «Алые паруса», «Марьино поле». Нет, а что он без девушки пошел? Бери девушку и приходи. Глядишь, что-то вы вдвоем еще откроете для себя.
– Что в вашем понятии новая манера общения со зрителем? И нужна ли она?
– Нет никакой новой манеры общения. Если зритель реагирует на то, о чем ему говорят со сцены, это уже общение.
– Но зритель у вас весьма сложный.
– Сложный. Тем паче у него клиповое мышление. Его все время надо развлекать. Я приблизительно знаю, какой зритель к нам придет. И обязан для себя решить, чего я хочу от него, потом донести это до актеров и вместе с ними с этим зрителем побеседовать. Просто вопросы со сцены для заигрывания с публикой мы не задаем. Их задает автор. Мы ищем ответы на них. Иногда не находим. У нас есть спектакль «Семья вурдалака» – о наркомане и трагедии его семьи. Я не люблю чернуху. Мне обязательно нужен выход. А там нет этого.
– ТЮЗ вообще же должен быть светлым театром.
– Да. Мне бы хотелось, чтобы театр стал семейным, где интересно и детям, и взрослым. У нас много сказок, романтических историй, музыкальных спектаклей. Этот сезон открываем спектаклем «Халиф-Аладдин», в нем есть подзаголовок «Мейд ин Болливуд». Сделали восточную сказку с индийскими песнями и танцами.
– Самотеком много продаете билетов?
– Нет. В основном школы. Ну еще суббота и воскресенье. Но бывает по-разному. Когда первый раз поставили «Ромео и Джульетту», на остановках спрашивали билеты. Это было давно, но правда. Я не думаю, что подобное случится с «Горе от ума», но, во всяком случае, это нескучная школьная программа.
– У вас в этом году юбилей.
– 85 лет. Будем отмечать 8 ноября. Именно восьмого состоялся первый спектакль «Путь далекий» по пьесе Шестакова. Хотим отметить премьерой. Спектакль «Бежин луг». Я посмотрел историю «Бежина луга» в театре и в кино. Есть что-то у Эйзенштейна, и то совсем не о том, что у Тургенева, а в театрах нет.
– Конечно, там нединамичное повествование.
– Совсем. Но поскольку я в материале, три десятилетия делал спектакли на тургеневском фестивале, решил попробовать. Это будет называться… Не люблю иностранные слова, но меня убедили, что молодежь знает это слово. Это будет называться «Хоррор в двух действиях».
– Какой же там хоррор?
– Там сплошные ужасы. Эти пятеро ребят, они рассказывают каждый свою страшилку. Я спросил: может, напишем «Страшилки в двух действиях»? Мне говорят: нет, хоррор. Там домовые, из могил встают мертвецы. Кого только нет. У нас был один новогодний спектакль, где есть кусочек, когда герои попадают в царство Дракулы. И в музыкальном оформлении звучит детская песенка, девочка поет.
Мне одна наша актриса говорит: у меня когда дочь слышит эту песню, чуть ли не под кровать залезает от страха.
А это в какой-то игре компьютерной девочка поет таким голосом. И зрители на спектакле хором пели эту песню. Понимаете – дети любят бояться. Кто из нас в детстве не рассказывал какие-то страшилки?
– Но в том же «Бежином лугу» есть еще и пространные рассуждения о природе. С ними как?
– Они будут. Но они будут визуально. Мы сняли природу Бежина луга в разное время. Летом специально ездили на Бежин луг.
– Что еще планируете осуществить к юбилею? Чем удивить?
– Наши молодые ребята сейчас обзванивают тех, кто работал когда-то в ТЮЗе. Собирают воспоминания, фотографии. Хотим к 85-летию сделать визуальное оформление. Нашли очень редкие материалы. Например, фотографии ТЮЗовского периода Пчёлкиной, Казакова. Очень много интересных статей в архивах. И «Бежин луг» будет очень актуален. У нас ведь восьмого ноября юбилей, а девятого – день рождения Тургенева. Так что приглашаю всех в наш театр. Будет интересно!