Диана Данилова «заболела» керамикой четыре года назад. Сейчас она частая гостья hand-made-выставок и владелец собственной творческой студии. Всё это наша героиня совмещает с «работой» многодетной мамы.
— Творчество я любила всегда. Еще в детстве пять лет ходила в художественную школу. Потом в институте получила специальность учителя ИЗО и параллельно занималась в мастерской, писала там маслом.
Потом у меня появилась большая семья. В третьем декрете в день рождения мы пошли с подружками на мастер-класс по созданию керамической чашки. Это было три года назад. И сделанная на мастер-классе кружка, можно сказать, изменила мою жизнь. Я влюбилась в керамику! Я всегда обращала внимание на стильные вещи, которые видела в других городах и странах, всегда интуитивно примечала их. Но кто бы мог подумать, что я сама могу создавать такую красоту!
— Тяжело ли было научиться?
— Год я ходила в мастерскую, лепила, занималась. А потом поняла, что хочу пройти полноценное обучение — слишком много вопросов накопилось. Так я пошла на годовой курс Елены Палевской в Туле. Дальше все сработало как нужно.
С обучением керамике все так же, как и с любой целью. Допустим, если вы хотите похудеть, покупаете марафон, но откладываете занятия, — ничего не выйдет. Так и здесь. Я поняла: если хочу расти, нужно сразу же применять полученные знания. Без практики они так и остались бы теорией. Так что я отрабатывала всё в течение 3-5 дней.
Постепенно моя квартира превратилась в мастерскую. У детей я отобрала треть стола, там расписывала изделия; на кухне лепила, в спальне сушила, на подоконниках расставляла готовые. Печь была в Центре традиционной русской керамики, я постоянно ходила туда с авоськами, полными поделок.
Потом все мои эксперименты отправлялись в шкаф. Он был полон. Когда я узнала, что на ул. Металлистов проходят ярмарки мастеров, решила поучаствовать и распахнула свой шкаф! Оказалось, что мои работы кому-то нужны!
Люди на ярмарке интересовались, улыбались, радовались. Мне так понравился этот энергообмен, с ним никакой психолог не нужен!
Объемы увеличились, я стала мечтать о собственной студии, потому что надо было как-то спасать дом от керамики.
— Реально ли научиться самому?
— В теории. Но на практике нужно очень много знаний. Слишком разные технологии задействованы в создании керамических изделий. У глины химия одна, у глазури — другая. Чтобы результат был предсказуемым, нужно очень много всего перепортить. Но к такой ситуации стоит относиться с пониманием, материал нужно понять руками.
Керамика вообще очень живая, кажется, она передает энергетику людей лучше других материалов.
— Сложно ли угадать запросы покупателей?
— Спрос на hand-made сейчас большой, так что на каждое изделие найдется человек, который его оценит. В тренде — минимализм и роспись маленькими цветочками.
Но самое сложное — понять, что нравится тебе. Очень важна насмотренность. Замечайте детали, которые вам нравятся, сохраняйте то, что близко сердцу, обогащайте свой внутренний мир — и в конце концов вы найдете те точки, которые вызывают отклик в душе.
Моя керамика — яркая, милая, она вызывает теплые эмоции.
Одна из популярных серий — домики. Они стали узнаваемыми. Домики я решила делать потому, что когда-то сама собирала подобные. А когда в руках оказалась глина, меня озарило: это же теперь можно сделать сколько угодно и самых разных!
В первый раз я налепила штук 20 домов и была невероятно счастлива. Когда пришла на ярмарку, поняла: серия нравится не только мне. Кстати, домики часто собирают туристы, они покупают их в разных городах, а потом дома у них на полках оживают воспоминания о путешествиях. Здорово, если моя керамика дарит немного теплых воспоминаний о Туле!
— Откуда родом ваши чайки, курочки и маяки?
— Курочки были моей выпускной работой на курсе керамики, но получились классными, и их многие покупают. А маяки и чайки — это моя тоска по морю. У чаек, кстати, внизу деревяшки, привезенные с моря. Они, можно сказать, заряжены, поэтому и нравятся покупателям.
— Реально ли такое творческое увлечение сделать основным доходом?
— Да. Тула стала очень туристической. Ярмарки — явление сезонное, но на ул. Металлистов лавочки и музеи готовы продавать сувениры от тульских мастеров круглый год. И там их хорошо покупают.
К тому же можно открыть свое пространство. Это тоже мое занятие в холодное время года. Когда ярмарки будут закрыты, я буду проводить мастер-классы в студии.
На заметку: на строительство студии я как многодетная мама получила хорошую субсидию. Так что если вы решились совмещать материнство и свое дело, вам с этим даже помогут.
— Не думали выйти на маркетплейсы?
— Это интересно, но для многих мастеров неосуществимо. Каждое мое изделие уникально, оно может быть совершенно непохоже на остальные. Покупатели из-за такого расстроятся. Но у меня есть идея в будущем продавать там, например, коллекционные наборы.
— Как удается совмещать материнство и творчество?
— Действует известный всем закон: если ты чего-то искренне хочешь, на это всегда найдется время. Детям нравится, чем я занимаюсь. Они и сами приходят заниматься керамикой в студию, пытаются работать на гончарном круге.
— Сколько времени уходит на создание одного изделия?
— Процесс небыстрый. Сами работы изготавливаются примерно полтора-два часа. Потом этап сушки. Он длится от трех до пяти дней. После того как изделия высохли, они отправляются в печь на обжиг при температуре 900 градусов. После этого их декорируют и наносят глазурь. А потом — снова в печь. В печи керамике нужно пробыть где-то полтора дня. И это самое невыносимое время: я все время кружу вокруг печи, пытаюсь посмотреть, что там происходит. Это же так интересно!
Так что если вы задумываетесь заняться творчеством, обязательно пробуйте! На него всегда чудесным образом находится время и силы.