Почему именно сейчас мы вдруг опять заговорили о платном паркинге и средствах, затраченных на него? Во-первых, потому что, как призывает Президент России, нужен общественный контроль за расходованием бюджетных средств.
Буквально вчера Владимир Путин выступил на итоговом «Форуме действий» «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), лидером которого является, и похвалил активистов «фронта» за их старания:
Владимир Путин. Форум ОНФ. Москва, 21 ноября 2016 г.
В результате вашей работы скорректированы были различные программы и финансовые расходы государства на разных уровнях!
Во-вторых, сейчас верстается бюджет Тулы на следующий год. И в нем придется учесть текущие затраты на содержание платного парковочного пространства. Это, по официальным данным, 52 миллиона рублей. Нужны ли такие расходы, когда бюджет города-героя дефицитный? Можно ли их сократить? Как оптимизировать убыточный проект? Об этом мы беседовали с координатором общественного движения «Свободная Тула», участником общественного контроля проекта Станиславом Курским.
Платная парковка вокруг "белого дома" в Туле востребована.
Закольцованный паркинг себя не оправдал
Для начала напомним, что платный паркинг действует в Туле с 15 октября 2015 года. На заседании расширенной рабочей группы 28 октября 2016 года зам главы администрации Тулы – начальник управления по городскому хозяйству Роман Мурзин заявил, что «прогнозируемые расходы по содержанию парковочного пространства на 2016 год составили 52 753 500 рублей. Фактические расходы по парковкам на 01.11.2016 (за 10 месяцев 2016 года) составили 40 716 900 рублей». Планируемый убыток проекта по итогам 2016 года составит 13 млн. руб.
– На этом заседании Роман Мурзин фактически признал, что с проектировкой платного парковочного пространства допущены ошибки. Закольцованный паркинг себя не оправдал, – говорит Станислав Курский. – Наша инициативная группа изначально предлагала сделать платной только самый центр города, сейчас это зона №1, и посмотреть – что получится, как проект будет работать и развиваться. Но власти решили сделать сразу и много.
И совершили, по мнению активистов, самую большую ошибку – ввели платный паркинг в спальных районах, на «спальных» улицах. У нас таких очень много, ну для примера – Вересаева, Революции, Демонстрации… Там, где много 9-этажек и мало парковочных мест.
– Сейчас обсуждается вопрос – убрать платный паркинг на ул. Демонстрации. Там парковочные карманы всего на 3-4 машины. Но их все равно надо содержать, чистить снег, контролировать, кто стоит и заплатил ли за парковку. А это, сами понимаете, деньги на бензин, зарплату персоналу и проч., – говорит Станислав. – Мы предложили Роману Мурзину по максимуму отменить платные парковки в спальных районах. Пример такого решения есть – улица Тульского рабочего полка вокруг центрального парка сначала была зоной платной парковки, а после обсуждения наших предложений перестала быть таковой. У туляков должна быть альтернатива бесплатно припарковаться и пойти гулять в парк.
По словам Станислава, городские власти противятся предложению активистов «Свободной Тулы», мол, сейчас улицы опять забьют машинами, опять будут бабушки жаловаться, что ни проехать, ни пройти. Но ведь никто из властей не озадачен тем, что машинами забиты под завязку дворы! А расходы жителей на установку шлагбаумов – почему про них чиновники забыли? А нервы и время туляков, потраченные на борьбу за место во дворе?!
Ничего страшного не произойдет с отменой платы за парковку в спальных районах, считают активисты. И приводят пример – пересечение улиц Лейтейзена и Демонстрации, где расположены магазины «Пятерочка» и «Перекресток». Там большая платная парковка вдоль улицы и рядом большая бесплатная парковка у супермаркетов. И никто машины на улице не бросает.
– Создается ощущение, что пересмотр не оправдавших себя ограничений в платном паркинге муниципальные власти воспринимают как свое личное поражение и не хотят смотреть объективной реальности в глаза, – говорит Станислав Курский. – Да, наверное, если признать свои ошибки, то надо кому-то и отвечать за нее. Никто не хочет быть крайним. Ну а если ничего не менять, то мы и дальше будем тратить бюджетные средства на совершенно бесперспективный проект.
Почему так мало собрали денег?
По данным Романа Мурзина, за 10 месяцев «поступило более 32 млн рублей за пользование платными парковками, еще 7 млн рублей поступили за счет оплаты штрафов». Почему так мало собрано штрафов (в среднем 12 автолюбителей в день) и так мало оплачено паркинга (в среднем 130 тыс в день)?
– Парконы должны ездить по маршруту и фиксировать оплату каждые 30 минут. Но экипажи просто не успевают накрыть всю зону – их как было 10-12 машин, так и есть. И этот факт мы проверили экспериментально, – говорит Станислав Курский. – Мой товарищ парковал свою машину на ул. Мориса Тореза. И за 100 рабочих дней ему прислали всего 12 штрафов. Если экипажи не успевают объехать всю территорию платной парковки, можно ведь составить маршруты так, чтобы строго контролировать, например, зону №1 – наказание должно быть неотвратимо, только тогда все правила будут работать! И собираемость средств повысится, и расходы на содержание парковочного пространства уменьшатся.
Кстати, сами парконы иногда сами попадают на штраф, а иногда «путают право и лево» и штрафуют по ошибке.
Один из двух паркоматов Тулы – недалеко от "белого дома".
Немой укор за потраченные деньги.
Слова Станислава подтверждают и многие тульские автолюбители. Например, туляк Евгений Андрианов, часто паркующий машину на площади у «белого дома», говорит, что ни разу не застал работающий паркомат. Кстати, их всего два в Туле – второй на площади Московского вокзала. Он тоже выключен и не работает.
– Еще весной он хотя бы был включен в сеть, а теперь вообще не работает. Платить с телефона мне неудобно, тариф корпоративный не позволяет это сделать. Я часто бываю по делам в столице, там всё работает четко – и приложения, и паркоматы, – говорит Евгений Андрианов.
– Оплатила парковку спустя 40 минут, то есть в 30 положенных бесплатных минут не уложилась. Пыталась весь день произвести оплату постфактум, но безуспешно... Мой телефон отказывается даже загружать этот сайт и приложение. Сижу, думаю, ждать штрафа? – написала 17 ноября в комментариях в группе «Свободной Тулы» Екатерина Забугина.
Кстати, по некоторым данным, поддержание работы сайта платного парковочного пространства и мобильного приложения ежемесячно обходится в 230 тысяч рублей.
Тула, ул. Советская. 18.00. Каждый вечер город "стоит" не из-за припаркованных машин, а из-за несинхронизированных светофоров.
А цель оправдывает средства?
– Изначально власти заявляли, что цель данного проекта – чтобы город поехал, – вспоминает Станислав Курский. – Но город не поехал. А еще «в Туле нет детекторов и датчиков, позволяющих оценивать изменения в динамике интенсивности движения и определять уровень загруженности магистралей». Это из официального ответа Романа Мурзина. И в марте, через полгода действия платного паркинга, на штабе власти заявили уже другую цель – упорядочить парковку. Это за 52 миллиона?! Сделать сие можно было бы за гораздо меньшие деньги и с бОльшим успехом. Напомню историю с проспектом Ленина. Помните, раньше одна полоса его была постоянно занята машинами? Потом власти установили знак 3.27 «Остановка запрещена» с эвакуатором, а гаишники стали методично эвакуировать машины. Проспект у нас теперь совершенно свободный. Точно так же можно было бы разгрузить и улицу Союзную, и все прочие улочки-переулочки в центре, про которые теперь гордо докладывают на планерках чиновники.
Лучшее средство против нарушителей правил – эвакуация авто. Если вашу машину хоть раз эвакуировали, вы точно будете внимательны ко всем знакам и не будете бросать машину где попало.
Для упорядочения парковки в центре Тулы надо было использовать опыт соседей-калужан. Там платно можно парковаться только на основных улицах в центре за 35 рублей в час, а второстепенные улицы в зону платного паркинга не входят. И дворы при этом не заставлены машинами.
– У людей должна быть альтернатива – заехать на ступеньки торгового центра и заплатить за это 20-40 рублей или поставить метров за 300 свою машину бесплатно, – считают активисты «Свободной Тулы». – Сейчас повышение цены, особенно если в два-три раза, скорее всего, приведет к уменьшению собираемости денег за платный паркинг. Одно дело заплатить 600 рублей в месяц, и совсем другое – 2000 рублей! Сейчас все чиновники говорят, что платный паркинг увеличивает оборачиваемость парковочных мест. Хорошо это или плохо? Ну, вроде это стимулирует вас быстрее делать свои дела и быстрее уезжать. А с другой стороны, найти место для парковки можно всегда – и раньше, и сейчас.
Тула. Улица Менделеевская. В советское время тут была запрещена даже остановка транспортных средств. А теперь за деньги разрешена парковка. Разрыв шаблонов?
Как потратить с пользой 52 миллиона?
Например, на безопасность детей, которым по пути в школу надо переходить проезжую часть!
– У меня ребенок учится в гимназии №11 на ул. Менделеевской, там очень напряженное движение автотранспорта, а лежачего полицейского не было, – говорит Станислав Курский. – А теперь там размечена и платная парковка, хотя издавна, еще в советские годы там остановка была запрещена. В этом месте город стоит всегда!
Вообще, по словам активистов, в Туле около 130 объектов, где необходимы «лежачие полицейские». На это нужно 20 млн руб. В этом году планировали сделать только 13, еще 30 – из внебюджетных средств в Большой Туле.
Еще идея – куда потратить с пользой миллионы парковочных рублей – сделать уширения проезжей части, чтобы машины стояли не на проезжей части, не мешали движению потока. И чтобы город поехал, как декларировали чиновники.
Тула. Весна 2016 г. Пр. Ленина от ул. Мира до ул. Болдина.
Полоса – место парковки студенческого автопарка.
Летом тут сделали парковочные карманы. Обычные.
Хотя планировали делать "экологические"...
"Экологические" карманы сделали на пр. Ленина между ул. Циолковского
и ул. Агеева.
– Когда запускали проект платного паркинга, чиновники обещали советоваться с общественностью, куда тратить деньги, полученные за парковку. Но… благие намерения так и остались обещаниями, – говорит Станислав Курский. – Информацию о расходах по содержанию платного парковочного пространства в 2016 году нам предоставили вот в таком виде:
– содержание парковочного пространства (уборка в зимний и летний период) – 15 743 000 руб.
– функционирование системы контроля работы парковочного пространства: в том числе работ групп контроля, содержание и техническая поддержка программного обеспечения и оборудования (в том числе билинг и инкассация) – 24 973 900 руб.
Это ТЕКУЩИЕ расходы на содержание платных парковок, оправданные одной фразой: 70% парковочных сессий менее часа! Поэтому мы требуем обнародовать детализацию расходов и доходов по проекту платного паркинга в Туле. Сколько денег уходит на зарплаты сотрудников «Автохозяйства», ГСМ, поддержку сайта и мобильного приложения, на содержание самого парковочного пространства? Просим считать публикацию в газете – официальным запросом в прокуратуру и счетную палату.
Московские специалисты организации движения предложили увеличить стоимость платной парковки в Туле в среднем в 3,5-5 раз и сократить время бесплатной парковки с получаса до 15-20 минут. Как вариант, 70 рублей в час за стоянку в первой зоне, 50 — во второй зоне.
– Тула – замечательный город, но в городе криво организованы левые повороты – безопасно повернуть через три полосы встречного движения просто невозможно. Еще одна, и, наверное, самая большая проблема движения в Туле – отсутствие таймеров на светофорах и синхронизации их работы. И эта проблема – в зоне ответственности местных органов власти. Очевидно же, что если два перекрёстка находятся между собой в 100 или 200 метрах, то режимы работы их должны быть синхронизированы. И на это денег нужно совсем немного, практически не нужно вообще!
Нужен системный подход в работе. И тогда мы все получим снижение пробок и повышение безопасности движения. А бюджет муниципалитета сэкономит приличную сумму.
– В первую очередь проект позволил упорядочить парковку в центральной части города. Ежедневно перемещаясь по городу, хочу отметить, что туляки стали более ответственно подходить к парковке своих автомобилей. На центральных улицах стал более свободный проезд. Например, раньше по улице Союзной или Центральному переулку из-за хаотично припаркованных машин было сложно разъехаться двум встречным автомобилям, создавались заторы. Как показывает анализ работы парковочного пространства, который фиксирует программное обеспечение – 70% пользователей паркуют свой автомобиль продолжительностью на час и менее. Всегда можно найти свободные места для парковки в любое время, в том числе и рабочее. Ранее это было проблематично.
Безусловно, проект является пилотным для нашего города, и, в первую очередь, он ориентирован на упорядочивание парковки автомобилей. Полноценный год работы проекта показал, какие есть изменения и над чем еще надо поработать в перспективе.
Начиная с момента подготовки и старта реализации проекта, мы активно взаимодействовали с общественностью города. Продолжаем и сейчас. При принятии каких-либо решений в дальнейшем важно проанализировать не только показатели, которые получает оператор проекта, но и мнение пользователей парковок. Так, сейчас мы совместно с общественностью и администрацией города работаем над оптимизацией проекта – смотрим эффективность и востребованность конкретных парковочных мест, на которые в течение года указывали горожане, места, где необходимо выполнить ремонт асфальтового покрытия или установить дорожный знак.
В начале проекта были замечания по работе систем оплаты. Сегодня работают различные способы оплаты парковки – можно оплатить наличными в любом терминале QIWI, с помощью СМС, либо мобильного приложения и сайта. Я как частый пользователь платных городских парковок использую мобильное приложение и сайт парковочного пространства.
По итогам работы предложения по оптимизации проекта будут вынесены на заседание Штаба по развитию города, на котором будут приняты решения по дальнейшей работе проекта.