Оседлать «Чайку» министра? Запросто!

Оседлать «Чайку» министра? Запросто!

История машины, которую отреставрировал Герман Ковалевский, напоминает сюжет детектива: машина работала в министерстве обороны, возила чекистов, служила транспортом для тульского митрополита…

История машины, которую отреставрировал Герман Ковалевский, напоминает сюжет детектива: машина работала в министерстве обороны, возила чекистов, служила транспортом для тульского митрополита…


«Чайка» Германа Ковалевского стала настоящей звездой тульского фестиваля«Автострада» в кремле.

Павел Плахов.
Фото Сергея Киреева и из архива
клуба «Ретро-Стиль Тула».

Герман Ковалевский дружит с техникой с ранних лет. Еще будучи пацаном он рассекал по нижнему Криволучью на мопеде, потом пересел на «Яву», а вскоре добрался до «Москвичей» и «Волг». Эта любовь передалась по наследству: и дед, и отец Германа  – заядлые автолюбители.

– Мое увлечение ретромобилями началось с дедушкиного «Москвича-403», – вспоминает Герман Ковалевский. – Я стал замечать, что люди обращают внимание на старинную машину, когда та проезжает по улицам города. Действительно, она будто прорвала временной барьер и прикатила к нам из 60-х! И я твердо решил заниматься реставрацией авто: восстанавливал машины одну за другой, продавал, на вырученные деньги покупал еще.

Прежде чем говорить о появлении в гараже Германа его «Чайки», совершим небольшое путешествие во времени – в восьмидесятые годы прошлого столетия.

– О собственной «Чайке» ГАЗ-13 я мечтал с детства, – рассказывает Герман. – Однажды я был с родителями в Москве и увидел припаркованную у обочины «Чайку». Я потерял дар речи, когда увидел это роскошное чудо советского автопрома, а потом произнес: «Вот это машина! Когда-нибудь у меня будет такая!» Отец усмехнулся, ведь для простых смертных она была недоступна, как звезды в небе.

Действительно, в отличие от предшественника, «ЗиМа» (ГАЗ-12), который находился в свободной продаже населению, «Чайка» никогда не была товаром народного потребления и даже не имела установленной розничной цены. Автомобиль предназначался для персонального транспорта высших чинов: министров, первых секретарей обкомов.

– Моя мечта о собственной «Чайке» сбылась не сразу,  – говорит Герман. – Я с ранних лет знал, что такая машина в Туле есть, и мне оставалось лишь дождаться возможности ее купить. И вот я узнал, что авто выставили на продажу! Несмотря на плачевное состояние авто, я незамедлительно совершил сделку и пригнал ГАЗ-13 в свой гараж.


ГАЗ-13 – чудо советского автопрома.

Прежде чем попасть в руки Германа, авто совершило немыслимый путь! Первой известной точкой в карьере «Чайки» была работа в правительстве. Она возила скандально известного министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. Он, напомним, был лишен всех наград и званий по делу о коррупции и покончил с собой.

Затем машину передали в КГБ Молдавии. Там она задержалась ненадолго – чекисты подарили ГАЗ-13 митрополиту Кишиневской и Молдавской кафедры Серапиону. И снова скандал! Серапион подвергся травле со стороны националистов и был вынужден уехать. В 1989 году Серапиона назначили митрополитом Тульским и Белевским. Так машина оказалась у нас.

После смерти Серапиона (1999 г.) авто пришло в упадок. «Чайкой» некому было заниматься, позже ее продали…

Восстановление «Чайки» заняло год, – продолжает автолюбитель. – Машина была в ужасном состоянии: не работали коробка, электрика, салон съели мыши. Чтобы восстановить авто, потребовался «донор». Им стала другая «Чайка», которая возила первого секретаря Тульского обкома Ивана Юнака. Ею владел один тульский коллекционер. Я полностью перебрал автомат, движок, задний мост, тормозную систему, перешил салон. И «Чайка» обрела отличный вид!

– Меня поразило, насколько машина отличается от своих современников! – восхищается Герман. – Для авто был спроектирован новый 8-цилиндровый двигатель, где блок цилиндров, головки, впускной коллектор, поршни были выполнены из алюминиевого сплава – редчайшее по тем временам техническое решение! Еще фишки: полностью автоматическая гидромеханическая КПП, электрические стеклоподъемники, рамная конструкция, гидро­усилитель руля. И это в те годы!

Сейчас Герман – участник клуба «Ретро-Стиль Тула». Благодаря этому туляки могут любоваться роскошным лимузином во время городских праздников и фестивалей, например, на «Автостраде». В планах автолюбителя – создание первого тульского музея старинной автотехники.

Из досье «Слободы»
Кого возила «Чайка»?

Николай Щелоков (1910–1984) – министр внутренних дел СССР, генерал армии.

Митрополит Серапион (1933–1999) – епископ РПЦ, с 1989 года митрополит Тульский и Белевский.

Иван Юнак (1918–1995) – первый секретарь Тульского обкома КПСС с 1961 по 1985 годы.


Детали

«Чайка» Германа – в «гэбэшной» комплектации ГАЗ-13А, где была предусмотрена заслонка между водителем и пассажирами, бардачок для пистолета и рация.

Есть мнение, что задние фонари «Чайки» скопированы с машин General Motors.


Все датчики именитой машины – ручной сборки.


Знаете ли вы…
Заморские «Чайки»

Несмотря на большое количество оригинальных дизайнерских решений, скептики считают, что ГАЗ-13  был скопирован с автомобилей марки Packard, выпущенных в 1955-1956 годы. Именно этот производитель использовал характерные козырьки над фарами. Что касается задних «плавников» –  этот стиль родился в Штатах и был характерен для продукции многих североамериканских производителей: Lincoln, Mercury, Plymouth, Dodge и т.д.


Packard Caribbean’55


Друзья!

Вы собрали машину из подручных средств, раскрасили свое авто или сделали классный тюнинг? Расскажите об этом по тел. 23-55-99. Ваших звонков ждет

корреспондент
Павел Плахов.

6 декабря 2011, в 19:51
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день