Предыдущая наша встреча закончилась тем, что я обещала рассказать про «секретики». Рассказываю.
СЕКРЕТИКИ
60е годы ХХ века. Центральный парк культуры и отдыха. Тула
Созданием этих «подземных композиций» лет 30-40 назад были увлечены все девчонки и (хотя они это старались скрывать) некоторые ребята. «Секрет» делался так: в земле выкапывалась неглубокая ямка, туда укладывались цветные стеклышки, бусинки, перышки, крылья бабочек, фантики, «золотки» (так называли фольгу от конфет) и прочая «красота». Сверху готовое произведение накрывалось осколком стекла, присыпалось землей и маскировалось разными листиками и травками, чтобы не бросаться в глаза. Эта мера предосторожности не была лишней, так как «секретики» были желанной добычей для разорителей.
Тула, Чулково, 1975 год
Иногда это были мальчишки, которые искали наши «сокровища» просто из спортивного интереса и разбрасывали их содержимое поблизости. Однако чаще всего это были такие же «секретчики», которые, как сороки, выбирали самые блестящие и яркие кусочки и торопились украсить ими свои собственные произведения.
Показ «секретика» был своего рода ритуалом. Со зрителя бралось честное-пречестное слово, что он никому не расскажет о том, что видел. Шли к месту окольными путями, чтобы сбить с толку потенциальных разорителей. Убедившись, что никто не подглядывает, хозяин сначала предлагал гостю самому попытаться отыскать клад. Если тому это удавалось, огорчался: плохо замаскировал. «Секретик» расчищался от прикрывающей его земли не сразу, а потихоньку. Сначала - крохотный кусочек стекла, под которым находилась наиболее ценная часть произведения, (например, какая-нибудь супер-бусина), затем, буквально по миллиметру - все остальное. Насладившись восхищенным и завистливым зрительским: «Ух ты!»- автор вновь искусно скрывал свое произведение от посторонних глаз.
Фото с сайта rebenok.cn
Иногда на месте «секретика» оказывались… погибшие птички. Птаху укладывали в ямку, выложенную листьями, над ней насыпали холмик и даже ставили крестик, связанный из двух палочек с помощью травинок. За «могилкой» ухаживали, клали на нее цветочки.
Лето, жара, каникулы...
Мы бежим к колонке, набираем в маленькое жестяное ведерко с нарисованным сбоку цветком, воды и мчимся назад, к песочнице. Из мокрого песка получались такие здоровские крепости: с башнями, подземными переходами …
Часто в песке попадалась чудесная белая глина, из которой лепили разные фигурки, посуду для кукол. Иногда, правда, случались досадные ошибки, после которых руки долго пахли кошачьими какашками…
Большим праздником была начавшаяся где-нибудь поблизости стройка. Там в огромных бочках варили смолу. Почему-то считалось, что если ее долго жевать, будут очень крепкие, белые зубы. И мы запихивали в рот черные, глянцевые кусочки и активно работали челюстями. Функции жевачки, которой тогда не было и в помине, выполнял также вкусный, душистый вишневый клей, прозрачные капли которого мы отколупывали с деревьев.
А еще на стройках был карбид, едкий, противный запах которого привлекал самых отчаянных проказников. Они клали его в бутылки, заливали водой, затыкали пробкой и бросали куда подальше. Получался ну очень большой «бух»!
Цемент тоже шел в дело: бумажные пакеты, туго набитые эти серым порошком, бросали с высоты и они взрывались с шумом и пылью!
А помните, как оглушительно хлопали ключи, набитые соскобленной со спичек серой?
До сих пор дома, в заветной шкатулке, где хранятся дорогие сердцу вещицы, лежит небольшое сердечко, которое я сделала своими руками из оловянной проволоки. Литьё тогда было суперпопулярно! Олово и свинец плавили в ложках или консервных банках и выливали в формочку, аккуратно вырезанную в земле. Потом заготовка «доводилась до ума» с помощью напильника. Самые популярные амулеты тех лет - черепа и сердечки.
Вообще, рукастых ребят, которые сами мастерили разные штучки, штуки и штуковины в каждом дворе хватало: настоящие, фабричные игрушки тогда были дефицитом, да и денег особых у людей не водилось. Да и потом, разве может сравниться вещь покупная с той, что сделана своими руками?! Умению правильно пользоваться пилой, молотком и прочими инструментами учили в школе на уроках труда, да и у родителей находилось время подсказать что и как.
Тогда у многих жителей были во дворе сарайчики (они и сейчас кое-где еще сохранились), и там юные «самоделкины» чего только не мастерили!
Фото с сайта liveinternet.ru
Помните, наверное, низенькие тележечки из досок на четырех подшипниках с веревочным рулем? Нынешним тинейджерам, имеющим в своем распоряжении скейты, не понять того сумасшедшего восторга, который охватывал седоков, мчащихся на деревянной грохоталке вниз по улице! Это сейчас можно купить какой угодно подшипник, а тогда их тайком выносили с завода, каждый был буквально на вес золота.
Кроме четырехколесных тележек были еще двухколесные самокаты, которые тоже грохотали, но - вполовину меньше.
Вопроса чем заняться в каникулы у нас не возникало. Кругом было столько интересного! С утра до вечера по улицам и переулочкам носились ватаги ребятни, играющие в «казаков-разбойников», «чижика», «двенадцать палочек» и лапту; воздух со свистом рассекали резиновые прыгалки, с невероятной скоростью вращаемые неутомимыми «поскакушками»; поблескивали лезвия метаемых в землю «ножичков»; гремели пустые консервные банки, сбитые ловким броском; переливались трелями птички-свистульки с водой, купленные у старьевщика...
По вечерам над дворами неслись голоса мам и бабушек, скликавшие заигравшихся ребятишек: «Толя, Маша, Сережа, Лена! Ну-ка быстро домой, молоко пить - и спать!»
По утрам мы просыпались под звуки «Пионерской зорьки», а завтракали под сказки, которые рассказывал по радио добрый радиоволшебник Николай Литвинов. Начиналась передача всегда одинаково: «Здравствуй, мой маленький дружок…» Помните?
Милые сердцу звуки детства… Как помогают они порой хотя бы мысленно перенестись в то время, когда деревья в наших дворах были такими большими…
Использованы фотографии из архива Михаила Тенцера