Слова эти золотые принадлежат нашему гениальному земляку Льву Николаевичу Толстому. И обратились мы к ним сегодня совсем не случайно: разговор пойдет именно о той, увы, ушедшей в прошлое чудесной поре. А если говорить точнее - об играх, в которые мы готовы были играть с друзьями-товарищами дни напролет.
Помните, бывало по вечерам над дворами, улицами, городами, неслись протяжные клики мам и бабушек, сзывающие своих заигравшихся чад: «Миша-а-а (Коля, Ваня, Таня …) домо-о-о-ой! Завтра опять в школу не добудишься!!!»
Какой там «домой», когда еще не всех «разбойников» поймали «казаки», когда еще видны в наступающих сумерках старательно расчерченные «классики», когда вот-вот подойдет очередь попрыгать через супер-прыгалки (скакалки), привезенные подружке Светке её дядей-офицером из ГДР…
А скажите, дорогие родители, кто из вас научил своих детей играм своего детства? То-то и оно! Сделать это, а заодно и вспомнить атмосферу тех далеких лет, сегодня попытаемся мы, искренне надеясь, что усилия не останутся незамеченными. Ну что, поехали?
КЛАССИКИ
«...Мелом расчерчен асфальт на квадратики
Анечка с Танечкой прыгают тут.
Где это видано, где это слыхано -
В «классы» играют, а в класс не идут?!»
Эту песню исполняли в сатирических куплетах юные герои одного из рассказов Виктора Драгунского.
Критика, согласитесь, совершенно справедливая: за увлекательной игрой мы нередко «пропрыгивали» школьные уроки. Гипнотический звук двигаемой по асфальту «биточки» манил, он заставлял забывать буквально обо всем на свете...
Для того, чтобы расчертить асфальт, в идеале требуется мел. Если его не было под рукой, в дело шло все, что могло оставить на асфальте внятный след: белый кирпич, куски штукатурки, щебенка и т. п. Цветные мелки были пределом мечтаний! Те, кто владел этим сокровищем, до того времени, пока мелки не заканчивались, становились самыми популярными личностями среди дворовой детворы.
В качестве «биточки» использовались, как правило, баночки из-под гуталина или какого-нибудь крема, куда засыпался песок.
Что касается правил игры в «классики», то вы, уважаемые читатели, наверняка помните их и сейчас: ни битой, ни ногой нельзя попадать на черту или в «огонь». Если это происходит - все приходится начинать сначала. Были еще разные тонкости, всех сейчас и не упомню... Хотите рассказать о своих «классиках»? Пишите, самые интересные варианты мы напечатаем.
ШТАНДЕР
Судя по названию (stainder - стойка, нем.), игра эта родом из Германии. Скорее всего, в Советский Союз привезли ее после войны наши солдаты, многие из которых были тогда еще совсем мальчишками.
Для того, чтобы игра состоялась, необходимы два компонента - команда и мяч. Чем больше будет участников, тем интереснее играть. Мячик подойдет небольшой, но не теннисный: он слишком твердый и полученные им удары могут быть весьма болезненными.
Игра очень проста, динамична и привлекательна быстрой сменой ролей: каждый ежеминутно может оказаться водящим. Как и всякое произведение народного творчества, она изобилует вариантами. Вот тот, который был популярен в нашем дворе.
Все собираются в кучку. Кто-нибудь (его можно выбрать с помощью считалочки) подкидывает мяч как можно выше и при этом выкрикивает имя одного из игроков, назовем его Васей. С этого момента Вася - водящий.
Пока мяч в воздухе - все разбегаются, однако не слишком далеко: если Вася поймал мяч с лета, он уже не водящий; подкинув мяч, он выкрикивает нового водящего, разумеется, того, кто отбежал дальше всех и у кого поэтому мало шансов поймать мяч с лету.
Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит:
- Штандер!
Все разом останавливаются и замирают. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где мяч был подобран. Попал - отводился, водить будет осаленный. Промахнулся - снова води! И в том и в другом случае все снова сбегаются в кучку, снова подбрасывается мяч и выкрикивается имя осаленного или же незадачливого водящего.
Бывает, что тот, кого салят, ловит мяч. В этом случае он тут же салит мячом или водящего, или любого из игроков - кто ближе стоит.
Игра прекращается по взаимному согласию.
На бумаге, согласитесь, выглядит как-то не очень, в жизни-то все гораздо интереснее! Поэтому, когда вы своих ребят будете учить играть, не поленитесь выйти вместе с ними на улицу и там покажите им все на живом (своем, то есть) примере. Слабо?
Уж коли взялись мы вспоминать игры с мячом, то как обойти вниманием «картошку» было бы несправедливо. Все помнят, что это за забава?
КАРТОШКА
Играть в эту игру лучше всего волейбольным мячом. Все становятся в круг и перебрасывают его друг другу (ловят или отбивают по-волейбольному). При этом каждый старается сделать это так, чтобы у того, кому бросок адресован, было как можно меньше шансов поймать мяч. Тот, кто его пропускает или роняет, становится «картошкой» - садится на корточки в круг. Потихоньку туда перекочевывает большая часть играющих. Оставшиеся в строю могут выручить какой-нибудь из «клубней», «глушанув» его мячом. Тот, кого мяч касается, вновь занимает свое место среди игроков. Если же ему удается поймать мяч, то вся «картошка» выходит из круга, а на ее место усаживается потерявший мяч.
Нередко, помню, попадались среди игроков особо рьяные, владеющие волейбольными приемами. И такие они «свечки» закладывали («глушили») по съежившейся в предчувствии удара «картошке» - мама не горюй! После таких игр места, куда попадал мяч, горели огнем...
РОМБА
Ну, про «Вышибалы» они же «Выбивалы» много рассказывать, наверное, не стоит: не так интенсивно, как раньше, но в эту подвижную игру современные ребятишки пока еще играют. А вот в «Ромбу» - вряд ли.
Может статься, что у вас эта игра называлась как-нибудь по-другому, но в нашем районе (в Туле, на Старом Рогоженском поселке) - именно так.
Создаются две одинаковые команды. Допустим, в каждой - по 6 человек. В этом случае следует изготовить 2 комплекта «ромб» - небольших прямоугольных бумажек (по 6 для команды). На каждой пишется число (через десяток) от 10 до 60, после чего она сворачивается в трубочку, чтобы не было видно надписи. Сначала один комплект кладется в какой-нибудь мешочек (подойдет и шапка), и члены первой команды по очереди достают каждый свою свою «ромбу». Второй комплект разбирает между собой команда соперников.
Теперь каждый владеет «ромбой», и знает, сколько он «стоит». Эта информация сохраняется внутри команды в строжайшем секрете.
После того, как команды посовещаются, с помощью считалки определяется, какая из них остается на месте жеребьевки, а какая идет прятаться. Через оговоренное время начинается «охота». Правила очень простые: тот у кого больше очков, может брать в плен тех игроков из стана «врага», у кого их меньше. В нашем случае самые «крутые», понятное дело, те, у кого по 60 баллов. А вот «десяточкам» остается только прятаться по укромным уголкам - они желанная и легкая добыча любого. Сцапает ее, скажем тот, у кого «30», отберет «ромбу» заветную и станет на 10 очков солиднее и т. д.
Ну очень азартная игра! Бежишь, прячешься, и вдруг из-за кустов выскакивает противник и орет: «Вашу ромбу!!!!!» Ты ему: «Свою покажи!» И вдруг, о радость! - оказывается, что на твои «40» вылетела «тридцатка». И вот ты уже большой и сильный: 70 очков - не воробей чихнул!
Если же встречаются равноценные «ромбы», то, после обмена любезностями, они разбегаются в разные стороны.
Иногда вместо чисел, на «ромбах» писали воинские звания: от «рядового» до «маршала».
Я помню, у нас с моей сестрой-близняшкой, однажды выпало по 10 очков (мы играли в разных командах). Поняв, что ловить нам абсолютно нечего, мы мирно просидели в густых кустах, создав там за это время удивительной красоты «секретик».
Что такое «секретик»? Об этом и еще о кое-каких наших детских забавах я расскажу вам в следующий раз.
Фото из архива семьи Корчагиных