1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Обзоры
  4. Здоровье
  5. «Мама, у меня живот болит» — самая частая жалоба ребенка, который боится идти в школу - MySlo.ru
«Мама, у меня живот болит» — самая частая жалоба ребенка, который боится идти в школу
Иллюстрация pixabay.com

«Мама, у меня живот болит» — самая частая жалоба ребенка, который боится идти в школу

Как провести новый учебный год веселыми и здоровыми — советы для родителей от врачей, психологов и психиатров.

3 сентября в Белоусовском парке состоялась вторая встреча в рамках проекта «Просто о здоровье», который инициировало министерство здравоохранения Тульской области совместно с городским порталом Myslo.ru и при поддержке ГУ ТО «Тульские парки» (материал о первой встрече читайте здесь).

 

В дискуссии участвовали педиатр детской областной больницы Марина Залевская, педиатр, гастроэнтеролог детской городской клинической больницы Тулы Ирина Бодрова, детский психиатр Александр Козлов и психолог, мама двойняшек Екатерина Леоненко.

Первый раз в первый класс. Это стресс и для ребенка, и для его родителей. Адаптация в 1-м классе продолжается месяц, а иногда и два. Как облегчить эту адаптацию?

Екатерина Леоненко:

- Мои дети в этом году пошли в 4-й класс. И как психолог, и как мама школьников скажу: чтобы минимизировать стресс от начала школьной жизни, нужно быть в контакте со своим ребенком.

Новая среда, новый ритм жизни, как минимум 30 новых людей плюс учитель — на все это требуется время, чтобы познакомиться и адаптироваться. Родителям важно обеспечить ребенку такой режим дня, чтобы он чувствовать себя расслабленным.

Слова «ты теперь взрослый», «школа — это твоя работа», считаю, надо исключить из общения. Ребенок был и остается ребенком.

Фокусируйтесь лучше на том, что понравилось ребенку в школе. Спрашивайте не формально: «Как дела?», а искренне интересуйтесь, например, с кем он сегодня подружился.

Провожая ребенка в школу, не грузите его словами: «Веди себя хорошо!», а искренне напутствуйте: «Надеюсь, сегодня ты узнаешь что-то интересное; я буду ждать, что расскажешь мне вечером об этом».

Ирина Бодрова:

- К сожалению, большинство родителей не имеют такого опыта общения со своими детьми. И из этой психологической проблемы вырастают медицинские проблемы. Самая простая рекомендация — соблюдать режим дня. Тогда многие медицинские проблемы обойдут вас стороной. Но по своему опыту скажу, многие взрослые не привыкли сами соблюдать режим.

Екатерина Леоненко:

- Если мама или папа говорит ребенку: «Быстрее, мы опаздываем», значит родитель не собрал СЕБЯ! И перекладывает ответственность за опоздание на собственного ребенка.

Ко мне приходят на консультацию мамы и жалуются, что не могут встать по первому звонку будильника, поэтому заводят несколько и вскакивают на последний — это проблема взрослой женщины. А ребенок получает нервную маму, которая на ходу запихивает в него бутерброд и тащит в школу еще не проснувшегося окончательно малыша. Вечером история повторяется, только в обратном порядке.

Что нужно ребенку? Расслабленную, улыбающуюся маму, которая обнимет, поцелует, ободрит добрыми словами. А родители зачастую превращаются в обслугу — одеть, накормить, отвезти-привезти.

 

Александр Козлов:

- Мы обсуждаем какого-то абстрактного ребенка. А все дети РАЗНЫЕ! И родители тоже разные! Одни и те же слова два рядом сидящих человека воспримут по-разному, наполнят разным содержанием. Каждый из нас думает на своем языке. Поэтому все, что сказано выше про дисциплину, режим и ответственность, для каждого ребенка — свои!

Большое значение имеет то, как подготовлен ребенок к школе, как готова вся семья. Было бы идеально, если бы для родителей первоклашек существовала Школа родителей будущих первоклашек. По образу Школы для будущих родителей, которые только ждут появления малыша на свет.

Почему-то вы говорите, что 1 сентября — это стресс. А ведь для кого-то это радость! И если все время обсуждать, как выдержать стресс, не останется времени и сил обсудить, как увеличить количество радости в жизни первоклассника и его родителей.

Когда ребенок боится или не хочет идти в школу, он жалуется: «Живот болит». Он правда болит?

Ирина Бодрова:

- Ребенку очень нужен тактильный контакт с мамой и папой. Для него это проявление любви. Если ребенку не хватает внимания мамы, он капризничает, устраивает истерики, жалуется: «Живот болит». У вас такое регулярно? Тогда попробуйте последить за собой — вы точно даете необходимое психологическое общение своему ребенку?

Если ребенок боится маму — она будет ругать за плохие отметки; боится школьных контрольных, потому что может не решить задачку, — у него возможны функциональные нарушения ЖКТ.

Страх и стресс живут в животе.

Мама приводит ребенка на прием с жалобами на частые боли в животе. Его обследуют, но никаких патологий не находят. И пока психологический климат в семье не наладится, перед контрольными ребенок так и будет жаловаться: «Живот болит».

То же самое с непонятно от чего поднимающейся температурой. Или утренней рвотой.

Александр Козлов:

- Есть механизм психологической защиты — бегство в болезнь. Тело и психика — единая система. Вот ребенка все время прессуют в школе и дома — надо учиться, ругают за плохие оценки. И вдруг он заболел — все стали вокруг добрые и заботливые, разрешают смотреть мультики. Психика запомнила этот опыт. И в следующий раз, когда будет угроза школьной контрольной и плохой оценки, организм «вспомнит» про болезнь.

Что с этим делать? Разговаривать с ребенком. С психологом или психотерапевтом. Мой совет взрослым: вспомните себя в детстве и говорите с ребенком на его языке.

 

Какой режим дня оптимален для младших школьников?

Ирина Бодрова:

- Подъем в 7.00. Отбой — в 22.00.

Утром 15 минут — на легкую зарядку, чтобы проснуться, потом — завтрак. И только потом — в школу.

После школы не надо сразу кидаться делать домашние задания. Ребенку нужно отдохнуть — это может быть прогулка, любимое занятие, чтение.

Самое важное в режиме — сон. Ребенок должен в одно и то же время ложиться спать и вставать.

Что касается питания — должно быть три основных приема пищи и два-три перекуса.

Многие жалуются, что дети не хотят завтракать. Тошнит, не хочется… Ищите, почему. Если вы как мама утром ограничиваетесь чашкой кофе на бегу, ребенок будет вас копировать.

Еще момент: заставить позавтракать ребенка, которого только что подняли с кровати, но разбудить забыли — нереально. Особенно если он поздно ужинал.

Как врач я категорична: завтрак — это главный прием пищи и для взрослого, и для ребенка.

Что давать на завтрак? Некоторые дают сладкие хлопья. Я их называю «сухой корм для людей» — по аналогии с кормом для собак и котов.

Наилучший вариант — сваренные каши. Это сложные углеводы, которые дают нам энергию. Допускается бутерброд с маслом и сыром, вареное яйцо (это белок).

Второй перекус или второй завтрак в школе должен содержать жидкость — негазированную воду или домашний компот, углеводы и белок. Например, цельнозерновой хлеб, слабосоленая рыба, яйцо, куриное мясо, огурец, яблоко или банан, сухофрукты.

Можно несколько кусочков шоколада — без излишеств и обязательно после перекуса.

 

Как вы относитесь к оценкам в школе?

Александр Козлов:

- Каждый из нас был когда-то первоклассником. У нас есть свой школьный опыт. К примеру, папа ребенка был в школе главным хулиганом и забиякой, имел приводы в милицию. И не хочет, чтобы сын был таким же, жестко требует «хорошо себя вести». Или другая крайность: «Я вырос, и мой вырастет». А для третьего нужно, чтобы сын повторил его опыт и был только круглым отличником. Родительские установки в области образования разные. И их надо заранее проговорить, понять себя и своего ребенка.

К чему еще, на мой взгляд, нужно быть готовым — к оцениванию личности со стороны.

Ребенок в школе становится зависим от чужого мнения.

У нас мотивируют через критику. Пример? Пожалуйста.

Ребенок решил 10 задач и в одной ошибся. Что обычно он слышит? «Ну что ж ты, все впечатление смазал!»

Другой ребенок из 10 задач только одну решил правильно. И ему говорят: «Как здорово ты тут нашел решение! Ты старайся, и все остальные задачи сможешь решить». Чувствуете разницу? Во втором случае самооценка ребенка будет повышаться, а в первом — наоборот. К тому же внутреннее убеждение «я не смог, я не смогу» глубоко засядет в первом малыше. И будет им двигать и во взрослом возрасте… пока он не придет на прием к психиатру)

Если в семье есть неуспевающий ребенок, это не его неуспех, не недоработка учителя, а проблема семьи! Причем, возможно, даже семьи бабушки и дедушки.

Сравнивать своего ребенка с кем-то еще НЕДОПУСТИМО! «Вот Петя лучше решает задачи, а Вася лучше поет». Это дезориентирует ребенка и порождает много комплексов в будущем. Конкуренция ссорит детей между собой. Обида и реакция протеста на такие сравнения может подвигнуть ребенка самоутверждаться негативным, а во взрослой жизни — уже антисоциальным поведением.

А можно ли материально мотивировать ребенка учиться на пятерки, выполнять какую-то работу по дому?

Александр Козлов:

- Самое плохое в этом — что вы заранее покупаете «пятерку» или вымытую чашку. Заранее заявляя: «Принесешь пятерку — куплю пиццу/самокат/билет в кино», вы декларируете свою родительскую беспомощность.

Совсем другое дело, если вы делаете это постфактум. «Мне было приятно, что ты так постарался, помыл посуду, чтобы я после работы чуть больше отдохнула. Поэтому мне тоже хочется сделать тебе что-то хорошее — давай я закажу пиццу/вот тебе билет в кино…»

Екатерина Леоненко:

- Зачастую ребенок, который плохо себя ведет в школе, не успевает по школьной программе или часто болеет, скрепляет семью. Дети же интуитивно чувствуют скрытые конфликты в отношениях. В такой семье родители объединяются общей целью спасти своего ребенка — от болезни, от неуспеваемости. А как только все налаживается и спасать некого — конфликт опять проявляется.

 

Что нужно делать, чтобы зрение у ребенка не страдало от школьной нагрузки?

Марина Залевская:

- Если папа и мама носят очки, то с большой вероятностью ребенок тоже будет их носить. Но максимально отодвинуть этот период можно.

Полезна гимнастика: 20 минут читаете — 10 минут смотрите вдаль. Меньше времени смотреть в экраны гаджетов, больше гулять на свежем воздухе и смотреть на окружающий мир.

Зрение падает постепенно, может быть, даже сначала незаметно для самого человека. Ребенок очень часто боится сказать, что с первой парты он видит хорошо, а с третьей все расплывается. Он будет щуриться до последнего — пока уже совсем ничего рассмотреть на доске не сможет. Поэтому разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что это не стыдно и не страшно.

Александр Козлов:

- А чтобы ребенок не боялся, вы, взрослые, сдерживайте свои отрицательные эмоции, когда слышите неприятные для вас известия. Выслушайте, обдумайте, что вам сказали, и только потом отвечайте.

 

Сколько движения нужно школьнику? Как вы относитесь к различного рода нормативам?

Александр Козлов:

- Может быть, это и не должно быть обязательным — уложиться в какие-то нормы. Но для подростков очень важная тема — как ты выглядишь, какое у тебя тело, насколько ты спортивен.

Да в любом возрасте высмеивать внешность, затрагивать физическое «я» человека нельзя. Это отвержение личности на биологическом уровне. Но это уже тема другой встречи…

 

 

 

 

 

Есть интересная история, новость, фото или видео? Телефон редакции 57-07-07. Или пишите:

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Душа, что принадлежит небесам – особенная история про Злату
Душа, что принадлежит небесам – особенная история про Злату
Семейный фестиваль «Школодром-2022» в Центральном парке Тулы: большой фоторепортаж и видео
Семейный фестиваль «Школодром-2022» в Центральном парке Тулы: большой фоторепортаж и видео