На сцене Городского концертного зала один из самых харизматичных, обаятельных и талантливых актёров современности Олег Меньшиков познакомил туляков со своим проектом — «Оркестром мечты». Со сцены Меньшиков читал избранные главы из своей книги воспоминаний. А большой и очень профессиональный духовой оркестр иллюстрировал самые яркие моменты.
— Мечты должны сбываться. Обязательно должны, даже несмотря на время, которое бежит, тянется, поджимает, подгоняет, — говорит Олег Меньшиков. — И мечта может поблёкнуть, раствориться, попрощаться и уйти к другому. Но этого нельзя допустить! Сопротивляйтесь! Возвращайте мечту!
Туляки услышали музыку Александра Вертинского и Нино Рота, Римского-Корсакова и Равеля, Рэя Чарльза и Рида, Джузеппе Верди.
А перед началом спектакля-концерта Олег Меньшиков весело, легко и с улыбкой ответил на наши вопросы.
— Олег Евгеньевич, как родился Ваш «Оркестр мечты»?
- В мае 2016 года мы уже будем отмечать 5-летие оркестра. А придумалось всё ещё раньше, лет шесть назад. Эта программа родилась из презентации на фестивале искусств «Черешневый лес». Получилось так, что мы имели серьёзный, большой успех. И потом эта 40-минутная презентация переросла в почти двухчасовое действо. Оркестр создавался с нуля, есть несколько человек, который тут с самого начала — Андрей Бараничев и Денис Виноградов, он сейчас дирижёр. Им оркестр и обязан своим рождением. Потом я стал вторым родителем, рискнул, вложил деньги, время. Но до сих пор не жалею и только рад, что это появилось в моей жизни. Кстати, мы до сих пор не можем определить жанр: то ли это спектакль, то ли это концерт.
Олег Меньшиков и его «Оркестр мечты» в Туле!
— В одном из интервью вы сказали, что не наигрались в комедии и даже хотели бы попробовать себя в оперетте…
- Я достаточно музыкальный человек, и не очень представляю свою жизнь и творчество без музыки. Оркестр возник неожиданно для всех и многие удивлялись: Почему оркестр? Почему духовой? Какая связь с Меньшиковым? Для меня-то она прямая, абсолютно очевидна и логична. Что касается оперетты, то я до сих пор не оставляю мысли по поводу «Сильвы». Оперетту играю время от времени. Например, свой юбилейный вечер в театре я как раз заканчивал опереттой, танцевал и пел. Константин Сергеевич Станиславский, никому, к сожалению, не нужный сегодня, сказал, что любой молодой артист должен проходить через оперетту. Ну не дурак же он был? В этом жанре есть лёгкость, то, что необходимо артисту на сцене. Просто, к сожалению, оперетта уже давно превратилась в пародию на саму себя.
Тула, Городской концертный зал, 9 декабря 2015 г.
— А у Вас в театре им. Ермоловой отношение к зрителю по Станиславскому — как к сотворцу?
- Сейчас очень сложное время, всё сильно изменилось. Но оно на то и время, чтобы меняться, у меня к нему претензий нет (смеётся). Оно делает своё дело, мы должны делать своё. Я бы не сказал, что я отношусь к зрителю как к сотворцу. Я даже не уверен, что зрители сейчас идут думать в театр или в кино. Не думаю, что они идут и развлекаться… Скорости другие, информационное поле огромно, это уже даже не поле, а гектары. Но факт остаётся фактом — зрители же идут в театр! У нас полные залы. Кино на сегодняшний день я не считаю искусством, потому что оно очень сильно завязано с технологиями. А в театре люди видят глаза, понимают, что всё происходит сейчас, в эту минуту. Наверное, за этим они и приходят в театр — чтобы что-то случилось не на экране, а наяву.
— Каким должно быть кино в наше время, чтобы оно захватило зрителя? Например, «Легенда № 17» — потрясающий фильм…
- Да, тут случилось, ничего не могу сказать… И роль случилась, и фильм случился. У любого артиста есть сложности перехода из одной возрастной категории в другую. Когда ты уже не молод и ещё не стар. Для меня этот переход случился безболезненно и абсолютно органично как раз на роли тренера Анатолия Тарасова, ещё из-за этого у меня такое нежное отношение к этому фильму. Нот ведь шедевры не появляются каждый год. Ну, могут быть два фильма в пять лет, которые останутся навсегда, не больше!
С Данилой Козловским, «Легенда № 17», режиссёр Николай Лебедев.
— Помните, в середине 90-х все говорили о магии четырёх М: Меньшиков, Миронов, Машков и Маковецкий. Как Вы к этому относились и кого из молодых актёров сейчас смело можете поставить в этот ряд? Можно с фамилией не на М!
- Я всегда относился к этому с юмором (улыбается). Молодые талантливые актёры есть, их не может не быть! Если уж мы заговорили о «Легенде № 17» — Данила Козловский замечательный артист. И он — очень хороший театральный артист. Человек думающий, пытливый. Он один из тех, кто создаёт основу правильного отношения к профессии. Такие люди своим появлением заставляют уважать артистов.
Олег Меньшиков, начало 1990-х годов.
— В конце 80-х годов на экраны вышел фильм Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!», где Вы озвучили роль Александра Белова. Обычно артисты обижаются, когда у них отнимают голос. На вас Сергей Жигунов тогда обиделся?
- Да там всё просто: меня попросила Дружинина озвучить Жигунова. Я согласился, потому что мне очень были нужны деньги, извините за прозу (улыбается). С Сергеем мы никогда друзьями-товарищами не были. Привет-привет — как были, так и остались. Мы с ним — уважительно друг к другу относящиеся профессионалы, не более того.
В «Гардемаринах» герой Сергея Жигунова говорит голосом Олега Меньшикова.
— А вот Валентина Талызина, которая озвучила Барбару Брыльску в «Иронии судьбы», терпеть её не может…
- Я вас умоляю! Не надо придавать такое большое значение своему голосу. Ну, озвучила и озвучила. Всё равно на экране мы смотрим на Брыльску. Чего претензии предъявлять? Могла бы не озвучивать. Это ж твоя работа, в конце концов.
— Вас многие называют любимым актёром Никиты Михалкова. А есть ли режиссёр, у которого Вы мечтали бы сыграть, но не получилось?..
- Людям мечтать можно. А вот артистам не надо (смеётся). Потому что в 80% случаев эти мечты не сбываются. О чём может мечтать артист? Работать в таком-то театре, играть такую-то роль, работать с таким режиссёром… Когда этого не случается, он начинает обвинять в этом всех вокруг. Начинают срабатывать низменные человеческие инстинкты, которые по жизни нам не нужны, они уводят нас в несколько иное мироощущение. Ну вот чисто по-человечески мне жалко, что я не встретился с Феллини. Считаю, что это до сих пор неразгаданный персонаж в нашем кино.
— Над чем сейчас работаете в кино?
- После Тарасова у меня был большой перерыв. Сейчас продюсер Саша Цекало и режиссёр Егор Баранов снимают фильм «Гоголь». Это сериальная история для ТНТ. Я там второе по значимости действующее лицо. Знаете, они там сейчас все больные и запрещают рассказывать сценарий (смеётся). Что за тайну они из этого делают? Вторая история — у Фёдора Сергеевича Бондарчука играю в фильме «Притяжение». Там не главная роль, но…
— Что для Вас театр XXI века?
- По сути, XXI век еще впереди, я — дитя ХХ века. Думаю, театр ещё ищет себя. Хотя театр в любом веке — это глаза. И когда время в зрительном зале совпадает с временем на сцене. Я раньше не любил малые пространства, малую сцену. Сейчас понимаю, что люди хотят дотронуться до артиста. Не лапнуть руками звезду, а дотронуться до эмоций, до чувства. Это нормальное желание. В театре есть какая-то торжественность, она не должна уходить. Я не говорю, что как раньше, нужно надевать лучшие платья, бриллианты… Но ощущение праздника и торжественности должно оставаться.
— На какую постановку театра им. Ермоловой Вы бы с удовольствием пригласили туляков?
- На все! Сейчас как режиссёр я работаю над спектаклем «Счастливчики». Действие происходит в 2080 году, это такая антиутопия. Мы нашли пьесу, специально написанную для старшего поколения. В любом театре есть артисты от 70 и выше, и всегда сложно, когда они остаются не у дел. Нечего играть, ролей не так много, а их не так мало… 16 и 17 января у нас премьера и билеты уже проданы.
— Расскажите о своих планах на Новый год…
- 31 декабря у меня спектакль с «Оркестром мечты», вот и все планы (смеётся). А 1 января мы с женой по традиции улетаем за границу и 3−4 дня отдыхаем.
Олег Меньшиков с женой Анастасией. Фото с сайта саrus-img2.com
— Как Вы восстанавливаетесь эмоционально?
- Читаю каждый день по долгу службы, путешествую по возможности… Футбол, баня… Как любой нормальный человек. Я уже давно к своей профессии отношусь достаточно спокойно, не делаю из неё нечто запредельное… Как у всех профессий: та же тайна, те же люди, те же страсти. Если ты дурак, значит — ты дурак. Если тебя Бог наградил талантом — значит наградил. Самое страшное, это когда предстанешь перед Всевышним, а он тебе скажет: «Старик, ты занимался не своим делом. Ты был бы отличным ветеринаром!» Представляете, какое расстройство меня ждёт, если он такое скажет (смеётся).
— Ваши пожелания всем читателям «Слободы»…
- Оставайтесь сами собой!
Из досье Myslo.ru
Олег Евгеньевич Меньшиков
Родился 8 ноября 1960 г. в Серпухове.
Народный артист России, трижды лауреат Государственной премии России.
Окончил Высшее театральное училище имени
Художественный руководитель Театра им. Ермоловой.
Играет на фортепиано, скрипке, гитаре.
Указом
Семья: жена Анастасия Чернова (с 2005 г.).
Избранная фильмография: «Покровские ворота», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Утомлённые солнцем», «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник», «Мама», «Статский советник», «Доктор Живаго», «Легенда № 17».