Олег Меньшиков: Люди идут в театр не лапнуть звезду, а прикоснуться к эмоциям!

Фото Андрея Варенкова.

Олег Меньшиков: Люди идут в театр не лапнуть звезду, а прикоснуться к эмоциям!

Народный артист России о своём «Оркестре мечты», фильме «Легенда № 17», театре им. Ермоловой, молодых звёздах и планах на Новый год - в интервью нашему порталу.

На сцене Городского концертного зала один из самых харизматичных, обаятельных и талантливых актёров современности Олег Меньшиков познакомил туляков со своим проектом — «Оркестром мечты». Со сцены Меньшиков читал избранные главы из своей книги воспоминаний. А большой и очень профессиональный духовой оркестр иллюстрировал самые яркие моменты.

— Мечты должны сбываться. Обязательно должны, даже несмотря на время, которое бежит, тянется, поджимает, подгоняет, — говорит Олег Меньшиков. — И мечта может поблёкнуть, раствориться, попрощаться и уйти к другому. Но этого нельзя допустить! Сопротивляйтесь! Возвращайте мечту!

Туляки услышали музыку Александра Вертинского и Нино Рота, Римского-Корсакова и Равеля, Рэя Чарльза и Рида, Джузеппе Верди.

А перед началом спектакля-концерта Олег Меньшиков весело, легко и с улыбкой ответил на наши вопросы.

— Олег Евгеньевич, как родился Ваш «Оркестр мечты»?

- В мае 2016 года мы уже будем отмечать 5-летие оркестра. А придумалось всё ещё раньше, лет шесть назад. Эта программа родилась из презентации на фестивале искусств «Черешневый лес». Получилось так, что мы имели серьёзный, большой успех. И потом эта 40-минутная презентация переросла в почти двухчасовое действо. Оркестр создавался с нуля, есть несколько человек, который тут с самого начала — Андрей Бараничев и Денис Виноградов, он сейчас дирижёр. Им оркестр и обязан своим рождением. Потом я стал вторым родителем, рискнул, вложил деньги, время. Но до сих пор не жалею и только рад, что это появилось в моей жизни. Кстати, мы до сих пор не можем определить жанр: то ли это спектакль, то ли это концерт.


Олег Меньшиков и его «Оркестр мечты» в Туле!

 

— В одном из интервью вы сказали, что не наигрались в комедии и даже хотели бы попробовать себя в оперетте…

- Я достаточно музыкальный человек, и не очень представляю свою жизнь и творчество без музыки. Оркестр возник неожиданно для всех и многие удивлялись: Почему оркестр? Почему духовой? Какая связь с Меньшиковым? Для меня-то она прямая, абсолютно очевидна и логична. Что касается оперетты, то я до сих пор не оставляю мысли по поводу «Сильвы». Оперетту играю время от времени. Например, свой юбилейный вечер в театре я как раз заканчивал опереттой, танцевал и пел. Константин Сергеевич Станиславский, никому, к сожалению, не нужный сегодня, сказал, что любой молодой артист должен проходить через оперетту. Ну не дурак же он был? В этом жанре есть лёгкость, то, что необходимо артисту на сцене. Просто, к сожалению, оперетта уже давно превратилась в пародию на саму себя.


Тула, Городской концертный зал, 9 декабря 2015 г.

 

— А у Вас в театре им. Ермоловой отношение к зрителю по Станиславскому — как к сотворцу?

- Сейчас очень сложное время, всё сильно изменилось. Но оно на то и время, чтобы меняться, у меня к нему претензий нет (смеётся). Оно делает своё дело, мы должны делать своё. Я бы не сказал, что я отношусь к зрителю как к сотворцу. Я даже не уверен, что зрители сейчас идут думать в театр или в кино. Не думаю, что они идут и развлекаться… Скорости другие, информационное поле огромно, это уже даже не поле, а гектары. Но факт остаётся фактом — зрители же идут в театр! У нас полные залы. Кино на сегодняшний день я не считаю искусством, потому что оно очень сильно завязано с технологиями. А в театре люди видят глаза, понимают, что всё происходит сейчас, в эту минуту. Наверное, за этим они и приходят в театр — чтобы что-то случилось не на экране, а наяву.

— Каким должно быть кино в наше время, чтобы оно захватило зрителя? Например, «Легенда № 17» — потрясающий фильм…

- Да, тут случилось, ничего не могу сказать… И роль случилась, и фильм случился. У любого артиста есть сложности перехода из одной возрастной категории в другую. Когда ты уже не молод и ещё не стар. Для меня этот переход случился безболезненно и абсолютно органично как раз на роли тренера Анатолия Тарасова, ещё из-за этого у меня такое нежное отношение к этому фильму. Нот ведь шедевры не появляются каждый год. Ну, могут быть два фильма в пять лет, которые останутся навсегда, не больше!


С Данилой Козловским, «Легенда № 17», режиссёр Николай Лебедев.

 

— Помните, в середине 90-х все говорили о магии четырёх М: Меньшиков, Миронов, Машков и Маковецкий. Как Вы к этому относились и кого из молодых актёров сейчас смело можете поставить в этот ряд? Можно с фамилией не на М!

- Я всегда относился к этому с юмором (улыбается). Молодые талантливые актёры есть, их не может не быть! Если уж мы заговорили о «Легенде № 17» — Данила Козловский замечательный артист. И он — очень хороший театральный артист. Человек думающий, пытливый. Он один из тех, кто создаёт основу правильного отношения к профессии. Такие люди своим появлением заставляют уважать артистов.


Олег Меньшиков, начало 1990-х годов.

 

— В конце 80-х годов на экраны вышел фильм Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!», где Вы озвучили роль Александра Белова. Обычно артисты обижаются, когда у них отнимают голос. На вас Сергей Жигунов тогда обиделся?

- Да там всё просто: меня попросила Дружинина озвучить Жигунова. Я согласился, потому что мне очень были нужны деньги, извините за прозу (улыбается). С Сергеем мы никогда друзьями-товарищами не были. Привет-привет — как были, так и остались. Мы с ним — уважительно друг к другу относящиеся профессионалы, не более того.


В «Гардемаринах» герой Сергея Жигунова говорит голосом Олега Меньшикова.

 

— А вот Валентина Талызина, которая озвучила Барбару Брыльску в «Иронии судьбы», терпеть её не может…

- Я вас умоляю! Не надо придавать такое большое значение своему голосу. Ну, озвучила и озвучила. Всё равно на экране мы смотрим на Брыльску. Чего претензии предъявлять? Могла бы не озвучивать. Это ж твоя работа, в конце концов.

— Вас многие называют любимым актёром Никиты Михалкова. А есть ли режиссёр, у которого Вы мечтали бы сыграть, но не получилось?..

- Людям мечтать можно. А вот артистам не надо (смеётся). Потому что в 80% случаев эти мечты не сбываются. О чём может мечтать артист? Работать в таком-то театре, играть такую-то роль, работать с таким режиссёром… Когда этого не случается, он начинает обвинять в этом всех вокруг. Начинают срабатывать низменные человеческие инстинкты, которые по жизни нам не нужны, они уводят нас в несколько иное мироощущение. Ну вот чисто по-человечески мне жалко, что я не встретился с Феллини. Считаю, что это до сих пор неразгаданный персонаж в нашем кино.

— Над чем сейчас работаете в кино?

- После Тарасова у меня был большой перерыв. Сейчас продюсер Саша Цекало и режиссёр Егор Баранов снимают фильм «Гоголь». Это сериальная история для ТНТ. Я там второе по значимости действующее лицо. Знаете, они там сейчас все больные и запрещают рассказывать сценарий (смеётся). Что за тайну они из этого делают? Вторая история — у Фёдора Сергеевича Бондарчука играю в фильме «Притяжение». Там не главная роль, но…

— Что для Вас театр XXI века?

- По сути, XXI век еще впереди, я — дитя ХХ века. Думаю, театр ещё ищет себя. Хотя театр в любом веке — это глаза. И когда время в зрительном зале совпадает с временем на сцене. Я раньше не любил малые пространства, малую сцену. Сейчас понимаю, что люди хотят дотронуться до артиста. Не лапнуть руками звезду, а дотронуться до эмоций, до чувства. Это нормальное желание. В театре есть какая-то торжественность, она не должна уходить. Я не говорю, что как раньше, нужно надевать лучшие платья, бриллианты… Но ощущение праздника и торжественности должно оставаться.

— На какую постановку театра им. Ермоловой Вы бы с удовольствием пригласили туляков?

- На все! Сейчас как режиссёр я работаю над спектаклем «Счастливчики». Действие происходит в 2080 году, это такая антиутопия. Мы нашли пьесу, специально написанную для старшего поколения. В любом театре есть артисты от 70 и выше, и всегда сложно, когда они остаются не у дел. Нечего играть, ролей не так много, а их не так мало… 16 и 17 января у нас премьера и билеты уже проданы.

— Расскажите о своих планах на Новый год…

- 31 декабря у меня спектакль с «Оркестром мечты», вот и все планы (смеётся). А 1 января мы с женой по традиции улетаем за границу и 3−4 дня отдыхаем.


Олег Меньшиков с женой Анастасией. Фото с сайта саrus-img2.com

 

— Как Вы восстанавливаетесь эмоционально?

- Читаю каждый день по долгу службы, путешествую по возможности… Футбол, баня… Как любой нормальный человек. Я уже давно к своей профессии отношусь достаточно спокойно, не делаю из неё нечто запредельное… Как у всех профессий: та же тайна, те же люди, те же страсти. Если ты дурак, значит — ты дурак. Если тебя Бог наградил талантом — значит наградил. Самое страшное, это когда предстанешь перед Всевышним, а он тебе скажет: «Старик, ты занимался не своим делом. Ты был бы отличным ветеринаром!» Представляете, какое расстройство меня ждёт, если он такое скажет (смеётся).

— Ваши пожелания всем читателям «Слободы»…

- Оставайтесь сами собой!

Из досье Myslo.ru
Олег Евгеньевич Меньшиков

Родился 8 ноября 1960 г. в Серпухове.
Народный артист России, трижды лауреат Государственной премии России.
Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
Художественный руководитель Театра им. Ермоловой.
Играет на фортепиано, скрипке, гитаре.
Указом Президента Р. Ф. награждён орденом Почёта.
Семья: жена Анастасия Чернова (с 2005 г.).
Избранная фильмография: «Покровские ворота», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Утомлённые солнцем», «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник», «Мама», «Статский советник», «Доктор Живаго», «Легенда № 17».

Автор: Лариса Тимофеева, 10 декабря 2015, в 16:15 +7
Другие статьи по темам
Событие
Место
Выходные в Туле: 11-13 декабря
Выходные в Туле: 11-13 декабря
Лечение детского зрения должно быть доступным
Лечение детского зрения должно быть доступным