Своей работой педагог в целом доволен: дружный преподавательский коллектив, школа удобно расположена — прямо рядом с домом, в большинстве своём вполне адекватные и послушные ученики и неплохая зарплата (которая, впрочем, могла бы быть и побольше!). Но, как и в любой другой деятельности, в работе школьного трудовика есть свои собственные стресс-факторы.
Какие именно?
1. Когда не соблюдают технику безопасности
Курс предмета «Технология» подробно знакомит учеников с техникой безопасности при работе с режущими инструментами, станками, специальным электрооборудованием и т. д. Я считаю, что это вообще самое главное в моем предмете — научить мальчишек, будущих мужчин, которые должны уметь хотя бы поменять перегоревшую лампочку, правильному и безопасному обращению с молотком, пилой, электроприборами. Лучше потратить немного времени на изучение техники безопасности, чем получить серьезную травму и остаться инвалидом на всю жизнь!
2. Когда поют/слушают музыку/играют в телефоне на моих уроках
В процессе обучения я рассказываю очень важные вещи, которые учат детей, как сделать мужской труд максимально безопасным. Игра в телефоне их этому не научит! Мальчишек и так по статистике меньше, чем девчонок — я считаю, из-за нашего природного любопытства, умения попадать в разные «переделки». И, по статистике, процент гибели и получения инвалидности у здорового мужского населения страны в силу причин техногенного характера и производственных негативных факторов — более 5% от общего числа. На моих уроках ребята давно не играют и не отвлекаются — понимают, что каждый пункт правил техники безопасности, как говорится, написан кровью!
3. Когда называют неправильно
Трудовики остались в СССР, когда был такой предмет, как «труд». А сегодня он называется «технология», и называть человека моей профессии принято «преподаватель или учитель по технологии». Школьникам говорю это с первого занятия, они привыкли и называют правильно.
А вот их родители по привычке говорят «трудовик», что неверно и лексически, и фактически. Я всегда поправляю тех, кто говорит неверно.
4. «Остаточный» принцип
Очень большая часть школьников после окончания девятого класса поступает в профтехучилища и колледжи, где от них требуют хотя бы элементарного знания техники. Вот это, я считаю, мог бы учитывать руководитель нашего образовательного учреждения при планировании бюджета. Работаю несколько лет, и за это время два раза обновили компьютерный класс и купили новое оборудование в кабинет химии. И все!
5. Поведение учеников на уроке
Иногда они просто невыносимы, как и любые дети. Но одно дело — когда это обычный, «безопасный» урок, а другое — когда это урок технологии! Детям это сложно сразу понять, а мне нужно уследить за каждым по-отдельности и за всеми вместе! В моей практике был случай. Первый урок технологии; буквально на минуту отвернулся к доске, поворачиваюсь обратно — картина маслом! Мальчишка стоит, держится за сверло станка, надев защитные очки — позирует, пока одноклассники его фотографируют! Это сейчас я улыбаюсь — а вот тогда было совсем не до смеха!
6. Несерьезное отношение к моему предмету
Из тех, кто не любит уроки технологии в школе, вырастают ребята, которые не способны даже распилить деревяшку ножовкой, заменить пробки и включить «автомат», который «выбило» скачком напряжения. А это — основы жизнедеятельности любого мужчины, это стыдно не уметь!
7. Юмор про учителей труда
Не знаю, как у кого, а мой учитель труда в средней школе по вечерам читал лекции учащимся местного машиностроительного техникума и вёл занятия в профтехучилище. Его много раз звали туда на постоянную работу, но он остался верен себе и на пенсию вышел именно из средней общеобразовательной школы. Поэтому рассказы про чудиков-трудовиков меня бесят больше всего. Мы точно не такие!
8. Когда на практическое занятие забывают взять фартук и нарукавники
«Голову ты взять не забыл?» — всегда хочется мне процитировать фразу, которую говорили нам в школе в детстве.
9. Как сейчас преподают технологию
Когда я учился в средней школе, теории было очень немного. В основном мы стояли у станков, фрезеровали, сверлили, изготавливали номерки для школьного гардероба, наждаком счищали заусенцы с деталей и многое другое. А сегодня, прежде чем распилить деревяшку, ученик должен исписать полтетрадки! Отсюда — пониженный интерес у школьников к предмету и неумение работать руками у взрослых мужчин.
10. Собрания
И вообще, любые организационные мероприятия, которые, на мой взгляд, вполне можно было бы решить в группе педагогов в мессенджере.
11. Редкость курсов и конкурсов
Не первый год работаю в образовании, но участвовал в конкурсе профмастерства только один раз. На курсах повышения квалификации вообще не был ни разу. А ведь технология — важный предмет! Считаю, учитель по технологии должен быть высококлассным специалистом, чтобы своим примером показывать ученикам всю важность и необходимость своего предмета в жизни и в быту!
12. Когда на педагога по технологии «вешают» обязанности завхоза
Можно попросить выточить шайбу для отопительной системы, предоставив чертёж, или оснастить колесами стеллаж в кабинете химии — это будет полезно и мне, как педагогу, и учащимся. Но работать по совместительству завхозом я всегда отказываюсь: у каждого должны быть свои должностные обязанности и инструкции.
13. Снисходительный стиль речи
Особенно это заметно у родителей учеников, с которыми мне приходилось разговаривать. Думаю, вся беда в том, что они-то как раз ожидают увидеть перед собой именно «трудовика», какого они там себе помнят. А вместо него появляюсь я!
Расскажите, что вам не нравится в вашей работе и как вы с этим примиряетесь. Анонимность мы гарантируем.
Присылайте свои истории на наш редакционный ящик [email protected] с пометкой «Что бесит».