Разработан законопроект был следственным комитетом России (СК), а в Госдуму его внес депутат-единорос Александр Ремезков, занимающий пост заместителя председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Кстати, именно этому комитету предстоит решить, принимать закон или нет.
В пояснительной записке к инициативе есть фраза, которая вызвала бурное недовольство среди интернет-пользователей.
В ней говорится, что презумпция невиновности «может быть применена лишь в случае невозможности достижения по делу объективной истины и только после принятия исчерпывающих мер к ее отысканию».
Тем временем в самом документе о ней, по сути, ничего не говорится. Лишь отмечается порядок действий судьи для поиска «объективной истины».
Отношение к данному законопроекту неоднозначное. С одной стороны, таким образом у подсудимых, которым предоставляется государственный адвокат, появится больше шансов на то, что он действительно будет его защищать. Поскольку если судья увидит какой-то «пробел» в доказательной базе, то он отправит адвоката на доработку.
Автор инициативы, старший инспектор СК, кандидат юридических наук Георгий Смирнов считает, что довольно часто бывает, что одна из сторон недорабатывает и возникает неполнота доказательств. И если будет третья сторона в виде судьи, который сможет указать на «пробелы», то это позволит обеспечить справедливое правосудие.
-СК — это карательный орган, который даже затмил своей деятельностью деятельность прокуратуры. В свете этих событий никакая его инициатива не может восприниматься мной положительно, - говорит Дмитрий Дубровин, адвокат подсудимых по «болотному делу» Александры Духаниной и Дениса Луцкевича (пишет Lenta.ru).
Отметим, что на сегодняшний день судье в российском правосудии отводится роль стороннего наблюдателя. Он выслушивает доводы сторон и приведенные доказательства, после чего на основании изложенного выносит решение. Это англо-саксонская модель, к которой перешли с принятием реформ УПК в 2002 году. Авторы же предлагают вернуться к историческим корням, романо-германской модели.