У программы семь направлений, и последним в их списке стоит «Сохранение наследия и развитие туризма». Но это вовсе не означает, что данное направление — наименее значимое. При заинтересованности, правильном подходе и слаженной совместной деятельности государства, бизнеса, науки и общества развитие туризма станет одной из важнейших точек роста для области.
Большие перспективы
Для сохранения культурных объектов и памятников области эксперты предложили использовать государственно-частное партнерство (ГЧП). Например, объект может быть передан инвестору, а тот берет на себя обязательство заботиться о состоянии памятника. Но здесь нужно четкое законодательное обеспечение, чтобы наши памятники не оказались в собственности у частных лиц. Поэтому одна из рекомендаций экспертной группы — изучить федеральное законодательство и опыт применения ГЧП в других регионах, разработать соответствующую нормативную базу в Тульской области.
Что касается развития туризма, то здесь у нас есть большие перспективы по целому ряду причин. Во-первых, из-за внешнеполитических событий турпотоки переориентировались на Россию буквально за год. Люди готовы отдыхать в своей стране.
Во-вторых, у нас огромный историко-культурный потенциал. Практически в любых уголках области можно создать свои туристические бренды. В первую очередь это, конечно, малые города: не только Богородицк, который и сейчас уже популярен у туристов, но и Белев, Венев и далее по алфавиту.
Богородицкий дворец-музей и парк
Кстати, в сборнике «Русский город», который издавался еще в советские времена, была статья о том, как сделать из нашего Белева город-музей.
Спасо-Преображенский монастырь в Белёве
Крестовоздвиженский монастырь, Белёв
Авторы утверждали, что там не нужны никакие «новодельные» реконструкции — всё должно оставаться нетронутым. Нужно построить гостиницу, не портящую облик города, стилизованную под то время, к какому относятся культурные объекты. Чем не руководство к действию? Помимо городов мы можем развивать и такие населенные пункты, как Себино, Крапивна, Липки и др.
Свято-Успенский храм села Себино
И речь идет вовсе не только об историко-культурном туризме. В нашем регионе можно реализовывать любые виды туризма. А их сегодня великое множество: образовательный (поездки школьников и студентов), научный (конференции, семинары и другие мероприятия для ученых), религиозный (паломничество), экологический, гастрономический, сельский, свадебный, охота и рыбалка
Елена Викторовна Симонова, руководитель экспертной группы «Сохранение наследия и развития туризма», доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им.
Елена Симонова
Более того, мы можем развивать такой вид туризма, как ностальгический. Тульская область имеет глубокие дворянские корни, и многие ее жители после революции 1917 года эмигрировали в разные страны. Сейчас их потомки могли бы приехать на историческую родину и посмотреть на бывшие имения своих предков. В свою очередь, и россияне с большим интересом изучают историю своей семьи, когда-то проживавшей на той или иной территории, подобным образом даже находят своих родственников и стремятся посетить родные места.
Словом, у нас есть все возможности для привлечения туристов. Но для этого необходимо развитие инфраструктуры: если в городе или селе есть музей, то рядом с ним должны быть дорога, рестораны, кафе. Даже любителям отдыха на природе необходим хоть какой-то минимум комфорта: отдыхать в палатках готовы далеко не все. Нужны домики, хостелы, столовые и кафе. Причем цены на все это должны быть не как в Москве, иначе люди к нам не поедут.
Конечно, создание туристической инфраструктуры требует больших вложений, в том числе частных инвестиций.
Эксперты пришли к выводу, что развитие туризма — это задача, требующая участия самых разных институтов государства и общества. Успешно решать ее можно только объединением усилий различных профильных министерств. Поэтому они предлагают создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу под руководством заместителя губернатора Тульской области для обеспечения согласованных действий органов власти, местного самоуправления, туриндустрии, общественных, научных и других организаций.
Левша вместо Человека-паука
Есть и другая серьезная проблема — нехватка информации о наших достопримечательностях. Краеведческая литература нуждается в обновлении, наука не стоит на месте, и на основе современных методологических подходов в постперестроечное время тульские ученые изучали историю региона, писали научные работы, однако они не доходят до широкого читателя, потому как отсутствует издательская программа, тираж минимальный и расходится среди узкого круга профессионалов. Нет качественной областной энциклопедии.
Раз в год выходит «Тульский альманах» — научно-популярное издание, которое знают в Москве и других регионах. Но в нем представлена только история Тулы, и его тираж всего 100-150 экземпляров. Так что альманах практически сразу становится библиографической редкостью.
Очень не хватает издания такого же качества, как «Тульский альманах», но областного масштаба и тиражом в разы больше.
Нам есть о чем там написать — о значимых событиях в истории тульского края и об участии туляков в российских событиях, а также о выдающихся земляках, внесших большой вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, русской философии. Тульский архив — богатейший, база источников — обширна. Все это позволяет с научной точностью восстановить даты и события, изучить исторические процессы, развивающиеся в стране в конкретной точке преломления — территории тульского края. Тем самым можно выделить общие (с соседними территориями) и уникальные черты нашего региона. Но все это требует времени, профессионализма и кропотливой научной работы.
Поэтому эксперты высказались за разработку программы Тульской области по изданию презентабельной и конкурентоспособной на книжном рынке научно-популярной и научно-просветительской литературы по истории края. В том числе — региональной энциклопедии и историко-регионоведческих справочных изданий, учебно-методических пособий по истории региона для школьников. Необходимо также создание серии изданий о выдающихся тульских ученых и конструкторах, их достижениях. Это не только привлечет внимание туристов к нашему региону, но и поможет популяризации технических специальностей и естественных наук.
Пока Тульская область не воспринимается большинством туристов как место, куда можно поехать за впечатлениями.
Значит, нужно выстраивать четкую ассоциацию между словами «Тула» и «туризм», как можно активнее рекламировать наш регион. Размещать его рекламу на чем только можно.
Сейчас, если мы зайдем в детский магазин, то увидим там школьные тетради с героями иностранных мультиков — Человека-паука, Губки Боба. Но их ведь покупают не из-за этих картинок, а просто потому, что детям нужны тетради. Поэтому эксперты предлагают разработать целую серию разнообразной рекламно-информационной продукции о туристическом потенциале Тульской области (буклетов, календарей, видеосюжетов, баннеров, каталогов), размещать тульские бренды на тетрадях, блокнотах, органайзерах, упаковках конфет, пряников и пастилы.
Развитие туризма — способ вернуться к корням
Отдельный вопрос — это, конечно же, кадры для туристической индустрии. Увлеченные люди, краеведы-энтузиасты — это замечательно. Но для развития туризма увлеченности мало: здесь необходима профессиональная подготовка и твердые знания целого ряда дисциплин.
Учить свою историю нужно начинать с юности. Поэтому эксперты предлагают ввести в тульских высших и средних специальных учебных заведениях дисциплину «История тульского края» (программы подготовки позволяют сделать это уже сегодня).
А для работников культуры, образования и туриндустрии предлагается организовать курсы повышения квалификации по разработке инвестиционно-привлекательных проектов. Курсы должны быть междисциплинарными и включать в себя менеджмент, маркетинг, связи с общественностью, законодательство в сфере туризма, реконструкции и сохранения культурных памятников и фондов. Планируются также и курсы по изучению историко-культурного наследия, на которых слушатели могли бы овладеть основами источниковедения, библиографии и историографии, навыками работы с современными разнообразными информационными ресурсами, методами исторических исследований. Все это позволит в итоге создавать правдивый, а не фальсификационный продукт.
Что касается конкретных проектов, то в предложениях экспертов — создание новых объектов показа, таких как «Историческое ядро Тулы», «Тульская набережная», «Уездный город К.» (создание в Крапивне музея-города под открытым небом), «Большая засечная черта», проработка возможности создания уникального туристического маршрута «Тула оружейная».
Никольская церковь, Крапивна
Кроме того, речь идет о создании новых и развитии существующих туристско-рекреационных кластеров на базе музея оружия, музея-усадьбы «Ясная Поляна», музея-заповедника «Куликово поле», музея-заповедника
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
Музей-усадьба «Поленово»
Как ни парадоксально, выстраивание туриндустрии нужно не только для привлечения гостей в регион и наполнения областного бюджета. Развивая туризм, мы возвращаемся к своим корням, вспоминаем свою историю, восстанавливаем связь времен.
– Практически на всех заседаниях и нашей экспертной группы, и на расширенных с участием представителей других групп по разработке программы звучала правильная мысль, — говорит Елена Симонова. — Конечно, Тульская область в первую очередь — промышленный центр, и качество жизни ее населения зависит от материальных условий, от производства, сельского хозяйства. Но развивать всё это невозможно без воспитания, образования, культуры. Тула промышленная — это тоже наши корни. Наши выдающиеся ученые, оружейники, инженеры — это пример для молодежи. Важно, чтобы студенты не случайно выбирали ту или иную профессию, а понимали, что продолжают дело своих отцов и дедов. И это тоже сохранение традиций, воспитание патриотизма и гордости за родной край.