1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Русская православная церковь отмечает праздник Сретения Господня - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Русская православная церковь отмечает праздник Сретения Господня

Русская православная церковь отмечает праздник Сретения Господня

Православные верующие отмечают один из двенадцати главных праздников

Православные верующие отмечают один из двенадцати главных праздников церковного года - Сретение Господне.

Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Московской Патриархии, сегодня утром в кафедральных храмах столицы совершаются архиерейские богослужения. Епископ Красногорский Савва возглавил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе, а епископ Дмитровский Александр - в храме Христа Спасителя.

Название праздника "сретение" означает "встреча". Поводом для его установления послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме.

Работая над переводом Священного писания с еврейского языка на греческий, он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы, и хотел исправить текст. Тогда ему явился святой Ангел и сообщил, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества.

На 40-й день после рождения младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному обычаю совершить благодарственную жертву Богу за рождение первенца. Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет, духовно узрел в младенце Спасителя и произнес: "Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2:29-32).

Предчувствуя борьбу, которая разгорится вокруг имени Иисусова среди людей, старец добавил: "Вот лежит Он на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий", а затем, обращаясь к Марии, сказал: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2:34-35). К Младенцу подошла и пророчица Анна, которая тоже восславила Иисуса и "говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк.2:36-38).

В традиции Восточной Церкви этот праздник считается в некоторой степени и богородичным, поскольку в нем воспоминается предсказание о страданиях, ожидавших Божию Матерь на пути Ее служения Сыну.

В воспоминание слов праведного Симеона, назвавшего Иисуса "светом к просвещению язычников", у западных христиан в праздник Сретения в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.

Богословы толкуют Сретение (встречу) младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.

В народном сознании праздник Сретения служит границей между зимой и весной. Отсюда и само название праздника объясняли встречей зимы с весною: "На Сретение зима с летом встретилась"; "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". В Северо-Западной Руси этот праздник был известен под названием громниц. Существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые назывались громницами или громничными свечами.

В Западной России крестьяне имели обычай с помощью громничных свечей поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. В Украине и некоторых губерниях Центральной России на праздник Сретения Господня освящали в церквях воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета (т.е. призора очес - глаз). Началом этого обычая послужило известное в древнехристианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца. В древние времена оно служило противодействием иудейским обрядам, которыми сопровождались празднования прихода нового месяца. По замечанию апостольских постановлений, вода эта считалась целебной от многих болезнях и оказывала благодатное действие на верующих. Мнение об особенном действии сретенской воды против присрета произошло, вероятно, от названия ее сретенской, близко напоминающего по своему созвучию название присрета.

В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения крестьяне судили о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: "Какова погода на Сретение, такова будет и весна"; "На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних"; "На Сретение снежок — весной дожжок"; "На Сретение капель — урожай пшеницы". По празднику Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели назывались Сретенскими, отмечает автор Церковно-народного месяцеслов на Руси, изданного в 1877 году, известный русский этнограф И.П. Калинский.

Праздник Сретения относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Сегодня к этому празднику приурочен День православной молодежи, который вот уже несколько десятилетий отмечается всем православным миром.

http://newsru.com/

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

15 февраля 2008, в 10:36
Другие статьи по темам
 

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день