Уникальный вездеход, который сделал из старого мотоцикла Виктор Калинин, деревенские прозвали «дрындолетом». Так быстро по местным оврагам никто больше не ездит!
Мотовездеход Виктора Калинина способен передвигаться по
любому бездорожью. В Туле это как нигде актуально!
Надым–Губа–Надым
В 1983 году в первом северном пробеге «пневматиков» (так называют машины на «воздушном» ходу, то есть на камерах) отличился тульский трицикл, который вел изобретатель Вячеслав Лаухин. Вездеход прекрасно чувствовал себя на любом бездорожье и не испытывал проблем ни с зажиганием, ни с надежностью мотора и ходовой части. В одном была проблема: подводили колеса. Камеры пробивались о жесткие камни, рвались ремни, и мотоцикл приходилось чинить.
И тогда друг Лаухина, Виктор Калинин, решил: над колесом надо серьезно поработать!
– Мы со Славкой посоветовались и решили, что колесо для «пневматика» надо изобретать заново, – рассказывает Калинин. – Слава увлекся другими моделями вездехода, а я засел за книги. Изучил механику, пневматику, принципы движения колеса… Надо мной смеялись: «Ну что ты колесо изобретаешь, все давно уже придумано!» А я-то знал, что не все…
Мотоцикл под Кобзоном
В середине 80-х Виктор Калинин работал механиком сцены в ДК профсоюзов (сейчас там клуб «Премьер») и над мотоциклом «колдовал» в тайнике под сценой (других помещений не было).
«На сцене выступали Лев Лещенко, София Ротару и Иосиф Кобзон, а под ними, внизу, я изобретал вездеход!»
– Как-то раз меня рассекретили: пришла проверка. Пожарный инспектор долго смотрел на полуразобранный вездеход, а потом сказал: «Вы хоть понимаете, что нарушаете все пожарные нормы?» Но тон у него был совсем не грозный, и я понял, что меня простили, – наверное, ему мотоцикл понравился. Вскоре мне понадобились дополнительные детали, и я «закопался» в бумагах и справках. Хорошо, что в обкоме нашлись понимающие люди и посоветовали: «Вы свой вездеход запатентуйте и обращайтесь на заводы официально!» Пришлось изучать патентное дело… Патент стоит больших денег, мне даже пришлось продать квартиру в Щекине и переехать жить в деревню. Но нет худа без добра: я мог свободно работать над мотоциклом, а полигон для испытаний был рядом!
Сельские разборки
За несколько лет Виктор довел колесо «пневматика» до совершенства, защитив свое изобретение четырьмя патентами.
– Новизна моего колеса в том, что конструкция диска, на котором держится камера, распределяет нагрузку по всему объему камеры и обода, поэтому камера не соскальзывает, – поясняет Виктор. – Сбавляем давление – увеличиваем контакт с сыпучей почвой. Накачиваем плотнее – и можно хоть по асфальту гонять! Кстати, камера об асфальт не стирается, как это можно было ожидать, только ремни изнашиваются…
Соседи за оврагом прозвали мой вездеход «дрындолетом». Я спросил, почему, а они говорят: «Мы слышим, как ты заводишь мотор, но не слышим, как едешь: минута – и вот он ты!» Дело в том, что овраг очень глубокий, а объездная дорога занимает километров шесть. Но я-то напрямую еду! Многие смеются, видя меня на вездеходе, но когда я легко проезжаю там, где «садятся» мощные японские квадроциклы, то им уже не до смеха…
Тягач
Вездеход Виктора Калинина способен еще и грузы перевозить – до 300 килограммов тащит без проблем.
– Однажды я прицепил к нему небольшое бревно и легко его привез! Решил увеличить нагрузку и прицепил бревно потяжелее… Когда опомнился, рядом с моим домом лежало 27 кубов леса! Увлекся…
«Дрындолет» несколько раз пытались выкупить, но изобретатель образец не продает.
«Дрындолет» в разрезе
Вездеход сделан из штатных запчастей мотоцикла «ИЖ» и автомобиля «Москвич». Но плюсы вездехода не только в этом:
- Он способен плавать (надо только поменять переднее колесо на лыжу).
- Особая конструкция рамы и колеса дает идеальную «развесовку»: машина не переворачивается и способна возить грузы.
- Все «штатные» вездеходы работают на пониженном давлении в шинах, поэтому едут только по рыхлым поверхностям. Тульский вездеход способен менять давление в шинах и ездит по грунту любой плотности.
> Из досье «Слободы»
Виктор Васильевич Калинин
Родился 20 апреля 1946 г. в Щекине.
Пенсионер с 1998 года.
В 1964 году закончил Щекинский машиностроительный техникум (специальность «рабочий по обслуживанию зданий»).
В 1965-1968 гг. служил в войсках ПВО.
С 1970 по 1991 год – рабочий сцены в ДК профсоюзов.
В 1992 году оформил первый из четырех патентов на колесо.
В 1998 году уехал в деревню, чтобы работать над вездеходом.
Мечта: запустить вездеход в массовое производство.
> Технические характеристики вездехода
Максимальная скорость: по шоссе – 80 км/час; по болоту (песку, снегу и т.п.) – 60 км/час.
Мощность двигателя: 20 л/с.
Объем двигателя: 340 куб. см.
Объем топливного бака: 15 л.
Расход топлива: 10 литров на 100 км.
Максимальный вес перевозимого груза: 400 кг.