Север зовет!
В Туле нет улицы имени Героя Советского Союза Евгения Толстикова. Нет даже мемориальной таблички на доме по улице Тургеневской, где он жил. Его и установить сейчас, наверное, со всей достоверностью будет уже непросто.
Юность его была вполне обычной для подростка тридцатых годов. Родился — учился — пошел работать на оружейный. Играл в баскетбол и волейбол, был в сборной Тулы по водному поло. Ковал характер, одним словом. Романтика — примета того времени. Но только некоторые мечтали о небе и самолетах, а Толстиков — о Севере.
Ну как же! В 1932 году советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию, то есть из Атлантического океана в Тихий через льды Арктики. Начальником той экспедиции был знаменитый Отто Шмидт, имя которого в тридцатые годы будет носить тульский Белоусовский парк.
А еще было спасение советским ледоколом «Красин» экспедиции норвежца Альфреда Нобеля, а в тридцатые — эпопея с героическими челюскинцами и отважными летчиками, совершавшими посадку на льдину.
Трудности звали за собой. И Евгений Толстиков после окончания московского гидрометеоинститута отказался от аспирантуры и вместе с женой Ниной улетел на Чукотку, на полярную станцию «Мыс Шмидта».
«Меня влекла жажда путешествий, работа в трудных условиях, новые места, Арктика», — пояснял он потом.
Так полярная романтика стала выбором жизненного пути на всю жизнь.
В войну Евгений Толстиков занимался гидрометобеспечением судов на трассе Северного морского пути и полярной авиации. Отвечал за метеорологическое обеспечение полетов в этом районе. Работа — стратегической важности. Для полярников иметь представление о погоде жизненная необходимость. А ведь по этому маршруту еще и перегонялись из Америки поставляемые по лендлизу самолеты.
Евгений Толстиков с семьей после возвращения с зимовки.
Так пролетели семь лет.
Аспирантура никуда не делась, ее он закончил в 1946 году, вернувшись на Большую Землю. Защитил кандидатскую, поработал в Главсевморпути и вернулся в Арктику, которая в набирающей ход холодной войне становилась стратегически важным регионом. Да и с точки зрения развития страны полярные исследования были невероятно актуальны.
Ледяные проспекты
В 1954 году Толстиков назначен начальником дрейфующей станции «Северный полюс-4», рядом с Северным полюсом Земли. На станции, кроме него, были и еще два туляка — техник вертолета Василий Емельянов и оператор радиотеодолита Александр Макаров.
Звучит, конечно, красиво — дрейфующая станция. На деле же это льдина, на которой разбит лагерь и размещены все необходимые постройки, техника и аппаратура. Льдине не укажешь — она дрейфует так, как ее несет океан. И, конечно, нахождение здесь требовало немалого мужества — это и образование опасных трещин в льдине, и соприкосновение с дикой природой, и, конечно, погода. Она в Арктике непростая.
С трещинами в льдине боролись, кстати, тем, что просто заливали их водой.
Во время плавания Евгений Толстиков вел дневник. Вот некоторые из записей оттуда.
«12 мая 1954 г. Скажи горожанину, что соседние проспекты превратились в непроходимые горные массивы из искореженных облаков мостовых, — тебе не поверят. А ведь здесь происходит нечто подобное. Соседние ледяные проспекты и площади с необычной силой наступают друг на друга, сталкиваются, скрежещут, и вот возникают гряды торосов — ледяные причудливые горы.
Полярники на станции СП-4.
6 ноября 1954 г. Начался шум, появились трещины, которые быстро расходились (до 50 метров). Одна трещина прошла под правой лыжей самолета Ан-2. Самолет перевернулся, упал в трещину, видна только часть плоскости.
23 ноября 1954 г. Ночью пурга такая, что в двух шагах человека не видно.
13 февраля 1955 г. Ветер северо-западный, 10 метров в секунду, температура минус 40. На улице буквально обжигает лицо. В доме у нас температура минус 6 градусов, все замерзло, даже чернила в ручках».
Оборудование и бульдозеры на СП-4 доставляли бульдозерами на планерах, которые загрузили даже с превышением веса. Но планеры на льдину приземлились удачно, и по сей день это остается единственным случаем использования планеров для транспортировки в Арктике. У Толстикова вообще немало в биографии того, что при его участии сделано впервые в мире. Планеры отцепили, а буксировщики благополучно повернули назад.
На станцию СП-4 прибыла очередная партия грузов.
«За год наша льдина прошла более 2600 км. Местами она вырисовывала замысловатые фигуры и неправильные окружности. Это значит, что, совершив путь по замкнутой линии, мы дважды побывали в одной и той же точке, — рассказывал по возвращении Евгений Толстиков. — Плавание по окружности нас не удовлетворяло, но, к сожалению, наш корабль не поддавался управлению. По прямой же линии льдина сместилась на север на 503 км, проходя за сутки более 7 км, а в отдельные дни более 20 км.
Одновременно с поступательным движением наша льдина вращалась вокруг своей оси. За год она развернулась более чем на 310 градусов по часовой стрелке. Эти повороты льдины принесли много неприятностей научным сотрудникам. Например, метеоролог Овчинников, производя наблюдения, часто убеждался, что ветер неожиданно переменил направление. Но затем выяснялось, что направление ветра не изменилось, просто флюгер вместе с льдиной повернулся вокруг вертикальной оси. Тогда приходилось исправлять ориентировку флюгера. Иногда мы проделывали это ежедневно, причем особенно часто в августе, когда льдина была окружена водой».
За время дрейфа сотрудники станции брали пробы грунта, более 750 раз измеряли глубину океана, определяя рельеф дна. Выяснили, например, что наименьшая глубина была 293 м, наибольшая — 3286 м. Сделали также ряд других важных открытий в исследовании Северного ледовитого океана.
География кончилась, а мы еще летим
И еще о том, что было впервые в мире. А скорее всего, единственный раз в истории — кто сейчас решится на такое. После окончания полярной ночи, 22 февраля 1955 года, на дрейфующую станцию прилетели артисты Москонцерта. И не просто артисты, а известные всей стране люди — конферансье Борис Брунов, актриса Рина Зеленая, композитор Леонид Черный, арфистка Большого театра Вера Дулова — между прочим, из семьи потомственных князей Дуловых, ведущих свой род с Рюрика.
Она, рассказывают, с невероятным удовольствием любила потом вспоминать все перипетии, связанные с этим концертом. И очень гордилась присвоенным званием почетного полярника.
Книга Толстикова о жизни
на станции СП-4.
Летели долго: Москва, Амдерма, Диксон, Хатанга, мыс Шмидта, бухта Провидения, Тикси, «Северный полюс-4». По пути делали посадку в небольших населенных пунктах Крайнего Севера, где о таких знаменитостях даже не мечтали. Естественно, давали концерт и загружались в самолет дальше.
«География давно кончилась, а мы еще летим!» — шутила по этому поводу Рина Зеленая. Она оставила очень интересные воспоминания об этом путешествии в книге «Разрозненные страницы».
«Летим уже три с половиной часа. Летим пять часов. Внизу льды, огромные трещины. Вода океана в разводьях. Идем на высоте более 3000 метров. Летим еще час. Сердце замирает. Впечатление нереальности всего происходящего. И вот, наконец, идем на снижение. 2000… 1000 метров. Все прильнули к окнам. Вот уже виден лагерь. Вот палатки, домики внизу. Мы делаем круг. Вот реющий, рдеющий флаг. Вот снова все исчезло — мы летим на другую льдину, на аэродром. Идем на посадку. Мы садимся на льдину Северного полюса.
И все как будто в кинохронике. Сел самолет. Бегут черные маленькие фигурки, другие вылезают из самолета, бегут им навстречу. Верно, все так, как в кино. Но только ведь это наши фигурки бегут по снегу. Ведь это нас, нас обнимают. Это мы плачем от невыносимого волнения, восторга, глядя на лица этих людей, для которых подвиг является ежедневным занятием. Нас радостно обнимают, жмут руки. Они спрашивают нас, не замерзли ли мы, не устали ли. Восклицания, вопросы!»
Рина Васильевна вспоминала, что лед был голубой, почти синий, и что шла она рядом с Толстиковым, и смущалась, что не может задать ему ни одного умного вопроса. Вспоминала, что артист Чекин, который в Москве вечно кутал свое теноровое горло, спокойно разговаривал при минус 36 с кем-то из зимовщиков. Дежурный по лагерю шел с ружьем — отгонять белых медведей, которые могли появиться в любой момент.
«И мы видим вдалеке остатки белой стены льдов, поднятых на дыбы торошением. И вдруг я снова вспоминаю, что иду по океану и под нами три километра воды. Мне казалось, что самое страшное для людей здесь — бесконечная полярная ночь. Но бесконечный день еще того страшнее. Льдина стаивает сверху чуть ли не на треть. Тает лед, и всюду вода, все в воде. Вода заливает палатки. Надо спасать драгоценные приборы. Лед ломается, каждую минуту трещины могут расколоть льдину, оторвать людей друг от друга».
Концерт сначала проходил на открытом воздухе — при тех же минус 36. Выступали акробаты на привезенном с собой персидском ковре. Потом переместились в кают-компанию. На арфе Веры Дуловой рвались струны. И она натягивала их, пока Борис Брунов как можно дольше объявлял ее номер. Вере Дуловой после концерта подарили щенка, родившегося на льдине. Назвали Полюс.
Тот самый уникальный концерт на льдине. Выступает арфистка Вера Дулова.
За успешное выполнение заданий, мужество и отвагу Евгению Ивановичу Толстикову было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда же он был назначен заместителем начальника Главсевморпути по науке. А начальником Главсевморпути был легендарный
Станция СП-4 дрейфовала три года, до 19 апреля 1957 года, на ней отработали три смены полярников. Прошла она за это время 6970 километров.
Толстиков первым побывал на полюсе относительной недоступности в Антарктиде, то есть самом географически недоступном. Оставил там бюст Ленина, и он до сих пор цел! Но об этом – в следующей серии материала.