1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Туляки в истории
  5. История тульской фотографии: самый старый снимок и мастера фотодела - MySlo.ru
История тульской фотографии: самый старый снимок и мастера фотодела

История тульской фотографии: самый старый снимок и мастера фотодела

Фотография Вакуленко, о котором мы уже рассказали, – это особая страница в жизни старой Тулы. Однако в истории тульской фотографии есть еще немало всего интересного. 

Например, какая же самая старая фотография, сделанная на тульской земле? Расскажем!

Чересчур много заведений

Первыми развивать фотографическое дело в Туле стали иностранцы. В Европе к шестидесятым годам XIX века уже появились и начали пользоваться большой популярностью первые фотоателье, и самые продвинутые иностранцы отправились снимать пенки в Россию.

В 1860 году на Посольской улице в Туле открылась мастерская Арманда Кнорра, фотографа из Берлина. «Тульские губернские ведомости» сообщали в феврале 1860 г., что его заведение соответствовало европейскому уровню обслуживания публики: была оборудована теплая галерея, работы производились «превосходнейшими, новейшими аппаратами, присутствовал изобильный выбор рамок и футляров парижских, лондонских, берлинских фабрик. Разного рода портреты исполнялись на стекле, вощеной тафте и бумаге с отделкой акварелью, масляными красками». Здесь же можно было сделать копии с портретов и картин.

Вслед за Армандом Кнорром его иностранные коллеги обосновались в Туле в большом ассортименте: Отто Нейшеффер, Альбер Кенниг, Альберт Свейковский, Франц Стипп, Бернард Гольдберг, Гуго Прейс, Адольф Росси. Те, кому конкуренция в Туле казалась слишком высокой, открывали свое дело в уездах губернии.

Вскоре пошел и процесс импортозамещения. В 1863 году на Петровской улице в Туле (нынешняя Ф. Энгельса) открылась фотография Т. Т. Богданова, в 1865-м – фотография М. И. Данкова в Чулковской слободе. А в 1872 г. тульский губернатор Юлий Константинович Арсеньев, который вообще-то отличался образованностью и широтой взглядов, сетовал в рапорте Главному управлению по делам печати: «уже чересчур много развелось фотографических заведений». Чересчур, правда, тогда писалось раздельно – черес чур.

Впрочем, поводы для опасений, тогда еще не совсем определенные, конечно имелись. Мы уже писали, что в то время для занятий фотографией требовалось особое разрешение губернатора и подписка не производить работ, не дозволенных цензурой. Дело было вовсе не в политике. Уже к концу девятнадцатого столетия те же «Тульские губернские ведомости» писали о том, что эксплуатация толпы с развращенными понятиями и жалкими идеалами приобретает широкие размеры, и обращали внимание на гешефтмахеров, расставляющих всевозможные соблазнительные приманки, в том числе чувственными зрелищами.

Эти самые гешефтмахеры занимались тайной продажей антицензурных фотографических карточек, статуэток и книжек с фотографиями.

Все как в известной советской комедии. Сначала появляется мистер Фёст, который несет просвещение и добро, а за ним мистер Секонд, зарабатывающий деньги на человеческих пороках любыми способами.

Среди тех, кто тогда открыл в Туле первые ателье, был, например, Фелициан Иванович Ходасевич – отец знаменитого русского поэта, переводчика, пушкиниста Владислава Ходасевича. Владислав, правда, родился не в Туле, а уже в Москве. Он был последним, шестым ребенком в семье. Ателье работало примерно с 1871 г. на Киевской улице.

Фелициан Иванович, Софья Яковлевна Ходасевичи, дети Владислав и Михаил. 1890-е.

 

О Фелициане Ивановиче известно, что он был из литовской обедневшей дворянской семьи, скорее всего Минской губернии. Хотел стать художником, не получилось – не блистал талантом и вообще плохо разбирался в живописи. Как вспоминала внучка Фелициана Ивановича, дед бил сына после того, как заметил у него любовь к рисованию. «После порки ремнем дед гнал сына по лестнице на чердак, бросал ему веревку и говорил: «Иди и там удавись – я не хочу пачкать руки!». Попав на чердак, отец падал на пол, – у него было ощущение, что он летит куда-то, терял сознание… Впоследствии выяснилось, что это были припадки эпилепсии, которыми отец страдал потом всю жизнь».

 


Дети Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых – Сережа, Лёва, Таня и Илюша. 1872 год. Тула. Фотография Ф. И. Ходасевича


Поэт Владислав Ходасевич дополняет этот рассказ такими подробностями в стихотворении «Дактили»: «Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго, Бруни его обучал мягкою кистью водить… Ставши купцом по нужде – никогда ни намеком, ни словом Не поминал, не роптал. Только любил помолчать…».

Шестипалость называют в науке полидактилия. Это, конечно, анатомическое отклонение, однако не такое уж редкое. Английская королева Анна Болейн обладала шестым пальцем, а также одна из девушек Бонда, актриса Джемма Артертон – она, правда, в детстве сделала операцию по удалению лишнего пальца.


Софья Андреевна Толстая в 1870 (?) году.
Тула. Фотография Ф. И. Ходасевича

 

Фелициан Иванович стал не просто коммерсантом, а фотографом, причем оставившим значимый след в истории русской культуры. В мастерской Ходасевича снимались семья Льва Толстого, М. Е. Салтыков-Щедрин, родители Глеба Успенского.

В 1885 году Ходасевич продал свое заведение Ивану Фроловичу Курбатову и уехал в Москву. Здесь, правда, вести аналогичное дело не получилось – конкуренция была высока, зато его один из первых в России магазин фотографических принадлежностей пользовался большим успехом.

Одним из главных конкурентов Вакуленко, о котором мы писали раньше, был Семен Осипович Кантер. Его ателье начало работать в Туле в 1886 году, и за свою деятельность Кантер был удостоен высочайшей государя императора благодарности. Очень популярны в Туле были студия Юргенсона и немца польского происхождения Альберта Альбертовича фон Свейковского. Сын Свейковского Альфред, унаследовав отцовское дело, открыл помимо Тулы свое ателье и в Ярославле.


Девушка с веером. Фотоателье Кантера. 1891 г. бантики и розочки на платье подкрашены акварелью.

 

Знаменитая тульская крестьянка

Самые старые известные фотографии Тулы относятся к 1870-м годам. Например, вид на оружейный завод фотографа И. Дьяговченко, который относится к 1873 году. Эта съемка была приурочена к посещению оружейного завода императором Александром II.

Вид на оружейный завод фотографа И. Дьяговченко. 1873 г.

Однако есть и более ранние известные фото, сделанные в Тульском крае. Они принад­лежат петербургскому фотохудожнику Вильяму Каррику. История его поистине удивительна.

Вильям Андреевич Каррик – вообще-то британский подданный, который с юного возраста постоянно жил в России и в совершенстве знал русский язык. В Петербурге его и звали на русский манер – Василием Андреевичем.

Каррик открыл первое в России фотоателье в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице. Очень скоро он стал по-настоящему знаменитым в столице. В 1862 году великий князь Николай Александрович заказал Каррику свой портрет. Проделанная работа понравилась, и фотохудожнику было пожаловано кольцо с бриллиантом. В 1865 году по заказу графа Михаила Зичи Каррик сфотографировал его картины. Полученные снимки потом с успехом продавались. После чего заказы на фотокопирование стали делать другие знаменитые художники – Иван Крамской, Виктор Васнецов, Николай Ге.

Вильям Каррик стал также первым в России этнографом-фотографом. Он много путешествовал по России и делал снимки, отражающие повседневную жизнь русских людей. Мечтал даже издать фотоальбом «Русские типы».

Одной из известных работ в этом жанре стал портрет крестьянки из Тульской губернии. В одном случае фотограф снял ее у дверей амбара с бадьей в руках, в другом – стоящей у плетня. Видно, что для фотографии девушка надела свои лучшие одежды. В большинстве каталогов эти снимки датируются 1860-ми годами! Хотя, может быть, они сделаны в начале 1870-х. Обе фотографии прислала на телевидение в 1984 году, когда о Каррике вдруг опять вспомнили, ленинградка Л. И. Ильюшенко. Они были наклеены на толстый картон и под ними была надпись: «Тульская губ. Крестьянка».

Фотографии тульской крестьянки, сделанные Вильямом Карриком

Вильям Каррик умер 11 ноября 1878 года в Санкт-Петербурге от пневмонии, и его имя быстро забылось. О нем вновь заговорили только в позднее советское время. В 1984 году, к открытию Эдинбургского фестиваля, посвященного советскому искусству, устроители подготовили выставку снимков Каррика, составленную из фотографий, хранящихся в Шотландской национальной портретной галерее и в частных собраниях.

Причем снимки были небольшого размера, и возле каждой фотографии лежало увеличительное стекло, чтобы рассмотреть детали. Выставка имела невероятный успех.

Героев фотографий сравнивали с образами крестьян из произведений русских классиков. Особой популярностью пользовалась и фотография тульской крестьянки.

Восхищаться было чем! Между прочим, для того, чтобы сделать фото, в то время надо было простоять, не двигаясь, несколько минут. В то время как девушка на снимке выглядит вполне естественно и спокойно.

Конец темной фотографии

А теперь внимание – цитата! Думается, многие из нас ее оценят по достоинству!

«В последнее время не только в Туле, но и в каждом уездном городе нашей губернии завелись фотографы-любители. Многие жалуются, что от любителей скоро не будет прохода. Вас будут снимать на каждом шагу, то из-за угла, то нагло – лицом к лицу – снимать даже тогда, когда вы вовсе не желаете этого.

А сколько проистекает и будет проистекать из-за этого злоупотреблений.

Я помню следующий эпизод, случившийся в Москве: некий господин нанял квартиру по Петербургскому шоссе и регулярно каждое утро (после рассвета) усаживался на балкончике с фотографическим аппаратом. Все компании и парочки, возвращающиеся в объятиях из загородных злачных мест, были им моментально сфотографированы.

Развязный господин составил пикантную коллекцию веселящихся москвичей. Были группы самого компрометирующего характера. Снимки были пущены в публику – и разразился ряд невероятных скандалов».

Это писали «Тульские губернские ведомости» в 1901 году, более 120 лет назад! Что изменилось за это время? Ну разве что вид обнимающихся поутру парочек уже лишь только изредка может вызвать скандал.

Бурное развитие любительской фотографии привело к тому, что в апреле 1910 года был зарегистрирован Устав Тульского фотографического общества, а в октябре того же года прошло и первое организационное собрание. Поскольку на первых порах желающих вступить было немного, собрание постановило всех, кто хочет считать себя членами общества, считать таковыми без баллотировки. С уставом можно было ознакомиться в аптекарском и фотографическом магазине А. П. Лапина на Киевской улице.

Общество вело достаточно скромную жизнь. Устраивало лекции о новинках в фотоделе и постоянно жаловалось на безденежье. В связи с отсутствием средств на аренду помещения приходилось постоянно менять адреса и явки. Но, как могли, развитию фотодела все же способствовали. К примеру, купить хороший фотоувеличитель в то время можно было лишь вскладчину – любителю он был не по карману.

А среди возможных новинок всех тогда интересовала возможность освоить цветную фотографию. Несмотря на то, что первая цветная фотография была сделана еще в 1861 году, долгое время она фактически была невозможна для массового использования.

Только в начале ХХ века германским ученым Мите, Фогелю и Пейгауссу удалось получить несколько удобных для практики способов воспроизведения цветов с натуры на фотографической камере. Все они отличались сложностью и не получили распространения. Переломным стало изобретение в 1903 году братьями Люмьер автохромной фотографии, которую можно было делать обычным аппаратом. Правда, идеальный сам по себе способ Люмьеров давал снимки только на стекле, в виде цветных диапозитивов. Только через несколько лет английский химик Смит взял патент на изобретенную им бумагу, на которой цветные снимки со стекла автохрома идеально, как считали тогда, перепечатывались на его бумагу утоколер, передавая все оттенки красок.

В апреле 1914 г. в Туле открылась большая фотовыставка. Через несколько дней после начала ее работы пришли «чудные автохромы» (снимки в натуральных цветах, не раскрашенные), присланные из Парижа фабрикой бр. Люмьер и Жугла. Таких снимков было получено более шестидесяти штук. В газетах писали, что «так как фотография в натуральных цветах есть последнее слово в области фотографии, то такое исполнение является ценным и интересным». А также о том, что «цветная фотография скоро подпишет приговор темной». Как показала практика, до этого фактически оставалось еще целое столетие.

Между прочим, если в начале века главными тульскими фотографами считались Вакуленко или Кантер, то в советское время местных фотолюбителей призывали учиться на работах конструктора оружия Федора Токарева. Он впервые представил свои работы на выставке 1940 года. Заявив при этом, что занимается фотографией с 1901 года. Наряду с пейзажами в его подборке была отражена новая Тула – реконструированная площадь Челюскинцев, много было снимков с Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, нового Баку. История продолжалась.

Оружейный конструктор Федор Токарев был и заядлый фотолюбитель. На этом портрете можно увидеть на заднем плане – фотоувеличитель.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

31 марта 2022, в 09:56 +14

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Борис Ковзан: четырежды победивший смерть
Борис Ковзан: четырежды победивший смерть
Быт новорожденных и их родителей в 80-х. Часть 2
Быт новорожденных и их родителей в 80-х. Часть 2

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.