1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Туляки в истории
  5. Борис Ковзан: четырежды победивший смерть - MySlo.ru
Борис Ковзан: четырежды победивший смерть
Борис Ковзан. 1948 г. Одесса

Борис Ковзан: четырежды победивший смерть

Героическая жизнь Героя Советского Союза полна удивительных событий и связана с Тулой.

Странным образом эти события переплелись так, что в судьбе Бориса Ковзана, 100 лет со дня рождения которого исполняется 7 апреля, особую роль сыграла и Тула.

Особенный город

В 1965 году в Тулу по приглашению штаба военно-патриотической молодежной бригады «Искатель» приехал Борис Ковзан. Двадцать лет прошло с того времени, как закончилась война. Борис Иванович скромно работал в Рязани начальником аэроклуба, и мало кто знал, насколько это героическая личность. В газетах о нем не писали.

Программа визита оказалась насыщенной, но в нее входило и непременное общение с членами отряда «Искатель», созданного легендарным Волковым. Евгений Павлович огромное значение придавал общению с людьми, причастными к военным событиям. Все-таки в отряде большей частью были подростки, которых принято называть трудными. Общались искатели со знаменитым асом Иваном Кожедубом, матерью героической санитарки Лизы Шамшиковой Елизаветой Петровной. Одна из таких встреч была и с Борисом Ковзаном.

«В те годы Борису Ковзану не было и 45 лет, — вспоминал бывший искатель Е. Воскресенский. — Был он крепкого телосложения, радушный и компанейский, превосходный рассказчик».

Знаменит же летчик-истребитель, Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан тем, что во время Великой Отечественной войны в воздушных боях четыре раза таранил самолеты противника.

Это единственный в мире летчик, который совершил четыре воздушных тарана и остался в живых. И первый из этих таранов случился на территории Тульской области.

Так что в судьбе героя Тула стала особенным городом. Здесь он совершил первый таран. И здесь чуть ли не впервые после войны вспомнили о его подвиге.

«Не умею стрелять»

Родился Борис Иванович Ковзан 7 апреля 1922 г. в городе Шахты Ростовской области. В 1935 году семья переехала в Бобруйск, там же он начал учиться летать в местном аэроклубе.

В войну вступил уже 24 июня 1941 года — в битве за Гомель на истребителе И-15-бис сбил бомбардировщик Дорнье-215.

После тех боев Ковзана отправили переучиваться на самолеты Як. Однако по окончании курсов в свой авиаполк, куда получил назначение, он не добрался, прибившись в итоге к 42-му истребительному полку, который дислоцировался в Волове. Тут, правда, оказалось, что на МиГах, которые стояли на вооружении, он раньше не летал. Но дал слово, что освоит и эту технику. Через несколько дней проверка по технике пилотирования показала, что Ковзан готов к самостоятельному полету.

29 октября, когда земля после ночного дождя немного просохла, прозвучала команда на взлет. Надо было лететь к Плавску. На проселочной дороге заметили конный обоз, двигавшийся в сторону Москвы. Обстреляли из пулеметов, заметили взрывы на земле. Сделали вывод, что на этих повозках везли боеприпасы. Уже на подлете к дому два самолета благополучно приземлились, и в это время появился немецкий самолет-разведчик. Ковзан развернулся в атаку.

В бою он винтом своего самолета обрубил хвостовое оперение мессершмитту. Машина Ковзана тоже была повреждена, но ему удалось посадить ее у деревни Титово в районе Зарайска. В колхозной кузнице помогли восстановить винт самолета, и на следующий день Ковзан вернулся в полк на своей машине. Это тоже после таких боев было редкостью.

Правда, заместитель командира полка, будущий маршал авиации Георгий Зимин в своей книге «Истребители» вспоминал, что после проверки вдруг выяснилось, что боезапас на самолете израсходован лишь наполовину. То есть версия, что Ковзан пошел на таран по той причине, что нечем было стрелять, не оправдывалась. Геройство геройством, но с таким безрассудством можно и быстро погибнуть. Версию о том, что летчик по молодости просто потерял голову, Зимин тоже отметал: чтобы совершить подобный таран и при этом отделаться лишь повреждением винта, надо быть поразительно хладнокровным человеком. Он вызвал летчика к себе.

И вдруг Ковзан объяснил свой таран тем, что не умеет стрелять.

- Как — не умеешь? Ты же воевал в своем полку?

- Я летал на самолете связи. Если бы об этом сказал, вы бы меня не взяли в полк.

Зимин был ошеломлен.

- Почему же ты не изучил систему вооружения и хотя бы основы теории правил стрельбы?

- Боялся спрашивать. Сразу бы определили, что я не летчик-истребитель. Ну и пришлось применить таран.

Последний таран

21 февраля 1942 года на истребителе Як-1 Ковзан протаранил вражеский Юнкерс-88. Причем его самолет на некоторое время увяз в фюзеляже вражеской машины, а после совершил жесткую посадку в окрестностях Торжка.

9 июля 1942 года в бою под Новгородом на самолете Миг-3 Ковзан совершил боковой таран истребителя Мессершмитт-109. После столкновения немецкий летчик не смог выровнять самолет и разбился. У истребителя Ковзана заглох мотор, но ему удалось посадить самолет близ Любницы.

За три тарана вражеских самолетов в начале июля 1942 года Борис Иванович был представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награду заменили на орден Красного Знамени. Позднее звание Героя ему все же присвоили.

13 августа 1942 года на самолете Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза и тогда, теряя сознание, направил свой самолет на вражеский бомбардировщик. Вспоминал, что ничего потом не помнил, даже момент столкновения. Все делал, как учили: вылез из кабины, дернул кольцо парашюта, прыгнул.

С высоты в шесть километров, с не полностью раскрывшимся парашютом, он упал в болото! Невероятное везение! Отделался только тем, что сломал ногу и несколько ребер. Из болота его вытащили партизаны и переправили через линию фронта. Опять же повезло: еще несколько часов промедления, как сказал врач в госпитале, и было бы поздно.

Потеряв правый глаз, Ковзан все равно добился разрешения продолжить летную службу.

Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов.

Герой Советского Союза Борис Ковзан с женой Надеждой (слева) и матерью Матреной Васильевной. 1945−1947 гг.

 

С 1958 года подполковник Ковзан — в запасе. Жил в Рязани. А уже будучи полковником в отставке — в Минске. Умер 30 августа 1985 года.
Именем Бориса Ковзана названа улица в Бобруйске, где он вырос и учился в аэроклубе.

В гостях у тульского отряда «Искатель». 1965 г. Борис Ковзан еще в звании подполковника. В центре — Евгений Волков в искателевской гимнастерке.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

7 апреля 2022, в 15:54 +12
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
История тульского памятника Петру I
История тульского памятника Петру I
История тульской фотографии: самый старый снимок и мастера фотодела
История тульской фотографии: самый старый снимок и мастера фотодела