Начало здесь
К Полюсу недоступности
В 1957 году, вскоре после возвращения со станции «Северный Полюс-4», Евгения Толстикова назначили начальником Третьей антарктической экспедиции.
Это было время, когда Советский Союз вернулся к идее освоения Антарктиды. Известно, что Антарктиду как материк открыла в 1820 году русская экспедиция под руководством
Евгений Толстиков.
В 1955 году начала действовать советская Антарктическая экспедиция, а в 1956-м наши полярники открыли первую советскую станцию в Антарктиде — Мирный. Русским ученым принадлежит и еще одно выдающееся открытие — существование в Антарктиде подледного озера Восток, до поверхности которого удалось добраться только в 2012 году. Это пятое по величине пресное озеро на Земле.
В ноябре 1957 года дизель-электроход «Обь» доставил в Антарктиду участников Третьей экспедиции и 3600 тонн грузов. Корабль не смог подойти близко к берегу и разгружали все это тракторами целый месяц через ледовый припай шириной 33 километра. До начала зимы основали новую станцию Советская.
Главной целью экспедиции Толстиков ставил достижение Южного полюса недоступности.
В Антарктиде, так же, как и в Арктике, четыре полюса Земли — географический, магнитный, геомагнитный и относительной недоступности, то есть самый удаленный от побережья океана. Он находится в 463 километрах от географического полюса, на высоте 3718 метров над уровнем моря. Самым холодным местом на Земле он не считается по причине нерегулярности наблюдений. Но то, что здесь очень холодно и средняя годовая температура -57 °C — факт.
«Еще до отъезда в Антарктиду я задался целью во что бы то ни стало достичь Полюса относительной недоступности и создать там базу», — рассказал позже в своей книге «На полюсах Антарктиды Евгений Толстиков.
23 октября 1958 года поезд из шести тяжелых тягачей, одного вездехода «Пингвин» и семи саней вышел, по воспоминаниям Толстикова, из Мирного в глубь Антарктиды. На них было погружено около 270 тонн снаряжения и продовольствия. Это был груз не только для экспедиции, но и на те станции, через которые пролегал путь. Сам Евгений Иванович по причине неотложных дел остался на месте, он решил присоединиться к экспедиции на последнем этапе. В Мирном забрали ранее завезенное топливо и отправились дальше. В дороге тряска была такой сильной, что отдыхавшие водители не могли спать на своих койках.
Место установки антарктической станции «Полюс недоступности».
28 октября поезд прибыл на станцию Пионерская — первую в истории полярную станцию, находящуюся в отдалении от берега, и через два дня двинулись дальше. 12 ноября прибыли на Комсомольскую. Для доставки груза на станцию Восток направили три вездехода и один тягач, а к станции Советская и к Полюсу относительной недоступности вышли пять тягачей и один сопровождающий вездеход с горючим.
20 ноября поезд направился к полюсу. Тягачи часто буксовали, ломались стальные пальцы траков гусениц. Менять их с помощью кувалды было очень трудно. «Даже видавшие виды водители ощущали высоту и кислородную недостаточность», — писал Евгений Толстиков.
В 230 километрах от Комсомольской вездеход повернул обратно. На нем уехали двое водителей, заболевших горной болезнью. Разреженный воздух высокогорья сказывался, здоровье подводило даже видавших виды полярников. Со станции Советская отправили в Мирный еще и механика-водителя, а также двух взрывников.
На Советскую, к последнему этапу перехода, прилетел Толстиков.
Гул Антарктиды
Третьего декабря 1958 года поезд вышел со станции Советская по направлению к Полюсу относительной недоступности. Он вез восемнадцать человек и состоял из четырех тягачей, каждый из которых имел на прицепе сани.
Передвигались с огромным трудом. По-прежнему ломались пальцы траков, а устранять поломки надо было при пятидесятиградусном морозе и в условиях кислородной недостаточности. Труднопроходимые участки сменялись твердым настом и тогда тягачи шли значительно легче. Пройдя более ста километров от Советской, остановились на отдых. Водители опять занялись ремонтом траков.
«И вдруг мы услышали гул Антарктиды, — пишет Евгений Толстиков в своей книге. — Оглушительный звук, напоминающий звук от удара по пустой деревянной бочке, но в несколько тысяч раз сильнее. Буквально Антарктида гудела. После первого удара мы еще несколько раз ударили кувалдой по гусеницам — результат тот же. Антарктида гудела. Все мы живые люди, конечно, и от таких звуков нам стало не по себе. Очевидно, где-то пустота. Но где? Стали осматривать местность — кругом белая пустыня. Я влез на самый высокий балок. Все тот же снег, ничего более. Тем не менее я счел, что дальнейшее продвижение без разведки рискованно».
Советская экспедиция, впервые покорившая Полюс относительной недоступности.
Из Мирного срочно вылетел самолет летчика Перова — исследовать рельеф предстоящего маршрута. Трещин и видимых опасностей летчики не обнаружили. Экспедиция решила двигаться дальше. А экипаж Перова через несколько дней, с разрешения Толстикова, вылетел на поиски пропавшей бельгийской экспедиции, в составе которой был принц Антуан де Линь. В экипаже Перова был туляк В. Афонин.
Измерения толщины льда и снега показали, что отряд находился над подледной горой высотой до 3500 метров, толщина снега в этих местах была 500 метров. Но очевидно, что где-то эта толщина могла быть и меньше, имелись подснежные пустоты, из-за которых шел странный гул.
Толстиков ехал в головном тягаче, где была радиостанция. Спали на двухэтажных нарах в спальных мешках, отапливались углем в чугунной печке. Туалет был в тамбуре балка. Обедали в балке-камбузе. Нехватка воздуха ощущалась очень остро.
14 декабря поезд добрался до относительного полюса недоступности. В первый же день установили радиомачту, жилой балок и оборудовали постоянную радиостанцию. Разбили метеоплощадку, приступили к наблюдениям. Вблизи станции подобрали место для взлетной полосы, после чего начали укатывать снег для посадки самолета Ли-2 на лыжах.
Бюст Ленина стоит на месте и сейчас.
На мачте подняли флаг СССР, а на высоком постаменте установили бюст Ленина. Именно с ним прилетел Толстиков на станцию Советская. Так Полюс недоступности Антарктиды был покорен советскими полярниками.
В тот же день Толстиков отправил телеграмму в Москву, в Главсевморпути о том, что экспедиция прибыла на место, пройдя от Мирного расстояние около 2200 км по сыпучим снегам на высоте до 4000 м. Личный состав здоров. На мачте поднят государственный флаг СССР, на возвышении дома-балка установлен бюст Ленина.
По инерции хотели даже идти дальше — до географического полюса, но решили не искушать судьбу.
На следующий день после прибытия на Полюс недоступности получили телеграмму от Перова — пропавшие бельгийцы найдены и спасены.
18 декабря прилетел самолет Ли-2, и на нем Толстиков вернулся на станцию Мирный, где накопилось достаточно текущих дел. Поезд на Полюсе недоступности находился до 26 декабря, после чего, законсервировав станцию, тоже тронулся в обратный путь.
Советские полярники оставили запас продовольствия на несколько месяцев для четырех человек и записку, что этими продуктами при необходимости можно пользоваться.
18 января поезд прибыл в Мирный, пробыв в пути 88 суток и пройдя за это время по снежному бездорожью 4300 километров. Достижение Полюса недоступности было и геополитической победой страны. СССР продемонстрировал, что по-прежнему остается великой державой.
Ленин жил, Ленин жив
Первого декабря 1959 года двенадцать государств подписали договор об Антарктике, согласно которому здесь разрешена только научная деятельность, без милитаризации и коммерческих работ.
Вскоре после Толстикова на Полюсе недоступности побывали американцы. Они оценили увиденное, но развернули Ленина в противоположную сторону — лицом к Америке. Однако после них советские полярники вернули исходное положение основоположника советского государства. Самый южный и самый недоступный памятник на планете, установленный туляком Евгением Толстиковым, и сейчас обращен лицом к Москве. Памятник сохранился.
Валдис Пельш, кадр из фильма «Антарктида. Хождение за три полюса». 2019 год.
В январе 2007 года его видели англичане Рори Суит, Руперт Лонгсдон, Генри Куксон и канадец Пол Лэндри, которые впервые в истории достигли Полюса недоступности на лыжах, используя тягу буксировочных воздушных змеев, без использования вездеходов или какой-то другой моторной техники.
В 2018 году вместе с Лениным сфоткался телеведущий Валдис Пельш, который прибыл на Полюс недоступности для съемок документального фильма «Антарктида. Хождение за три полюса» в составе автомобильного автономного трансантарктического перехода по маршруту: станция Новолазаревская — Полюс недоступности — Южный полюс — станция Восток (полюс холода) — станция Прогресс.
25 января 2020 года памятник Ленину видела китаянка Фэн Цзин. Она дошла от побережья до Полюса недоступности на лыжах.
Евгений Иванович Толстиков был заместителем начальника Главгидрометслужбы, занимался изучением Мирового океана, Арктики и Антарктики. Под его руководством был создан мощный научно-исследовательский флот Гидрометслужбы. За научную подготовку Атласа Антарктиды он был удостоен Государственной премии.
Валдис Пельш, кадр из фильма «Антарктида. Хождение за три полюса». 2019 год.
В возрасте 67 лет, в феврале 1980 г. Толстиков стал участником и руководителем сверхдальнего арктического полета на самолете Ил-18Д из Москвы в Антарктиду. С 10 по 23 февраля самолет преодолел 45 660 километров, из них 10 000 — над Антарктикой. Суммарно летное время составило 78 часов 54 минут.
В 1984 году чехословацкий астроном Антонин Мркос открыл и назвал в честь
В 1986 году Толстиков был членом Государственной комиссии по похоронам знаменитого полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Вскоре после этого он оставил должность заместителя руководителя Госкомгидромета СССР. Его должность занял Артур Николаевич Чилингаров — будущий сенатор от Тульской области.
После выхода на пенсию Евгений Иванович недолгое время работал главным редактора журнала «Метеорология и гидрология». Умер 3 декабря 1987 года.