Усадьба Ивана Ливенцева

Роскошные ворота усадьбы Ливенцева пришли в запустение (фото начала 2000-х годов, сейчас здания почти не видно из-за сплошной ограды).

Усадьба Ивана Ливенцева

Мы начинаем цикл статей в новой рубрике «История одного дома». В каждой публикации мы будем рассказывать об одном историческом или просто интересном тульском здании.

Нашу сегодняшнюю прогулку мы начнём с замечательного некогда здания. Знакомьтесь: усадьба городского главы Ливенцева, она же — почтово-телеграфное управление (Тула, ул. Дзержинского, 15).

Здание почтово-телеграфной конторы. 1903 год

Много лет назад, прогуливаясь по улице Дзержинского, всегда останавливалась возле восхитительных усадебных ворот. Представлялось, как в главном доме усадьбы устраивали роскошные балы, возле каменных колонн останавливались пролётки или даже целые кареты, оттуда выходили знатные дамы с кавалерами, извозчик громко цокал, дёргал вожжи и отправлялся восвояси, а пара гостей примыкала к всеобщему веселью…

Так наверняка и было! К сожалению, уже в середине ХХ века ворота тронул тлен. В каком состоянии они сейчас — на фото лучше не вглядываться. Печаль, печаль…

Почтамт, начало ХХ века.
Сейчас львов на чугунных плитах ворот не осталось

А между тем дом этот был крайне примечательным. Прежде всего — своим владельцем. Ливенцевы — известная в Туле фамилия, потомственные почётные граждане Тулы. Родоначальником династии был металлозаводчик и купец Василий Ливенцев. Дом же, о котором мы будем говорить, принадлежал его сыну Ивану.

Иван Ливенцев родился в Туле в 1725 году. В конце XVIII века был одним из крупнейших купцов, богатейшим человеком того времени. Состояние его, по тем меркам, оценивалось почти в 50 тысяч.

Ливенцев был первым туляком, которого трижды избирали «городским головой» — градоначальником Тулы: в 1781, 1789 и 1801 годах.

Главой он был отличным, активным и предприимчивым (за что впоследствии был удостоен золотой медали и именной шпаги, а также внесён в «число именитых граждан Тулы»).

Именно при Ливенцеве Тула превратилась из деревни в современный по тем меркам город. Ливенцев следовал Указам Екатерины Великой, которая в те годы занялась регулярной застройкой российских городов: требовала постройки новых каменных домов, сетки ровных улиц в городах, ориентированных на центр (в Туле — кремль), о выносе кладбищ за пределы города. Всякая новая застройка велась в согласии с ген-планом. Указ был подписан в 1779 году, и при Ливенцеве его положения настолько быстро стали исполняться, что Тула значилась в числе городов-новаторов.

В числе современных домов, построенных по новому генплану, был и дом самого городского головы — особняк на ул. Лугининской (впоследствии — Почтовой, ныне — ул. Дзержинского).

Сама усадьба была по тем меркам богатой, даже роскошной. Большая территория, уходящая к самой реке, на ней — основное здание, два флигеля и другие строения. Сейчас это жилые дома. Усадьба отделялась от улицы оградой с въездными воротами в стиле раннего русского классицизма. От них до нас дошли очень красивые пилоны из дорических колонн со светильниками наверху. Колонны были установлены на высоком цоколе и защищены от проезжающих повозок чугунными плитами с барельефами львов.

Есть версия, что усадьба Ивану Ливенцеву не понравилась, и в 1798 году он выкупил её сам у себя за казённые деньги (25000 серебром) под почтовое управление. Хотя для почты в конце XVIII века было построено своё специализированное здание у Киевской заставы. Пришлось тратить ещё и дополнительные средства для переоборудования жилого дворца под нужды почты. Так, центральная чердачная люкарна украсилась «почтовыми часами» (до наших дней не дожили), а внутри здания установили чугунную литую лестницу (55 ступеней и шесть площадок), очень красивую, буквально «кружевную».

В 1920-е годы в основном доме усадьбы разместилось жилтоварищество (аналог современного ТСЖ или жилищного кооператива) под председательством Никитина. Сначала там размещались коммуналки, а уже в конце 80-х годов ХХ века сооружение перешло к молодёжному жилищному кооперативу, силами которого и было отремонтировано. Сейчас здесь расположены частные жилые квартиры.

Авторы: Юлия Королева и Александр Лепехин

Автор: Юлия Королева, 27 января 2016, в 09:02 +30
Другие статьи по темам
Место
Дом и фабрика Белолипецких
Дом и фабрика Белолипецких
Шофёром маршала Жукова был туляк
Шофёром маршала Жукова был туляк