«Все лучшее — детям» — был лозунг такой,
Все для человека советского:
Детский парк, Дворец для детей,
Железная дорога — тоже детская.
В середине 1950-х годов в молодом городе Сталиногорске открылся Дворец пионеров и школьников. После Великой Отечественной войны прошло чуть более десяти лет, но государство смогло преподнести детям такой прекрасный подарок.
Когда мы, девочки и мальчики, впервые вошли в этот Дворец, то были поражены его красотой: широкая мраморная лестница, зеркало от пола до потолка на стене во всю ширину лестницы, хрустальные люстры, просторные залы с паркетными полами, зал с колоннами, большие кружковые кабинеты.
Работали разнообразные кружки по интересам: спортивные, музыкальные, обучению игре на различных инструментах, драматический, массовиков-затейников, танцевальный — «твори, выдумывай, пробуй». Для кружковцев организовывались различные поездки, в том числе в Москву. А потом — отчеты об их работе в виде стендов с фотографиями, что опять способствовало рекламе кружков. У меня сохранился Похвальный лист, который я получила за активное участие в кружке массовиков-затейников.
Сам факт, что в городе работал Детский парк, тоже говорил о большой заботе государства о детях. В парке начала функционировать детская железная дорога, где всё выполняли сами дети: машинисты, проводники, все в железнодорожной форме. Ребята чувствовали себя нужными, главными, хозяевами положения.
Я помню, как даже взрослые говорили: «Какие хорошие названия железнодорожных станций: «Берёзки», «Дубки». Так они были названы по составу деревьев на каждой из них. Когда к нам приезжали гости из других мест, мы обязательно вели их в Детский парк, чтобы прокатиться на поезде. Это была одна из достопримечательностей молодого города.
На главной аллее парка были размещены большие цветные портреты пионеров-героев: Валя Котик, Марат Казей, Володя Дубинин, Гуля Королёва, Зина Портнова, Нина Сагайдак и другие.
Дети должны знать своих героев, которые были их ровесниками в момент совершения подвига во имя Родины в период войны.
В день 80-летия начала Великой Отечественной войны 22 июня 2021 года во многих городах нашей страны горящими свечами были выложены разные композиции: «80 лет», «Помним», в Петербурге — медаль «За оборону Ленинграда», а в Краснодарском крае — портрет пионера- героя Зины Портновой. Подвиги героев не забыты нашим народом. Память их свято чтят в нашей стране.
А при входе в Детский парк со стороны улицы Комсомольской располагалась механическая карусель. Круг большого диаметра металлическими трубками делился на треугольные отсеки. С внешней стороны карусели ребята брались за них, разбегались, карусель начинала крутиться, и дети запрыгивали на круг. Постепенно её ход замедлялся, дети снова раскручивали карусель и опять запрыгивали на неё. Таким простым способом развивались физическая сила и быстрота реакции.
Вспоминается, что в Детском парке проходило открытие бассейна. Городские власти сделали из этого события праздник для сталиногорцев. В назначенное время около бассейна собралось множество горожан. Из нашего барака тоже пришло немало детей и взрослых. Все теснились, тянули шеи, чтобы получше увидеть действо.
Сразу в глаза бросалась покрашенная в белый цвет изящная конструкция вышки. Тётя Шура Юрьева, красивая статная русская женщина с толстой русой косой, уложенной на затылке в пучок, стояла рядом со мной. Она смотрела вперёд, а про вышку восхищённо сказала: «Как лебедь белая!»
Вот такое точное сравнение нашла эта простая женщина. И заслуженно. Всё было новым, сверкающим, отлично подготовленным к открытию бассейна.
Кроме Дворца пионеров и школьников, в разных учреждениях города функционировали кружки: хоровой, танцевальный, драматический, спортивные секции. На Иван-озере работал водный кружок. Нам хотелось всё успеть, всему научиться.
Об Иван-озере хочу сказать подробнее.
В 1701 году в верховьях Дона по указу Петра I начались большие работы на огромном для того времени расстоянии свыше 247 километров. Строился Ивановский канал (Епифанские шлюзы), которым решили соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку. В эти годы Петр лично осматривал Иван-озеро.Технической стороной строительства ведали голландцы Броуер и Глутер. Велись работы по сооружению канала по руководством князя Матвея Гагарина.
На строительстве Ивановского канала рабочие углубляли и расчищали Иван-озеро, превращая его в четырёхугольный бассейн, берега которого окружались высоким земляным валом. Канал имел 25 метров ширины, полтора метра глубины, 13 километров длины. Как в канале, так и по рекам Шат, Упа, Дон строились шлюзы для искуственного поднятия воды. Число шлюзов на канале довели до 31. По каналу в 1708 году удалось пропустить 300 судов. После этого на канале возводятся ещё два шлюза, но в 1720 году строительство огромного сооружения прекращается. Судьба канала была решена выходом России к Балтийскому морю. Ивановсий канал потерял своё значение.
И вот на этом Иван-озере детей приглашал водный кружок. Вспоминается, как мы с нашим руководителем катались на лодке по казавшемуся нам огромным Иван-озеру. И одно это имело большое значение, потому что никто из нас раньше даже не садился в лодку.
Много лет спустя я уже водила своих учеников в однодневный поход в эти по-своему уникальные места.
Некоторые девочки из нашего барака посещали хоровой кружок. Хоры существуют издавна, хор — это культура. По радио звучали военные хоры, детские хоры. Во многих операх использовалось хоровое пение. Наверное, в те годы каждый молодой человек когда-нибудь, но пел в хоре.
Мы посещали хор в Доме инженера и техника. Каждого из нас при поступлении прослушивали, определяли, кто каким голосом поёт — первым или вторым.
Однажды мы разучивали какую-то новую песню, и руководительница слушала, так ли поёт одна из девочек. Она подставила ухо близко к лицу девочки, продолжая дирижировать, и нечаянно попала крашенным ногтем прямо ей в глаз. Потом охала, как же это так вышло.
Советские композиторы сочиняли много песен для детей, и мы их пели с большим удовольствием: «То берёзка, то рябина», «Рано на опушке собрались подружки», «Мои цыплятки» и другие. И вот однажды наш хор пригласили во Дворец шахтёров на репетицию сводного хора. Хор был большой и состоял, по-моему, из четырёх рядов певцов. Это выглядело очень внушительно.
Мы, подростки 13-14 лет, стояли рядом со взрослыми юношами и девушками, которым было по 16-18 лет.
Таким составом наш сводный хор поехал в Тулу, где мы выступали наряду с другими самодеятельными артистами из разных городов области. Мы пели, и в зале, заполненным зрителями, звучало мощное:
Слава труду!
Нашей Родине доблестной слава!
Слава рабочим умелым рукам!
Вторым номером шла очень популярная в те годы, часто звучавшая по радио песня «Мои цыплятки». Наш хор пел на русском языке, а потом на языке оригинала:
Джип, джип, чучалари,
Джип, джип, джип, джип, чучалари,
Гёчаменде, чучалари,
Минимкичек, чучалари.
А в это время на сцене перед хором танцевала наседка со своими цыплятками. Это был номер танцевального кружка ДК шахтёров. Девушка лет 14, я помню, её звали Оксана, в роли наседки была в белой пачке, а цыплятки - маленькие девочки в жёлтых марлевых пушистых платьицах.
Номер в сочетании с хором был очень эффектным. Нас тепло принимали тульские зрители. Вернувшись домой, мы часто вспоминали это выступление.
На новомосковском аэродроме функционировал аэроклуб, который с большим желанием посещали юноши.
Молодёжь воспитывали быть сильными, бесстрашными, готовыми к защите Родины. В аэроклубе их обучали прыжкам с парашютом. Из нашего барака аэроклуб посещал Шура Ефремов, красивый целеустремлённый молодой человек.
В итоге в Сталиногорске разнообразные кружки и секции для детей и юношества работали на земле, на воде и в небе.
Полина Новикова.