«Рыцари пятки», или Кто катался на тульском треке в  XIX веке

В начале ХХ века с целью повышения интереса к велоспорту проводились необычные соревнования, в которых велосипедисты состязались с наездниками. Трибуны в день «небывалых гонок» были переполнены!

«Рыцари пятки», или Кто катался на тульском треке в  XIX веке

1 сентября 2016 года исполняется 130 лет со дня открытия в Туле старейшего российского велотрека.

Трек открывал губернатор

Велосипедный бум пришел в Россию, а вместе с ней и в Тулу, в конце ХIХ века. Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Велосипеды на иностранный манер ещё именовались бициклами. Первые велогонщики, или ездоки, как их тогда называли, соревновались в скорости не только друг с другом, но и с лошадьми. Случалось, и обгоняли. Впрочем, подобные соревнования –
велосипед против наездника – практикуют до сих пор.

Такой забаве предавались и у нас в Туле на ипподроме Василия Романовича Фёдорова – том самом ипподроме, который позже будет служить ещё и аэродромом. Располагался он на месте нынешнего Белоусовского парка, ближе к улице Жаворонкова. Здесь экзотические гонки ездоков и наездников чередовались с обычными лошадиными бегами.

Кстати, именно лошадиные бега считались до революции главным спортом. Во всяком случае, с вероятностью девяносто девять процентов, если в какой-то тульской газете помещали заметку под рубрикой «Спорт», то это были очередные отчёты с бегов.

Поэтому к появлению конкурентов наездники отнеслись свысока. Что, в свою очередь, немало обидело ездоков. Они стали требовать ни много ни мало запрещения всех бегов. Скандал достиг такого размаха, что сам Василий Романович Фёдоров запросил развода и подал прошение губернатору избавить его от велогонщиков и построить для них свой циклодром.

Так это было или не так, но Тульское общество велосипедистов, обратившееся в марте 1896 года в городскую Думу с ходатайством «об отводе в пользу Общества на десять-двенадцать лет участка земли, находящегося по левую сторону Киевского шоссе после водонапорной башни... в количестве двух десятин для устройства циклодрома», отказа не имело. Дума уже через пять дней сочла «возможным удовлетворить ходатайство велосипедистов» и предоставить участок земли на самой окраине города сроком на десять лет. При этом отдельно оговаривалось, что если участок зачем-то городу понадобится, то он должен быть возвращён в городское пользование и раньше установленного срока.


Тульский велогонщик Фёдор Васильевич Фёдоров
регулярно становился призёром престижных соревнований.

 

В том же 1896 году велогонщики полностью разошлись с любителями конных бегов и обрели свой дом. Правда, разобрать тот циклодром можно было за пятнадцать минут. Всего и построек-то здесь было: земляные виражи да на прямых – обычные доски. Ну ещё рядом места для зрителей и светильники. По схожему принципу был сооружен, например, и циклодром в Санкт-Петербурге: что собрать, что разобрать – только доски поменять, полчаса хватит.

«В воскресенье, 1 сентября, состоялось открытие циклодрома Тульского общества велосипедистов. Губернатор поздравил велосипедистов и перерезал ленту, протянутую через циклодром», – рассказали своим читателям «Тульские губернские ведомости». После молебна состоялись гонки с участием ездоков из Тулы, Калуги и Орла. Заезд на три версты со временем 6 минут 22 секунды выиграл туляк А. Лехельт – сын известного в городе владельца колбасного магазина. Ещё один туляк – Мендлер – пошёл на побитие его результата и улучшил его до 5 минут 51 секунды. В общем, праздник удался.

Через год, 21 июля, начались работы по осовремениванию: «Трек решено устраивать по образцу цементного трека в Москве в Сокольниках», – сообщали «Тульские губернские ведомости». Зрители теперь смотрели гонки в сопровождении духового оркестра Великолукского пехотного полка. В темноте включались иллюминационные светильники. В перерывах между гонками публику развлекала «пехтура» – молодые спортсмены, соревновавшиеся преимущественно в беге.


Дом Румянцева напротив стадиона, угол улицы Коммунаров и Стадионного переулка.
В 20-30 годы ХХ века здесь собирались «циклисты»,
чтобы отремонтировать своих железных коней.

 

«В воскресенье, 31 августа, на циклодроме тульского кружка велосипедистов будет разыгран чемпионат г. Тулы (спортивные соревнования на лучшего ездока и всех местных гонщиков), – сообщала «Тульская молва» 27 августа 1908 года. – Предполагается первый бег «пехтуров» с участием лучшего болгарского бегуна г. Симова. Состязание мотористов г.г. Золотарёва и французского гонщика О. О. Гюга».

 

Единственный в России

С того времени тульский циклодром стал одним из самых популярных в Российской империи. В 1898 году здесь было разыграно первенство трёх губерний – Тульской, Орловской и Курской, где туляк Александр Каменев взял второй приз. В 1907 году на тульском циклодроме был проведён первый чемпионат Центральной России, а в 1909-м – Всероссийский чемпионат. Тот год принёс заслуженный успех Фёдору Фёдорову. Он занял второе место в спринте и второе место в гонке за лидером (туляком М. Золотарёвым) на 50 вёрст. А в 1910 году ещё раз повторил этот успех. Несомненно, успеху Фёдора больше всех радовался его отец – Василий Романович Фёдоров, когда-то владелец ипподрома, а теперь и трека. Василий Романович, кстати, приложил немало усилий для того, чтобы спортсмены и посетители трека чувствовали себя максимально комфортно. В 1910 году трек опять отремонтировали, было сделано новое покрытие из цементных плит трёхметровой ширины, появилась деревянная трибуна с буфетом.

После 1917 года лишь в Туле оставался единственный действующий трек на всю Россию. А в 1918 году Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Совет­ской России.


Тульский трек 20-х годов ХХ века. На этой фотографии
чётко видны низкие виражи того времени.

 

Сейчас в России всего три крытых трека – в Крылат­ском в Москве, «Локосфинкс» (Санкт-Петербург) и омский велотрек. Но и открытых лишь четыре: в Туле, Пензе, Ярославле, Ростове-на-Дону.

 

Велосипедный бум

В начале прошлого века велосипед стал не просто спортивным зрелищем, но и частью обычной жизни. Уже на многих фотографиях, сделанных на загородных дачах, как непременная часть декорации обязательно есть велосипед, на котором кто-то из обитателей дачи только-только приехал к своей семье или друзьям. Если в 1901 году в Туле 181 человек имел велосипеды, то потом число владельцев заветной машины стремительно росло. Хотя стоил он действительно дорого – около 150 рублей (при средней зарплате рабочего 30-40 рублей). Однако заветную машину можно было купить в рассрочку.

И вот уже велосипедисты стали доставлять беспокойство обычным гражданам.

«Несмотря на существующие правила, которыми воспрещается езда по тротуарам на велосипедах, – констатирует «Тульская молва» 26 июля 1912 года, – тульские «рыцари пятки» нарушают эти правила, и довольно бесцеремонно.

Не дальше как во вторник в половине восьмого вечера нам лично пришлось видеть такого «рыцаря» №363, который ехал на своей машине по тротуару». Из этого сообщения можно вывести, что за одиннадцать лет число тех, у кого есть велосипеды, увеличилось в несколько раз.

Чтобы как-то призвать нарушителей к порядку, власти издали постановление, в котором регламентировали, что можно и чего нельзя владельцам велосипедов. Воспользуемся цитатой из «Тульских губернских ведомостей» от 4 июня 1914 года, где напечатали «Обязательное постановление о езде на велосипедах и других автоматических экипажах в Богородицке». Как и сейчас, правила были типовыми.

  • Каждый желающий иметь право езды на велосипеде обязан получить номерной знак от городской управы, без какового езда на велосипедах по городу воспрещается; за знак взимается его стоимость.
  • Знак этот прикрепляется к велосипеду позади седла.
  • При велосипеде необходимо иметь звонок, которым предупреждать встречных, едущих впереди и пересекающих дорогу лиц. Злоупотреблять звонком воспрещается.
  • С наступлением сумерек зажигать фонарь с номером. Каждый велосипедист обязан при езде иметь настоящее обязательное постановление.
  • Быстрая езда и езда вперегонку по городу воспрещается.
  • В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде последний обязан остановиться, сойти с велосипеда и по возможности скрыть велосипед от испуганной лошади.
  • В тесных местах скопления публики и экипажей велосипедисты обязаны сходить с велосипеда. При совместной езде следовать один за другим в расстоянии не менее сажени.

 

Страшная трагедия

Перед самой сменой государственного строя, в октябре 1917 года, на тульском циклодроме произошла страшная трагедия, стоившая, как сообщали газеты, жизни мотористу Н. П. Белоусову.

«Белоусов, вероятно для тренировки, ездил по треку циклодрома, развивая на мотоцикле запредельную скорость. На т. н. басовском вираже с мотоциклетом что-то произошло. Вероятно, перестал действовать выключатель, и Белоусов не смог несколько умерить ход и справиться с мотоциклетом, который выбросило с трека. Моторист, отброшенный ужасной центробежной силой, вместе с машиной пробил забор и грянулся на землю. Его подняли в бессознательном состоянии со слабыми признаками жизни. Доставленный в Тулу несчастный Белоусов скончался от кровоизлияния в мозг».

Что ж, спорт во все времена был делом по-настоящему мужественных людей, которые любят риск.

Автор: Сергей Гусев, 31 августа 2016, в 16:44 +10
Другие статьи по темам
Место
Дети, в школу собирайтесь!
Дети, в школу собирайтесь!
Тула уходящая
Тула уходящая