Школьница из Тулы открывает острова в Арктике, следит за миграцией моржей и помогает МЧС

Школьница из Тулы открывает острова в Арктике, следит за миграцией моржей и помогает МЧС

О научной ценности открытий, скуке как двигателе прогресса, о том, как попасть в космическую школу и многом другом Myslo рассказала 16-летняя Полина Исаковская. 
В результате обработки спутниковых снимков обнаружен новый остров в заливе у ледника Вилькицкий Южный Северного острова архипелага Новая Земля. То, что данный кусок суши не мыс, а именно остров, стало известно 9 июля, когда ледяная перемычка, соединявшая остров с отступавшим ледником Вилькицкий Южный, обрушилась.
 
Обработкой снимков, сделанных спутниками, занималась межрегиональная школьная проектная группа «РискСат». В ее составе восемь учащихся 9-11 классов из Троицка, Тулы, Дедовска, Венева, Санкт-Петербурга, Гатчины и Якутска. Тулу в этой группе представляет 16-летняя Полина Исаковская, ученица 11 класса Центра образования №7 им. С.Н. Судейского. 
 
 

Все по-серьезному

– Я вообще-то гуманитарий и никогда не думала, что буду заниматься дистанционным зондированием Земли из космоса (ДЗЗ). В 2018 году я училась в Веневе в ЦО №2. Наша школа в тот год заключила договор о сотрудничестве с «РискСат», и нам предложили участвовать в общероссийском конкурсе. Нужно было написать сочинение о том, почему я хочу полететь в космос. Приз – поездка в Чехию в Либерец в летний космический лагерь. 
 
Чтобы жить было нескучно, я много чем увлекаюсь. Музыкальную школу закончила, в художественной занималась... И к конкурсу примерно так же отнеслась. Неожиданно заняла первое место. Вместе со мной в лагерь поехали еще четверо ребят. Мы наугад выбрали профиль ДЗЗ – тогда еще непонятные три буквы. За семь дней на меня обрушился поток информации по физике, информатике, географии и др. Много нового, непонятного, но интересного. Захотелось все это узнать подробнее.
 
«РискСат» не кружок по интересам. Это место, где школьники занимаются научной работой, их проекты курируют ученые, а полученные данные используют заповедники, МЧС и многие другие. Задача «РискСат» – оценивать риски ЧС с помощью спутников.
 

Как открывали остров

По-настоящему девушку захватили два проекта: коллективный и личный. Они оба связаны с изучением русской Арктики, в том числе с площадью ее ледников и поведением животных.
 
–  Из-за глобального потепления очертания Арктики сильно меняются: огромные ледники отступают, открывая находившиеся под ними острова. Наша работа позволяет уточнить существующие карты. Наблюдая за скоростью таяния ледника, мы можем приблизительно спрогнозировать, когда будет открыт или «закрыт» остров. «Закрыт» в том смысле, что есть такие случаи, когда огромный айсберг считали островом, а с потеплением оказалось, что это огромная глыба льда, которая зацепилась за дно. Открытый нами остров мы предложили назвать в честь Германа Титова, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, самого молодого космонавта в истории. Всего на счету «РискСат» уже четыре открытых острова.
 
 
– Сервисы, с которыми мы работаем, открытые. Раз в 2-3 дня мы из них выгружаем снимки участка, который изучаем, с помощью программ синтезируем, просчитываем по определенным формулам. Это позволяет увидеть то, что глазам не всегда по силам. Например, программа позволяет увидеть кромку пожара (снимок сделан из космоса, и над местом, где пылает огонь, может быть несколько метров густого дыма или толща облаков) или смешение воды при таянии ледников. Если возникла ЧС, как, например, разлив нефти в Норильске или крупный оползень на реке Бурея, то руководитель сообщает об этом и просит отследить и собрать те или иные данные. За сбор информации по ЧС на реке Бурея нас даже награждали потом.
 

Глобальное потепление

Уточнение существующих карт не основная цель ДЗЗ. Анализируя снимки Арктики, ребята вносят свой вклад в изучение глобального потепления. Работа монотонная, но важная.
 
– Тают ледники очень быстро, причем скорость с каждым годом увеличивается. Сейчас разница между данными, полученными в 1952 году, и нынешними размерами ледника Вилькицкого Южный огромные. Но был, правда, случай, когда летом ледник растаял, а за зиму обратно прирос. Но, к сожалению, не всегда так происходит.  Из-за таяния, конечно же, страдает Арктика. 
 

Моржи «по наследству» и настольный моржимер

Моржи – краснокнижные животные, о жизни которых не так много известно. Восполнение этого пробела и есть самый любимый проект Полины. Она наблюдает за теми моржами, которые обитают на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Данные передает биологам трех заповедников. Но любовь к моржам была не всегда. Проект достался Полине от девочки, которая закончила 11 класс.
 
 
– Я не ожидала, что это будет интересно. А сейчас так радуюсь, когда их вижу. У меня есть специальный «моржимер», чтобы измерять их залежки. На самом деле, это кусочек листочка, с помощью которого можно, зная масштаб съемки, вычислить длину лежбища. 
 
Ценность этой работы на самом деле велика для научного мира.
 
– На многих островах установлены камеры-«ловушки», с помощью которых ученые собирают данные об особенностях жизни животных. Картину дополняют снимки из космоса, которые я и обрабатываю. Работа немного занудная, но мне нравится. Я собираю данные о площади залежки, ее перемещении, какие-либо примечания. Например, в этом году из-за потепления моржи вышли на берег намного раньше положенного. Или вылезают туда, куда не надо – на тундровые участки. Они должны лежать на песчаном бережке, а оказываются на скалистых берегах. Место для них не самое удачное, потому что они оттуда падают, это грустно.
 

Из космоса в «пед»

Стену у рабочего стола Полины украшают карты, фото различных ученых, спутников и ракет, а также снимки космонавтов с их автографами. За два года у Полины накопилась масса историй о поездках, научных чтениях, общении с учеными, встречах с космонавтами и выходах на прямую связь с орбитальными станциями. Этот год станет решающим для Полины в плане поступления. Скорее всего, ей придется оставить изучение Арктики и передать полюбившиеся темы проектов более юным членам команды. 
 
 
– Мне все же ближе гуманитарные предметы, и поступать планирую в педуниверситет. Хочется продолжить педагогическую династию семьи, известная часть которой ведет историю с 1756 года, когда появились записи в метрических книгах, и общий стаж всех педагогов династии составляет более 1000 лет!
 
На вопрос: «Не жалко ли расставаться с космосом?» – отвечает: 
 
– Я уверена, что он все равно останется со мной. Я не могу точно сказать, где я буду учиться и кем работать, но это увлечение точно не исчезнет из моей жизни. И я очень хочу однажды увидеть страсть к космосу в горящих глазах своих учеников.
 
Как попасть в космическую школу?
Изучать Землю по снимкам из космоса может каждый школьник.
Если в городе есть представительство «РискСат», то просто нужно в него прийти и узнать все детали. В Туле нет представительства. Занятия проводятся бесплатно.  Поэтому можно просто связаться напрямую с этим обществом:
 
  • тел.: +7 (915)195-43-79, + 7 (903) 128-75-10 (9:30-18:30), Ольга Мороз;
  • omp.moroz@yandex.ru
  • 142784, Москва, д. Румянцево, Киевское ш., 1, Бизнес-парк «Румянцево», стр. 1, 8 подъезд, 8-й эт, офис 819
  • new.risksat.ru.

 

Добавьте Myslo.ru в список ваших источников Google.news
Фотограф: Дмитрий Дзюбин
23 июля, в 11:50 +15
Другие статьи по темам
Магазин «Диабетика»: полезная еда и уникальные товары для диабетиков, которые всегда в наличии
Магазин «Диабетика»: полезная еда и уникальные товары для диабетиков, которые всегда в наличии
Тульский хореограф Валерия Дементьева о тренировках, дружбе с учениками и танцах на карантине
Тульский хореограф Валерия Дементьева о тренировках, дружбе с учениками и танцах на карантине