В ходе разговора родилась идея отказаться от привычной формы интервью, предоставив слово юбиляру. Во-первых, потому, что при пересказе потеряются авторские интонации, а они в данном случае важны.
Во-вторых, Александр сам прекрасно владеет слогом, лучше некоторых «писателей».
Темой монолога художника стала сама жизнь, вернее, те ее вехи, которые сыграли определяющую роль в творчестве, во взаимоотношениях известного живописца с миром как таковым и с миром искусства – в частности.
1978, 1980 гг.
Первые выставки. Тула. Политехнический институт.
– Конечно, это были наивные работы. Почти все. Но, как ни странно, они нравились зрителям. И первый раз я столкнулся с маразмом идеологов: «Синяя птица счастья» им почему-то напоминала эмблему вермахта и вместе с тем отождествлялась с призывом к эмиграции. Старый еврейский скрипач являлся пропагандой сионизма, а девушки в костюмах XVIII века – пропагандой монархии. То есть получалось, что я в одном лице нацист, сионист и монархист, да еще и в американских джинсах.
С бредом приходилось сталкиваться и позже. На выставке подходит мужчина в сером костюме и вообще какой-то серый, с невыразительным лицом: «Ваша картина – вот эта – «Задумавшийся»… О чем он задумался? Чего он хочет? Эти ваши картины нас заставляют задумываться. Вот это плохо!»
Начало 80-х
Тула. Выставочный зал.
Выставкомы, отбиравшие работы на областные выставки, состояли из членов Союза художников СССР. И как же издевались эти «мэтры» над молодыми авторами, принесшими работы на их суд. Издевались тем больше, чем больше своего лица, индивидуальности было в картинах и графических листах… А как их бесили первые перестроечные независимые выставки, где их мнение, участие и руководство не требовались. Те из них, кто дожил до сегодняшнего дня, продолжают ностальгировать по времени, когда от них зависели судьбы людей и произведений.
«Неизвестная»
1992 год, весна
Москва, Малая Грузинская, 28.
В этом доме жил Высоцкий. Здесь, в подвале, с 1976 года работает выставочный зал, где можно увидеть действительно свободное искусство – оазис. В начале 90-х один из лидеров неформального искусства, Эдуард Дробицкий, с товарищами основал Творческий союз художников России – альтернативу совковому образованию. Сегодня выставком – отбор работ на весеннюю выставку. Полно художников с картинами. Наконец моя очередь. За столом прославленные мастера Малой Грузинской – Эдуард Дробицкий, Константин Худяков, Владислав Провоторов, Дмитрий Гордеев. Голос Дробицкого: «На выставку предлагаю все три работы, других мнений нет?» И далее иронично мне: «При условии, что сейчас напишете заявление о приеме в наш Союз. Согласны? Голосуем. Единогласно». Я стал выставляться на Малой Грузинской. Далее следуют: галереи, выставки, поездки, присуждение звания «Заслуженный художник России», избрание в Российскую академию художеств. И кислые физиономии некоторых тульских коллег, их вымученные слова: «Звания и награды вообще не нужны». Действительно не нужны – там, где их нет.
1993 г.
Москва. Мемориальный музей космонавтики.
Моя первая персональная выставка в столице открывалась «салютом» – с крыш постреливали снайперы. Дело было в начале октября 1993 года, а Музей космонавтики в шаговой близости от Останкино… Как ни странно, на вернисаже яблоку было негде упасть, а в подсобном помещении расположилось отделение спецназа с автоматами (на всякий случай). Для провоза в Москву картин я получил специальное разрешение – при въезде в столицу машины проверяли. Выставка называлась «Не насытится око зрением».
«Сфинкс декаданса».
1995 г.
Москва, ул. Чаплыгина.
Театр-студия Олега Табакова. Мы с актером Александром Моховым развешиваем работы. Ранее в театрах я не выставлялся. Нам помогают художник Александр Боровский и актер Андрей Смоляков – у него есть время до начала репетиции. Моя выставка – инициатива Саши Мохова, он взвалил на себя этот крест – устраивать выставки в «Табакерке». Ну вот, вроде всё – экспозиция в холле готова. Подходят посмотреть Владимир Машков, Евдокия Германова, Сергей Безруков. Вдруг какое-то смятение, засуетились администраторы – в сопровождении телевизионщиков с камерой появляется хозяин – Олег Павлович Табаков. Телевизионщики ищут место для съемки Табакова. Он неторопливо осматривает выставку, хитровато смотрит на меня и бросает корреспондентке: «Давай здесь, что ли, на фоне картин». Всё – реклама выставке обеспечена.
1998 г.
Канзас-Сити, США.
В России уже холодно, а здесь настоящее «индейское» лето, оно же «бабье» или золотая осень. Прогуливаюсь по аллеям парка, возле ног крутятся непуганые белки. Послезавтра открывается моя выставка, ожидается весь местный бомонд, а я бездельничаю – устроители пригласили специальных дизайнеров делать экспозицию и даже флориста – оформить зал композициями из цветов. Со мной подробно согласовано меню фуршета, напитки, мои музыкальные предпочтения, и с журналистами я уже пообщался… А всё-таки жаль, что всё это не дома.
«Фотограф».
2002 г.
Нижний Новгород.
Мы с поэтом Александром Ерёменко идем по пешеходной улице. В Нижнем у нас совместная программа «Мастер времени»: моя выставка и Сашины поэтические выступления. Мы даем интервью, встречаемся со студентами, учащимися колледжей искусств, интеллигенцией города, ходим в музеи и в мастерские художников. Здорово! В каждой мастерской пир. И так две недели.
2004 г.
О тесноте мира. Москва.
Выставка в Государственном музее Пушкина проходит замечательно. Отлично поработал телеканал «Культура» – в зале постоянно полтора-два десятка зрителей, да ещё и договоренности о закупках многих работ. Я почти всегда в зале. Общаюсь. Подходит высокий седовласый мужчина, говорит с акцентом, что ему очень понравились мои работы, что сам он из Литвы. Я в свою очередь говорю, что мне нравятся работы литовского фотохудожника Римантаса Дихавичюса. Литовец протягивает руку: «Это я». Как хорошо, что в сумке у меня был коньяк.
2012 г.
Калуга.
Один из самых дорогих подарков мне – скрипка. Ее подарила Алла Лаврентьева, музыкант из калужского оркестра. На выставке в галерее Калужского дома музыки я показывал в том числе несколько композиций, в которые в качестве коллажных элементов ввел части настоящих скрипок. Скрипачка подарила свой первый инструмент, на котором училась играть в детстве, с тем чтобы я его включил в будущую работу. Я сказал ей, что никогда не использую эту скрипку в качестве материала. Время от времени я вынимаю ее из потертого футляра, перечитываю письмо, лежащее там же. И работается после этого свободнее.
«Триумф декаданса».
2014 г.
Реус, Испания.
Реус – родина Гауди, где центр – музей архитектора-сказочника. Музей суперсовременный – новые технологии. А открывает музейное пространство моя картина «Ангел у архитектора». Я очень рад, что музейщики из Реуса выбрали именно эту мою работу, – вписалась. В один из приездов в Реус мне рассказали, что возле картины фотографируются посетители со всего мира.
2018 г.
Тула.
Перелистываю новый, только что вышедший из печати альбом. Юбилейный. Над этим изданием мои друзья и я трудились полгода. В него вошло, пожалуй, лучшее из того, что я сделал за
40 лет, вошли статьи и отзывы тех, с кем мне посчастливилось встретиться и чьи слова мне особенно дороги. В предисловии, написанном Зурабом Константиновичем Церетели: «…Желаю замечательному мастеру новых творческих успехов». Что же – в мастерской наброски, эскизы, начатые работы – я постараюсь.
«Безумный кутюрье».
Александр Ильич Майоров
Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусства, профессор ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Участник 130 московских, российских и международных выставок. Провел 31 персональную выставку в России и за рубежом.
Награжден золотой медалью, медалями «Достойному» и «Шувалов» Российской академии художеств, золотой медалью Творческого союза художников России.
Произведения художника находятся в музеях России, Испании и Болгарии, в галереях, корпоративных и частных собраниях России, США, Канады, Израиля, ЮАР, ряда Европейских государств.
Хобби: чтение книг, прогулки по старым улицам в России и Европе.
Музыкальные пристрастия: джаз, классический рок (Doors, Led Zeppelin, Pink Floyd), авторская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Городницкий, Е. Камбурова, И. Богушевская).
Музы: жена Марина, дочь Анна.
Любимые напитки: кофе, коньяк.
Не любит в людях: необязательность, двуличность.