Максим Аверин: Не хочу стать для зрителей надоевшими обоями

Фото Алексея Пирязева.

Максим Аверин: Не хочу стать для зрителей надоевшими обоями

Популярный актёр театра и кино приехал в Тулу на фестиваль «Улыбнись, Россия!» и показал зрителям моноспектакль «Аплодисменты».

Этот спектакль посвящен памяти выдающейся российской актрисы, народной артистки СССР Людмиле Марковне Гурченко. Максим Аверин сочинил полноценное театральное действо, продуманную и искусно сложенную мозаику, сопровождающуюся световой и звуковой партитурой, тщательно и с любовью подобранным видеорядом.


Людмила Гурченко и Максим Аверин.

Это спектакль, в котором актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в монологе о выдающейся личности артистки, с которой его, к счастью, сводила творческая судьба.

Своё участие в теле-бенефисе «Марковна. Перезагрузка» (2010 г.) Аверин считает одним из главных событий в своей творческой биографии.

Перед спектаклем Максим Аверин пообщался с тульскими журналистами. Беседа с актёром получилась очень искренней, простой и душевной. Впрочем, как всегда.

— Максим, как создавался этот спектакль?
- Был концерт в Кремле, посвящённый юбилею Людмилы Марковны, и я увидел огромное количество музыкального, драматургического материала. Этот спектакль — гимн актёрам, а Гурченко — яркий представитель этой профессии. Мне захотелось сделать спектакль-размышление о том, что сейчас происходит, что, к сожалению, люди уходят из профессии. И как хочется вернуть время, когда была работа актёра над ролью, его муки творчества, взлёты и падения, желание продлить свой век.


20 октября 2016 г., Максим Аверин на интервью в Тульской областной филармонии.


— Какой Вы запомнили Людмилу Гурченко?
- Сильной, безумной любящей свою профессию. Кто-то называет это капризами, кто-то — жёсткостью, а я называю это профессионализмом. Всё должно кипеть и бурлить! А уже дальше — зритель не должен видеть мокрых рубашек. Не должен видеть труда, поклон — это продолжение спектакля и благодарность зрителям, что они два часа на тебя смотрели (смеётся). Сейчас очень модно показывать, как люди устали. Это неправильно. Профессия артиста — вести за собой, заставить зал не дышать, сделать его соучастником.

Мне кажется, самое страшное, когда после спектакля зритель скажет: «Что ж, мило провели вечерочек». Для меня это — всё! Тогда лучше совсем не надо.

Я всей своей жизнью пытаюсь доказать, что надо дышать в профессии. Я бы мог спокойно 20 лет ходить в милицейской форме или медицинском халате, и вы бы были меня рады видеть, привыкли бы ко мне, как к обоям… А я очень не хочу, чтобы зритель ко мне привык. Вот сейчас спрашивают: «Зачем вы отрастили волосы? Мы же вас полюбили лысым!» Да потому что мне надоело так, я не хочу, чтобы ко мне привыкали.


Моноспектакль «Аплодисменты».


- Далеко не все великие артисты были востребованы в кино. Что после себя оставила Фаина Раневская? Аккомпаниаторшу? Мачеху из «Золушки» и «Муля, не нервируй меня!» А это великая актриса! Она была намного глубже, больше, масштабнее. И слава Богу, что кто-то догадался снять спектакль «Дальше — тишина» с Ростиславом Пляттом (телеверсия спектакля Театра имени Моссовета, 1978 г. — Прим. авт).


Алла Сурикова и Максим Аверин на фестивале в Туле.


— На творческом вечере Алла Сурикова представила свой новый фильм «Любовь и сакс» и пообещала в следующем году привезти его в Тулу на фестиваль. У Вас там главная роль. Расскажите о ней!
- Лет шесть назад мы пересеклись на фестивале, и она сказала, что хочет меня снять. Но я режиссёрам мало верю, они страшные обманщики (смеётся). И вот через шесть лет она позвонила и сказала, что у неё есть для меня сценарий. Это было такое замечательное время! Так, как Алла Ильинична, сейчас уже никто не снимает. Хотя мне, слава Богу, повезло, я работал с большими мастерами. Моя жизнь — абсолютная рутина. В семь утра я уже на съёмочной площадке, получаю стопку текста, сижу правлю, работаю над текстом. А тут я приезжаю к Суриковой, две сцены в день… Я играю музыканта-саксофониста, и даже на саксе научился играть. Алла Ильинична тут же захотела меня изменить, у меня абсолютно дурацкий парик.


Алла Сурикова, Максим Аверин и Анна Ардова, съёмки картины «Любовь и сакс».

- Наша совместная работа с Суриковой для меня началась, когда я приехал на пробу сцены с Женечкой Абдуловой, дочкой Александра Гавриловича, которая в этом фильме играла мою дочь. И в кабинете у Аллы Ильиничны на киностудии «Мосфильм», в её объединении, на стене много афиш, фотографий. И висит одна, от которой я не мог оторваться: на ней Сурикова, а за её спиной стоят Николай Караченцов, Андрей Миронов и Леонид Ярмольник.

- И я ей говорю, имея в виду Андрея Миронова: «Он для меня является артистом, на которого я всё время не то чтобы ориентируюсь, но он для меня является неким символом». Она меня услышала, а потом сказала: «Меня вполне устроит, если Вы мне сыграете Андрея Миронова». И я просто услышал задачу режиссёра. Кто-то про него очень точно сказал — оптимистичный пессимист. Вот так я и сыграл! Именно Миронов на упрёки, что он, серьёзный артист, поёт песенки, сказал: «Что делать? У артиста жизнь такая — ждать и торопиться». А в мою сторону ведь тоже часто кривятся — что это такое? поёт, передачи ведёт? Помню, Людмила Гурченко при первой нашей встрече сидела изучала меня, а потом сказала: «Ну что, тебе уже плюют в спину?» Я говорю: «Всякое бывает, поплёвывают». А она: «Это хорошо, значит, ты идёшь впереди. На том и держись!» И сейчас мне совсем не страшно ничего.

— Ваш папа работал на «Мосфильме», как Вы подошли к профессии актёра?
- Раневская гениально сказала: «Профессию я не выбирала, она во мне таилась». Так получилось, что мои родители познакомились на киностудии, я родился практически на Мосфильмовской. Нас привозили детьми туда, бросали, и мы ползали-бегали там везде. Видели съёмки фильма «Мы из джаза», ползали в декорациях «Мэри Поппинс, до свидания!», протыкали ноги гвоздями… Помню, припёрлись с братом с удочками на прудик, а директор студии удочки наши сломал (смеётся). А мы не понимали, что же мы нарушили! Я помню и свой первый фильм — «Любовь зла», его рабочее название было «Скотина». Я с пяти лет снимаюсь в кино и волочу это «скотское» существование (смеётся). Моим первым режиссёром был Александр Панкратов-Чёрный.


Из сериала «Склифосовский».

— Когда выйдет пятый сезон сериала «Склифосовский» и что ждёт вашего героя Олега Брагина?
- Ничего не расскажу! (смеётся) Мой герой жив-здоров и слава Богу. Кстати, я ведь сказал себе по поводу съёмок в этом сериале — стоп, больше не хочу. Мы все расстались, год не снимали. Я его даже не смотрел — снялся и всё. Но моя подружка Анна Якунина, хитренькая такая, говорит: «Максюш, ну посмотри сериал, так играешь, ну очень личностно». Она потом ещё раз делает заход: «Слушай, Максюш, ну мне кажется, это бросать нельзя». И уговорила — я посмотрел. И это тот редкий случай, когда мне понравилось. И я согласился на продолжение, после нового года начнём снимать новый сезон.

Анастасия Заворотнюк и Максим Аверин.


— В шоу НТВ «Киношоу» Вы выступаете в роли ведущего. А есть любимчики среди участников?
- Ну, это же все мои коллеги. С Мишей Полицеймако мы выступали вместе, с Дашей Поверенновой и Сашей Носиком учились в одном институте, Лёшка Воробьёв мой дружочек, партнёр по фильму… Я не могу выбрать любимых, они все прекрасны. Это очень хороший оригинальный проект, я с удовольствием на нём работаю. Я и дальше буду с удовольствием заниматься телевидением, потому что я занял свою нишу, нашёл свой стиль. Матис говорил: «Хочу, чтобы у моих полотен зритель садился в удобное кресло с бокалом коньяка». И я хочу сделать так, чтобы зритель чувствовал себя как дома.

— Есть планы и мечтания на будущий год?
- 2017 году у меня уже закрыт по графику, выходных нет (смеётся). А я так люблю, с начала сентября у меня не было ни одного выходного. Ну, а зачем он мне нужен? Будут съёмки в большом хорошем фильме, который я ждал два года. До декабря снимаем сериал «Склифосовский» и сразу же начинаем снимать продолжение. Очень хочу сделать новый спектакль, но уже не моно — хочется партнёров (смеётся). Я ушёл из «Сатирикона», у меня остался только один спектакль на стороне — «Отелло». Но я должен всё время опережать вас и не превратиться для вас в обои.

- Ваше пожелание всем тулякам!
- Оставайтесь счастливыми!

Из досье Myslo
Максим Викторович Аверин

Родился 26 ноября 1975 года в Москве.
Окончил Высшее театральное училище им. Щукина.
Холостяк.
Левша.
Любит суши и коньяк.
Поклонник футбольного клуба «Рубин» (Казань).
Лауреат премий «Триумф», «Серебряная подкова», премии Правительства Р. Ф. за фильм «Магнитные бури», «Чайка-2006», «ТЭФИ-2010» за сериал «Глухарь».
Избранная фильмография: «Карусель», «Казароза», «Азирис Нуна», «Глухарь», «Попытка Веры», «Склифосовский», «Горюнов», «Куприн».

Автор: Лариса Тимофеева, 21 октября, в 14:50 +5
Причина супружеских измен и непонимания или как найти семейное счастье
Причина супружеских измен и непонимания или как найти семейное счастье
Парижский кондитер Патрис Пузоль: Тула mon amour
Парижский кондитер Патрис Пузоль: Тула mon amour