Мария Груздева, дочь председателя правления Ассоциации юристов России, экс-губернатора Тульской области Владимира Груздева, – молодой, но уже известный в мире фотограф. Она выставлялась в России, Греции, Великобритании, Италии, Финляндии, Франции, Японии. Мария Груздева – лауреат и победитель нескольких международных конкурсов, а в 2016 году она вошла в топ-30 молодых фотографов Европы в категории «Искусство».
Григорий, Ольга, Мария и Леонид Груздевы в Тульском кремле 18 августа 2011 года на инаугурации Владимира Груздева.
Мария Груздева в основном работает над долгосрочными патриотическими проектами, подкрепленными обширными исследованиями. Об одном из таких проектов говорил ее отец, Владимир Груздев, в своем первом интервью в статусе губернатора шесть лет назад:
– Моя старшая дочь Мария фотограф. В Лондоне готовит к открытию свою выставку, посвященную космосу. И в Звездный городок ездила, и на Байконур летала. Маше 22 года и, на мой взгляд, она очень взрослая, сосредоточена на работе.
И вот новый проект – «ГРАНИЦА». Как написала о нем британская Guardian, это путешествие по российской границе, самой длинной национальной границе в мире, которая охватывает более 60 тысяч километров. Это уникальная поездка из теплых регионов Кавказа на Крайний север к российской временной ледовой базе Барнео, дрейфующей в Северном Ледовитом океане в непосредственной близости от Северного полюса. А из Калининградской области, самой западной территории России, Мария Груздева переместилась на берега Тихого океана, на Дальний Восток.
По мнению экспертов Guardian,
«ГРАНИЦА» – это не просто географическая экспедиция, но и комплексное фотографическое исследование самых отдаленных и часто не открытых районов России.
Пейзажи и люди, изображенные в фотографиях и путевых заметках Марии Груздевой, – это элементы национальной идентичности и коллективной памяти.
О работе над проектом «ГРАНИЦА» Мария Груздева рассказала на своем персональном сайте и в интервью журналу Bird In Flight (интернет-журнал о фотографии и визуальной культуре, рассказывающий о фотоиндустрии, новых формах искусства, медиа и молодых перспективных героях).
– В России часто говорят о необъятности страны, представляя себе бескрайние поля и луга. Но что мы знаем о необъятности? Дословно получается, что Россию «нельзя объять». А ведь, по сути, граница именно это и делает – охватывает кольцом всю страну. Российская граница – самая длинная государственная граница в мире. Я родилась и выросла в Москве и до начала съемок мало что знала об этих 60 тысячах с лишним километров.
Вместе с глобализацией приходит кризис идентичности: когда города становятся все больше похожи друг на друга, человек начинает искать что-то свое, что-то, что его определяет. Поэтому окраины для меня интереснее центра. Граница – такое место, где всегда что-то происходит. Там творится история, там находится индустрия – рыбный промысел или энергетика, там сильны поверья и традиции. Поэтому мое путешествие – не только фотографическое, но и этнографическое исследование тоже. Меня интересовали и сухопутные, и морские границы, то есть граница в целом – как явление и идея. В каком-то смысле граница абстрактна, она существует на картах и у нас в сознании. Это прямое взаимодействие человека и пейзажа.
Решиться на проект было несложно – сейчас я думаю, что мне это удалось во многом благодаря молодости и в хорошем смысле неопытности. Я мало задумывалась над тем, смогу ли осуществить проект, как это будет и сколько времени у меня на него уйдет. Самым главным для меня было просто начать этот путь.
Было много факторов, которые пришлось принимать во внимание, например погодные условия. На Курилы попасть достаточно трудно, проще всего это сделать летом и в начале осени. Чтобы оказаться там, надо было лететь до Южно-Сахалинска, потом ехать до города Корсакова, оттуда на судне «Игорь Фархутдинов» добираться больше суток до острова Шикотан и, наконец, плыть до других островов на катере. Так пошагово я осваивала этот проект: по окончании одной поездки начинала планировать следующую, путешествовала от одной границы к другой. Несколько лет спустя я посчитала, что за время проекта было пройдено около 69 700 километров.
В ходе проекта я не раз убедилась в том, что приграничные места непростые: там ты, словно археолог, слой за слоем открываешь что-то новое.
Однажды я снимала на Балтийской косе. Стала устанавливать штатив и наткнулась на колючую проволоку. С интересом проследовала вдоль проволоки в глубину леса и неожиданно нашла немецкую каску времен Второй мировой войны. Она просто лежала там, чуть припорошенная снегом, почти целая, но с одной стороны в ней зияла дыра. Я оставила находку в лесу: она принадлежит тем местам. Там до сих пор видны очертания окопов и траншей. А местные рассказывают, что деревья из того леса совсем непригодны для дров — они нашпигованы осколками снарядов.
Недалеко от Корзуново – это город за полярным кругом в Мурманской области – находится стык границ России, Финляндии и Норвегии. Когда-то еще летчиком в этом городе начинал службу Юрий Гагарин. Об этом мало кто знает, хотя в городе есть дом-музей его имени.
За время работы над проектом я узнала о прошлом России больше, чем за все годы изучения школьной программы. Прочувствовала историю, словно этих десятков и сотен лет и не было. Это очень важно – знать, кто ты и откуда.
И примечательно, что в самых разных уголках страны я не чувствовала себя гостьей. Потому как граница – это не только незаурядные места, но и поистине удивительные люди, пограничники и местные жители. Я очень благодарна этим людям за помощь в пути, за теплоту, за то, что поделились со мной своими историями.