Тульский академический театр драмы новый сезон открыл масштабной постановкой по рассказам Андрея Платонова «Сокровенная любовь» в постановке питерского режиссера Геннадия Тростянецкого.
В спектакле занята значительная часть актерского состава театра. Только перечисление действующих лиц заняло целую страницу программки сверху донизу.
Как и ожидается, герои спектакля роют котлован — ведь это одно из главных произведений писателя, верят в социализм, как верил в него сам Платонов, и сокровенно влюбляются. Правда, самыми разными формами сокровенной любви.
И все это в веренице бесконечно перебивающих друг друга историй, которые иногда сон, а чаще явь. Во сне отца главной героини награждает именными часами сам народный комиссар путей сообщения Лазарь Каганович, а наяву следователи НКВД стряпают дело по превращению героя-машиниста во врага народа. Почти во сне главным героиням истории их кавалеры делают чудесные подарки — квартира с паркетом и двумя балконами, шелковые чулки, духи «Красная Москва», а наяву — понятно, чем такие подарочки в драматической истории могут заканчиваться.
Калейдоскоп людей, калейдоскоп ситуаций, с очень, временами, яркими актерскими работами. Такими как отец Фро Нефед Степанович (Вячеслав Федотов), который словно спрыгнул из кадра фильмов-шедевров Григория Александрова. Подруги главной героини Наташа Букова (Наталия Забарова) и Ляля Падышева (Инна Медведева), переживающие всю гамму человеческой трагедии — от счастливого взлета до неминуемой страшной драмы. Очень яркие актерские работы у Максима Старцева (Юшка, муж Наташи), Марины Борисовой (вульгарная дама из госаппарата) и Инны Тарады (воспитательница Маня), очень похожей на взволнованную Аннушку, которая только что пролила масло.
И все они — сопровождение сокровенной и непутевой любви главной героини Евфросинии Евстафьевой, или просто Фро, в исполнении Ольги Бауриной. На ее судьбу и нанизываются все эти бусинки-истории, из которой слагается жизнь того общества, где бесконечно роют котлован во имя светлого будущего. Пока она ждет и любит, совершаются трудовые подвиги, люди кружатся в танце, предают и умирают.
Фро живет в мире, где есть потребность в любви, самопожертвовании, а вот ее избранник Федор — скорее человек-механизм. Собственно, как и оценивал окружающую действительность сам Андрей Платонов, не видевший часто особой разницы между людьми и машинами. Федор — обаятельный энтузиаст, не замечающий ничего живого вокруг. И мифический Дальний Восток, а кто его у нас в полосе Нечерноземья вообще видел, ему явно интереснее чудаковатой девушки со странным именем Фро.
Платонов верил, что все эти жертвы — во имя будущего, и впереди — свет. Сам постановщик, похоже, не столь оптимистичен. Не зря ведь и жанр спектакля заявлен как «почти забытая история».