Как бы ни старались родители и учителя, окончательный ответ на вопрос «Кем быть?» за старшеклассника не найдет никто. Психологи советуют, как школьнику проконтролировать свой выбор.
«Я б в строители пошел, пусть меня научат!»
Андрей Дремизов.
Фото Fotolia/PhotoXPress.ru
Впоисках «кем быть лучше» и есть главная проблема, как утверждают психологи. «Занимаясь любимым делом, человек не просто «тратит» душевные и физические силы, а самосовершенствуется и развивается – это вызывает удовлетворение от работы», – говорят специалисты тульских центров профориентации.
Чтобы понять, КЕМ БЫТЬ, школьник должен утвердительно ответить на несколько «вопросов-образов»:
1 «Я четко представляю себе образ желаемого будущего, оно меня привлекает, я стараюсь его ускорить». Конечно, образ этого будущего должен быть неразрывно связан с любимой профессией.
2 «Я желаю делать «то-то и то-то» как можно лучше, а не просто «получать зарплату». Когда целью становятся только деньги, достичь успеха не удастся: это как бежать за ускользающим горизонтом.
3 «Я хочу трудиться на благо своих близких, а не только для себя!» Эта установка очень важна: жить только для себя – тупик для личности и путь к противостоянию с другими людьми.
4 «Я готов к поиску более выгодных вариантов». Быть гибким, иметь запасные профессиональные и жизненные пути – намного эффективнее. Профессиональные планы не должны быть костными, их периодически надо менять, совершенствуя.
5 «Я буду приобретать новые умения и навыки». Распространенное мнение, что профессию надо выбирать раз и навсегда – ОШИБОЧНО! Одни профессии становятся неактуальными, другие появляются. Надо всю жизнь искать себя и свое место в мире занятий. И не надо бояться, что выбор сужает возможности, – он их расширяет!
Только цифры
Горячая «десятка»
По статистике, приоритеты старшеклассников в выборе профессии меняются кардинально в зависимости от уровня образования и возраста: у девятиклассников и одиннадцатиклассников разные «десятки лучших профессий».
По словам специалистов, учащиеся 11-х классов считают престижными профессии, которые можно получить, обучаясь в вузе. Ученики 9-х классов зачастую выбирают такие виды деятельности, навыки которых они получают в учреждениях начального или среднего профобразования.
9 класс | 11 класс |
Врач | Инженер |
Юрист | Врач |
Экономист | Экономист |
Программист | Юрист |
Машинист | Менеджер |
Психолог | Программист |
Автомеханик | Психолог |
Дизайнер | Архитектор |
Повар | Педагог |
Инженер | Специалист |