1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. КБ приборостроения продавать не будут - Архив Тульских новостей - MySlo.ru

КБ приборостроения продавать не будут

Новый руководитель Конструкторского бюро приборостроения Алексей Рыбас опроверг слухи о якобы предстоящей "продаже" КБ в частные руки, сокращении штатов и смене ориентиров при проектировании систем вооружений.

Новый руководитель Конструкторского бюро приборостроения Алексей Рыбас опроверг слухи о якобы предстоящей "продаже" КБ в частные руки, сокращении штатов и смене ориентиров при проектировании систем вооружений.

ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ"
Александр Леонидович Рыбас
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Имеет около 80 научных трудов.
Родился: 23 июня 1960 г. в Туле.
Образование: Тульское высшее артиллерийское инженерное училище, Военная артиллерийская академия (Санкт-Петербург).
Работа: с января 2000 года до сентября 2006 г. работал в Правительстве РФ и занимался вопросами промышленного развития и науки, реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса; с сентября 2006 года - руководитель КБП.
Семейное положение: женат.


Главная цель встречи нового начальника КБ с журналистами, судя по всему, состояла в том, чтобы успокоить и работников КБП, и всех остальных туляков. Увы, но за последнее время центральные СМИ не раз "прошлись" по КБП, прогнозируя фирме несколько бед сразу: акционирование, лишение права на самостоятельный экспорт вооружений и даже полный развал под влиянием секретных операций со стороны ЦРУ США...
А. Рыбас пояснил, что он документа о лишении КБП права продавать свою продукцию за границу не видел. Но 7 декабря в Москве действительно состоялось заседание военно-технической комиссии по сотрудничеству с иностранными государствами с участием Президента России Владимира Путина. Там прозвучали предложения по поводу передачи права экспорта всех российских вооружений в руки госпредприятия "Рос-оборонэкспорт". Но даже если такое решение будет принято, то не ранее, чем через три-четыре месяца, которые потребуются для выработки нужных документов.
В КБП, по словам его руководителя, спокойно относятся к такому варианту развития событий. Государство - собственник предприятия, оно имеет право решать, кому заниматься экспортом вооружений. Тем не менее,А. Рыбас намекнул, что КБП умеет хорошо торговать, и такой опыт терять жаль.
Среди причин, приведших три месяца назад к смене руководства на КБП, Алексей Леонидович выделил две.
Во-первых, за последние два года резко снизилась экономическая эффективность работы предприятия, вызванная "использованием устаревших схем руководства экономической стороной деятельности КБ", что и привело к "рискованному состоянию баланса между доходами и расходами".
Во-вторых, были сорваны сроки исполнения важного экспортного заказа по зенитному пушечно-ракетному комплексу (ЗПРК) "Панцирь-С1" для Объединенных Арабских Эмиратов. Цена контракта - 734 млн.долларов. КБП подписало его в 2000 году, и это было верное решение. Но к положенному сроку заказчик изделие не получил, а прежнее руководство КБП не нашло эффективных путей для разрешения возникшего конфликта.
Сегодня противоречия в основном урегулированы. Клиентам представлен практически новый комплекс с улучшенными боевыми качествами, но на его разработку требуется значительное время. В ходе переговоров заказчик согласился с изменением сроков и выразил готовность оплатить НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
Сейчас первый опытный образец ЗРПК "Панцирь-С1" отправлен в ОАЭ на первый этап испытаний. Второй этап планируется провести летом 2007 года...
В вопросе о кадрах А. Рыбас придерживается мнения, что наспех ничего делать не нужно. Следует изучить ситуацию и только потом принимать решения. Пока планы таковы: никаких изменений в планы на разработку новых систем оружия не вносить, постараться повысить заработки в КБП на 20%, ввести новую систему оплаты труда молодых специалистов, которых в фирме не хватает. К своим заместителям у Алексея Леонидовича претензий нет.
Впрочем, в дальнейшем схема работы будет изменена, дабы устранить параллелизм и дублирование. Завод "Щегловский вал" предполагается достроить и загрузить заказами. Но по многим другим видам вооружений КБП намерено восстановить связи по кооперации. Танковые модули или системы радиолокационного слежения должны делать специализированные фирмы, тулякам здесь не следует пытаться осваивать несвойственные им виды работ.
Среди местных оборонных предприятий, на которых КБП готово разместить производство своих "изделий", А. Рыбас назвал только "Туламашзавод". Однако судьба системы "Бахча", которую ранее предполагалось делать вроде бы только на нашем машзаводе, пока не решена. Выбор здесь (как и в других случаях) будет диктоваться качеством работ, сроком исполнения, экономической эффективностью, но никак не принципом "землячества"...
Алексей Леонидович, по его словам, готов поделиться частью своих полномочий, введя в КБП должность генерального конструктора. Но пока не решен ряд вопросов, которые не позволяют перей-ти к такой схеме работы. В частности, бывший руководитель предприятия академик Аркадий Шипунов находится на бюллетене и пока не дал ответа на предложение стать научным руководителем фирмы. Проблема, видимо, решится весной.
Кроме того, в стадии решения - организация холдинга по проектированию и выпуску высокоточных систем вооружений. А. Рыбас надеется, что из полутора-двух десятков предприятий и КБ, которые предположительно войдут в этот холдинг, КБП окажется "головником", и тогда можно будет говорить об отдельной должности генерального конструктора. Брать на нее кого-то со стороны нежелательно, лучше - как образно выразился директор КБП - "растить Бабу-Ягу в своем коллективе".

Одна из главных задач на ближайшее время - введение принципа "бюджетирования", т.е. переход на тщательное предварительное планирование всех расходов и доходов. Пять миллиардов долларов принятых заказов - это еще не деньги, а только обязательства КБП, исполнить которые очень непросто. Нужно уходить от практики крупных банковских займов, которые ведут к значительным финансовым издержкам.
Будет ли акционироваться КБП или нет - неизвестно, такое решение могут принять только на уровне руководства страны. Но если это произойдет, то, по мнению Алексея Леонидовича, все сто процентов акций нужно оставить в руках государства. Как показывает российский опыт, частный бизнес, завладев крупными оборонными заводами с "научным уклоном", быстро сворачивает затраты на НИОКР, что в итоге ведет к утрате позиций в сфере разработки и производства вооружений. Туляки против такого развития событий.

НАША СПРАВКА
КАК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ТУЛЬСКАЯ ОБОРОНКА
В настоящее время в Тульской области в сфере оборонки формально числится 32 предприятия, КБ и завода. Однако в реальности исполнением крупных заказов по данному профилю занимается не более десяти.
Самое успешное и известное в мире - конечно КБП.
Еще один общеизвестный тульский бренд - ГНПП "Сплав", где разрабатываются лучшие на планете образцы ракетных систем залпового огня. Кстати, эта фирма реализует свои поставки за границу исключительно через "Рособоронэкспорт". И делает это весьма успешно.
Третий гранд нашей оборонки - Тульский патронный завод, о котором многие почему-то забывают. Но именно он в последние годы демонстрирует самую высокую динамику наращивания темпов выпуска своей продукции, здесь уже построен новый корпус, начато возведение еще одного. К тому же ТПЗ - единственное российское оборонное предприятие, которое реализует изделия (в данном случае - патроны) на рынке США. Правда, наш завод находится в частных руках, но это ему ничуть не мешает успешно развиваться.
Весьма успешно обстоят дела в НИИ "Стрела", к которому присоединили попавший в трудное положение завод "Арсенал". Получены крупные заказы на разработку новых систем радиолокационного слежения, что позволяет институту спокойно смотреть в свое будущее.
ЦКБА из некогда многолюдного коллектива превратился в небольшую конструкторскую фирму, главный продукт которой - автоматизированные тренажеры для ракетных, артиллерийских и стрелковых систем вооружений. Заказы у КБ есть, интерес проявляют даже иностранцы, готовые закупать тульские тренажеры...
Дела на "Туламашзаводе", "Тулаточмаше" и ТОЗе можно охарактеризовать как "неустойчиво-стабильные". Все зависит от наличия заказов, которые, увы, бывают не всегда крупными или длительными. Сегодня на всех трех предприятиях ситуация непроста. Но дела здесь поправить можно. Во всяком случае, кадры пока сохранены.
А вот "Штамп" и Алексинский химкомбинат уже много лет демонстрируют состояние "и не жизнь, и не смерть". Дело упирается в решения на федеральном уровне (разделение предприятий на частное гражданское и государственное военное, выделение земель, судьба госзаказов и т.п.). Но данные вопросы рассматриваются в Москве с такой чудовищной медлительностью, что это наводит на размышления по поводу сознательного разрушения некоторых тульских оборонных предприятий.
Остальные некогда оборонные заводы - именно в военной части производства - скорее мертвы, чем живы. Где-то организован выпуск другой продукции, а где-то - мертвая тишина...

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

28 декабря 2006, в 22:11
Другие статьи по темам
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.