4. Народный журналист
  5. Дружба — это круглосуточно! 60 лет спустя: рассказ об одном школьном классе - Блог «Народный журналист» - MySlo.ru
Дружба — это круглосуточно! 60 лет спустя: рассказ об одном школьном классе

Мы окончили школу очень давно, но воспоминания о той дружбе до сих пор согревают наши сердца.

Наш класс был очень дружный. Когда мы учились в десятом, решили все вместе поехать на юг — отдохнуть и поработать там. Вместе зарабатывали деньги на поездку — после уроков ходили на мебельную фабрику, выполняли ту работу, которую нам поручали, например складировали доски. Мы частенько говорили о поездке, ждали её. И эта совместная поездка стала для всех нас самым значительным событием в тот период.

Нашими руководителями были учитель физкультуры Иван Иванович, учитель русского языка Лидия Дмитриевна (фамилии их не помню).

Оба они были молоды и тоже, как и мы, впервые поехали на юг, под Сочи. Там мы все вместе находились по 24 часа каждый день в течение июля 1962 года — ели, пили, спали, купались в море. И при этом работали в местном совхозе — собирали урожай яблок.

Спали в огромных десятиместных палатках (по одной для девочек и для мальчиков) на матрасах, которые мы набили сеном. Матрасы лежали по обеим сторонам палатки, разделённые посередине проходом. В центре палатки на столбе была прикреплена лампочка (совхоз провёл нам электричество!), а ниже — зеркало.

Со мной произошёл удивительный случай. Я спала около входа в нашу тяжеленную палатку. Однажды ночью я проснулась, и мне необъяснимо прочему-то стало страшно. Я не знала, что делать. Прижалась к лежащей рядом со мной подруге Зое. Но страх не проходил. Тогда я перешла на противоположную сторону палатки и легла между Ритой и Элей. Там я сразу успокоилась и уснула. А когда проснулась утром, увидела, что толстая палка, на которой держался угол палатки, лежит вдоль моего матраса. Видимо, ночью она выскочила из углубления и со всего размаха упала на мой матрас. Позже Вадим сказал мне: «Когда я это увидел, то подумал: кого-то прибило». Так произошло моё чудесное спасение. Ребята закрепили эту палку, и в остальное время всё было в порядке.

Каждое утро за нами приезжал совхозный автобус, и мы всегда с песнями добирались до места работы. Мы пели:

Ой, ты, рожь, хорошо поёшь,
Счастье повстречается,
мимо не пройдёшь.

Или

Если девушки позабыли про
наших ребят,
Это стрелочник, новый
Стрелочник виноват.

Мальчишки не пели, они нам внимали.

Работать в яблоневом саду было одно удовольствие. В конце нашего пребывания нас перебросили на сбор орехов, и мы два дня работали там.
Готовили обед сами, в летней кухне на плите. Был установлен график дежурств, и каждый день дежурные составляли меню, ехали за продуктами в город, а потом готовили обед. После работы все усаживались по лавкам за длинным столом и с большим аппетитом поедали всё, что было приготовлено дежурными.

В свободное время — мы все на море. Нужно было только по тропинке среди деревьев спуститься по крутому склону вниз, а там — пляж. К нам приставали местные маленькие мальчишки. Им было интересно побыть с приезжими, а нам с ними было не менее занимательно.

На пляже — галька. Когда небольшой прибой набегал на берег, мокрая галька становилась очень красивой. Я привезла её домой, наверное, целый килограмм. До сих пор сохранила один небольшой камешек, который вот уже шестьдесят лет напоминает мне о том незабываемом времени и хранит тепло юга.

На юге мы впервые, купаясь в море, увидели медуз, а по ночам — мелькающих среди деревьев в большом количестве светлячков.

В свободные дни мы посетили знаменитую тисо-самшитовую рощу. Вброд переходили реку Хоста, где вода была по голень и очень холодная. Побывали в не менее знаменитом сочинском дендрарии. Поднялись на смотровую площадку 663-метровой башни на горе Ахун, откуда виден город Сочи. Незабываемое зрелище!

Однажды в парке в Сочи среди других артистов выступил Муслим Магомаев. Он пел песню «Бухенвальдский набат», и мы, сидя на скамейках для зрителей, подпевали ему.

Но тогда, в июле 1962 года, он ещё не был знаменитым Магомаевым, никто его не знал, и мы просто подпевали артисту с красивым голосом.

В конце июля мы отправились в путешествие и проехали на открытом экскурсионном автобусе по всему черноморскому побережью Кавказа, наблюдая красоты южной природы. Останавливались в Гаграх, где была организована прекрасная экскурсия. Мужчина-экскурсовод поведал нам немало интересного и среди прочего не преминул сказать: «Здесь без конца заводят популярную песню: „О, море в Гаграх! О, солнце в Гаграх!“
Потом — мыс Пицунда. Здесь мы отдохнули на пляже и покупались в море.

Народу было очень много. Дальше ехали по серпантину дорог к озеру Рица. Где-то сделали остановку. Вышли из автобуса. Встречный автобус тоже остановился. И вдруг здесь мы увидели нашего учителя по черчению Алексея Петровича Антипова. Мы бросились к нему, очень обрадовались. Неожиданно было увидеть знакомого человека так далеко от дома.
Приехав на место, любовались красотами озера Рица.

А потом — Сухуми, столица Абхазии. Здесь мы остановились с ночёвкой. Приезжим городские власти организовывали ночлег в семьях, которые для этой цели сдавали свободные площади. В Сухуми побывали на экскурсиях в ботаническом саду и обезьяньем питомнике. Гуляли по набережной города.
Назад возвращались по морю на теплоходе. Большинство из нас укачало, но это было не страшно.

Нам было по шестнадцать лет, а мы уже объездили всё Черноморское побережье Кавказа! Побывали во всех курортных городах: Хоста, Сочи, Гагры, Пицунда, Сухуми, целый месяц плескались в Чёрном море, увидели все достопримечательности этих мест.

Это путешествие произвело на каждого из нас неизгладимое впечатление и ещё больше сдружило нас. Наш одноклассник Вася Челенков снимал на фотоплёнку наше пребывание на юге с первых дней до окончания отдыха, и по сей день у каждого из нас в личном архиве хранится много фотографий от той поездки.

В конце июля 1962 года наш 10 «Б» приехал домой в родной Новомосковск. А дальше была учёба в одиннадцатом классе (в те годы проводился недолгий эксперимент, и мы учились 11 лет, как и нынешние школьники), потом получение аттестатов зрелости, выпускной бал.

Многие ребята из нашего класса поступили в институты. Будучи студентами, некоторые из нас (8-10 человек) продолжали поддерживать контакты, вместе проводили летние каникулы, ходили друг к другу в гости, ходили с ночёвкой в палатках на реку Пронь, просто гуляли вечерами по городу.

С годами всё это почти сошло на нет — мы стали старше, у нас появились свои семьи (том числе из наших одноклассников получилось три семейные пары), некоторые уехали в другие города, страны и даже переселились на другие континенты.

Но и теперь, спустя 60 лет после того как мы окончили школу, небольшая группа наших одноклассников поддерживает отношения — звоним друг другу, поздравляем с днями рождения и праздниками, и нет-нет, да и вспомним нашу поездку всем классом на юг.

Как точно в одной из своих песен сказал Олег Митяев:

Дружба — это круглосуточно,
Хоть пожар, хоть урожай,
Это чувство нерассудочно -
Одевайся, приезжай.

Наша дружба проверена временем. Дружба одноклассников — это навсегда!

Полина Новикова, г. Донской Тульской обл.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

22 сентября, в 14:28 +9

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
II Тульский фестиваль путешествий «Открытие новых горизонтов»

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.