Растет вал штрафов за неуплату платных городских парковок (ПГП). Нормальная человеческая реакция - недоумение: неужели туляки не уважают законы? Но этот вал только радует организаторов ПГП. Он позволяет нейтрализовать отрицательный финансовый баланс: сумма штрафов соизмерима с суммой оплат. Походы в суд чаще бесполезны: решения об административных правонарушениях и решения судей основываются на муниципальных правилах, а “правонарушители” руководствуются Правилами дорожного движения РФ (ПДД). В отличиях этих правил и состоит основная причина возникшего недоразумения. Рассмотрим документ «Решение Тульской городской думы об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула от 22.04.2015 года N 11/266» [далее 1]. Он изобилует понятиями, которые отсутствует в Правилах дорожного движения РФ: “единое парковочное пространство города”, “платные городские парковки”, “территория платной городской парковки”, “участок улично-дорожной сети”, “платная парковка”. Нет этих понятий и в федеральном законе от 08.11.2007 №257-ФЗ регламентирующем полномочия органов местного самоуправления в сфере парковок на платной основе.
Начнем с простого вопроса. Как идентифицировать в городе Туле ПГП? В п.1.5. [1] написано буквально следующее: “К территории платной городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090”. В этой формулировке заложен один отличительный признак – обязательное наличие разметки. В ПДД наличие разметки для стоянки ТС не обязательно. Далее сложнее. В [1], к сожалению, нет указания на “соответствующий дорожный знак”, который бы однозначно указывал на ПГП и действовал на весь участок улично-дорожной сети, на котором находится “территория платной городской парковки”. Понятно, что в ПДД такого знака не найти. Поэтому едем на место административного правонарушения. Очень странно, но на бумаге с фотографиями машины указан адрес отстоящий от места фото-фиксации не менее чем на сто метров. Здесь находится знак, который в ПДД числится: 6.4 «Парковка (парковочное место)», табличка 8.8 «Платные услуги», еще дальше (метров 10) можно найти табличку не входящую в ГОСТ Р 52289-2004, а значит и читать её не обязательно как и всякую рекламу расположенную на дороге. Возможно, этот знак с табличкой выбрали сами туляки-автомобилисты чтобы обозначить место непомерных штрафов. Опрометчиво поступили. Муниципальные власти “приватизировали” знак 6.4 с табличкой 8.8 для обозначения ПГП без оглядки на других владельцев парковок. Эти владельцы на своих парковках вполне законно устанавливают тот же знак и табличку, вызывающие у клиентов неприятные ассоциации. По части 1 ст. 8.12 Закона Тульской области от 09.06.2003г. №388-ЗТО [далее 2] -“не внесение платы за пользование на платной основе парковками…” предоставляется таким владельцам парковок право штрафовать своих клиентов на 2500 рублей. Очевидно, что расширение применимости указанного пункта неуместно. Логичнее написать “… за пользование ПГП”.
Сразу отмечаем ещё два отличительных признака ПГП: 1) плата берётся, услуги не оказываются; 2) установка на многих парковках таблички похожей на 8.6.1 “Способ постановки транспортного средства на стоянку”, смотри фото - «бордюр слева». За это нарушение государственного стандарта должностными лицами предусмотрен штраф до 30000 рублей по ст. 14.4 КоАП .
Как же избежать нарушений муниципального закона наказание за которое не предусмотрено КоАПом, но широко применяется в Туле? В принципе нет особого значения как выглядит или называется знак лишь бы правильно “идентифицировал” ПГП. Обращаемся к ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [далее 3] и изучаем “свойства” знака 6.4. Это информационный знак. Такие знаки “применяют для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов…".
В нашем случае “другие объекты” – “платная городская парковка”. По пункту 4.3 [3] этот знак (как светофоры и другие знаки) размещается так, чтобы он воспринимался только участниками движения, для которых он предназначен. Здесь всё просто – обращен к вам знак лицевой стороной – значит он для вас и предназначен. По пункту 5.1.3 [3] “действие знака распространяется на проезжую часть, обочину… у которых или над которыми он установлен”. Здесь ещё проще: установлен знак лицевой стороной на левой стороне дороги - на левую сторону и действует, на правой стороне – действует на эту сторону.
Пункт 5.7.5 [3]. Знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки ТС, с одной из табличек 8.6.1-8.6.9-для обозначения околотротуарных стоянок.
Теперь рассмотрим случаи действия знака 6.4 для конкретного участка дороги.
Схема 1.
Автомобили А и В двигаясь по указанным траекториям остановились на стоянку у обочины параллельно краю проезжей части. Оба участника движения не нарушили ПДД. Однако их взаимодействия с владельцем стоянки сильно разнятся. Владелец автомобиля А не имеет право на услуги, потому что комбинация знаков (1) по п.4.3 [3] предназначена не для него. В случае навязывания этих услуг он имеет право от них отказаться и оставить автомобиль на стоянке. Это ему разрешено по п.12.2 Правил дорожного движения РФ. Если же владелец автомобиля А захочет воспользоваться услугами, владелец стоянки в праве ему отказать. Владелец автомобиля В имеет право на услуги, а при отказе от них владелец стоянки вправе оштрафовать его по [2] на 2500 рублей. В любом случае для того чтобы оштрафовать водителей необходимо доказать что на пути их следования была комбинации знаков (1), для чего необходима установка видеокамеры с видео-фиксацией на комбинации знаков (1).
Схема 2.
Размещении на дороге двух комбинаций знаков (1) и (2) облегчает жизнь владельца стоянки, т.к. отпадает необходимость фиксации траектории движения автомобилей. Оба водителя проинформированы о наличии стоянки и имеют одинаковые права и обязанности.
Таким образом действие знака информирующего о парковке состоит не в присвоении участку дороги своего названия, а в регламентации поведения водителя и владельца стоянки зависящих от расположения знаков, количества знаков и траектории транспортных средств.
В тульских “правилах” всё иначе: достаточно установить один знак 6.4. с табличкой 8.8 и вся сторона дороги становится “территорией платной городской парковки” именно такой трактовкой объясняется поведение на суде представителя ответчика, предлагающего водителям побегать и поискать “идентификатор” ПГП (в моём случае до 100 метров). Эту же позицию разделяет и судья. Они даже не понимают, что руководствоваться информацией, не предназначенной для водителя нельзя, т.к. это является своего рода нарушением. Вот и получается, что для того чтобы не оказаться случайно на ПГП не достаточно соблюдать Правила дорожного движения РФ. Надо переучиваться с учётом тульских особенностей. Теперь представим, что во всех городах нашей страны начнут трактовать Правила дорожного движения РФ на свой лад. Например, для обозначения “платной городской парковки” выберут знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки». Или придумают что-то другое – установят поверх знака 6.4 табличку с названием своего города. Причем все свои придумки изложат в сети Интернет и порекомендуют перед тем как отправиться в путь изучить правила каждого лежащего на пути города. Но, слава богу, мудрые создатели Правил дорожного движения РФ предвидели возможность такого развития событий и, чтобы избежать хаоса на дорогах страны, написали в п.1.1: «Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.»
Если не понятно, читаем Конституцию РФ. Статья 75 п. 5 «…в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Неправомерная трактовка Правил дорожного движения РФ организаторами ПГП обернулась для многих туляков подлогом. Перемещаясь по дорогам и останавливаясь в соответствии с Правилами дорожного движения РФ водитель может нарушить только такие муниципальные правила, которые противоречат федеральным законам. Поэтому наказывать надо авторов этих правил, создателей законообразных актов и тех, кто руководствуясь этими актами, штрафует ни в чем неповинных людей.
(продолжение следует)
Павел Шкуратов