Культура существует в контексте определённой исторической эпохи. Очевидно, что на неё оказывают воздействие те политические, социальные, географические факторы, которые соответствуют своему времени. Из этого следует, что понять по-настоящему культуру Киевской Руси (и процесс её христианизации) невозможно без рассмотрения её исторических реалий. Сегодня столкнулись лбами два непримиримые культурологические течения: норманисты и антинорманисты. Одни возводят родословную Рюрика (отца-основателя династии рюриковичей на Руси) от древних скандинавов (предков современных шведов, норвежцев и данчан), другие с надеждой настаивают на славянских корнях своего великого пращура. Разрешится ли когда-нибудь этот спор - Бог весть. В любом случае, генов скандинавов, судя по генеалогии правящих кругов средневековой Руси, было намешано немало. Уже христианизированный каган Ярослав (прозванный учёной братией в 19-м веке Мудрым) имел в супругах дочь шведского конунга (Ингигерд , принявшая имя при крещении Анна) и собственную дочь в свою очередь он также выдал за очередного вождя шведского пролетариата. И таких примеров - множество. Ну а кто же был Владимир, подаривший нам счастье быть крещёнными грамотными греческими владыками ? Основными источниками информации для нас в данном случае служат летописи, написанные на древнерусском языке. Из них явствует, что именовать нашего благодетеля следует не осовремененным "Владимир", а не иначе как "Володимер". И "народная" версия этимологии (хотя и красивая) этого имени сразу отпадает. Обученный строгой наукой русский выводит данное имя из славянского и готского языков. Готы действительно поработали на южных пределах Киевской Руси немало. Так что, подобная научная разработка может быть вполне возможной. Из сообщений тех же летописей оказывается, что Владимир носил титул "каган" и был родным сыном не поддавшимся на уговоры христианизированной матери Ольги Святослава. Вообще, изучая труды современных учёных. создаётся впечатление. что мы имеем дело не именами, существовавшими в Древней Руси, а с их кодировками. Как уже выяснилось, Владимир не Владимир, но и Ольга не Ольга, и даже Святослав не Святослав. Хорошо в школьных учебниках об этом не пишут, а то у не в меру любознательных учащихся началась бы вялотекущая шизофрения. Так вот, имя Ольга производиться от скандинавского имени "Хельга" и Ольгу (мать Святослава) то ли так и звали родным "Хельга", то ли Хельга уже успела при её жизни русифицироваться и превратиться в Ольгу. Относительно имени "Святослав" лучше умолчим. У нас другой предмет исследования. Вернёмся к нашему Владимиру. "Откуда такой неславянский титул "каган" ?" - задаётся всякий новый русский, успевший освоить азы древнерусского языка. Сразу возникают нелицеприятные догадки. Спору нет, слово "каган" тюркского происхождения. И пришло оно в родной славянский язык через "неразумный" Хазарский Каганат, правящая элита которого в свою очередь была приватизирована иудейскими товарищами. Не станем озвучивать простейшую логическую операцию, которая случается у озадаченной публики. Непримитивный мозг русского учёного выводит совсем другие суждения: "Всё не так просто. С каганскими правителями то дружили, то ссорились. После победы над ними "поганого" Святослава надо было показать, кто в степи главный и т.д." Возможно. А, возможно, что и вовсе "умом Россию не понять". Да и какая разница, какой титул носил киевский царь-батюшка ? Главное. что он совершил грандиозное для нас - потомков древних славян событие - крестил ставшую впоследствии святою Русь.
А кем же был Владимир до своего чудного преображения ? Как и его отец Святослав молодой скандинав (допустим нормандскую версию) любил повоевать. Сначала он повоевал с братом Ярополком и по его приказу тот был убит. Для адекватной оценки этого поступка следует подробнее разобраться в политической обстановке того времени. Святослав был сыном Игоря и Ольги. Трудно сказать однозначно, кого надобно признать основателем Киевской Руси. То ли вещего Олега, убившего сидевших в Киеве Аскольда и Дира, то ли сына его начальника Рюрика - Игоря, то ли Ольгу, жестоко отомстившую друвлянам за смерть мужа, то ли всё-таки Владимира. Ясно одно: именно Владимиру принадлежит гениальная идея сделать христианство государственной религией и превратить её в дальнейшем в мощное орудие внутренней (вокруг общей идеологии сплачивались разрозненные кланы его подопечных) и внешней (обеспечение добрососедских отношений с могучей на тот момент Византией) политики. Но до подобного просветления он дошёл не сразу. Первоначально Святослав отдал стольный град "Кыев" своему старшему сыну - Ярополку, а Владимиру жаловал Новгород, ставший впоследствии Великим. Третий же сын Святослава - Олег получил в наследство земли древлян. Древляне же помнили о том, как расправилась с ними Ольга и на этой почве у них возникли "сепаратистские настроения". По всей видимости, Олег их поддержал (может быть и вынужденно), тем более, что в соседнем Полоцке также не испытывали больших симпатий к Ярополку и его команде. Старший брат это почувствовал и, чтобы не допустить развала молодого государственного образования, пошёл войной на ненадёжных подчинённых. В ходе боевых действий Олег погиб. Вернее его завалило людьми, когда тот упал в овраг при попытке к бегству. Ярополк, хотя и не желал смерти брата, но остался без него, ратуя за единство территории. Владимир узнал о смерти Олега и решил отомстить Ярополку (законы кровной мести были в то время сильны), а заодно и усилить свою власть, используя удобный предлог. Правда тягаться со старшим братом было вначале не под силу и Владимир обратился к своим старым знакомым варягам (боевым формированиям из стран Скандинавского полуострова), пообещав им богатый куш. Варяги пришли и окрепший Владимир первым делом набросился на Полоцк (город, входящий в состав современной Белоруссии). Повод был. Во-первых этот город не рвался к объединению с Киевом, во-вторых там проживала оскорбившая когда-то Владимира Рогнеда - дочь местного князька. Заметим, что Владимир был не совсем благородных кровей (его мать служила прислугой у его бабки, хотя и происходила из знатного славянского рода). Владимир как-то сватался к благородной Рогнеде, а она, не важно оценив его намерения прогнала егопосмев напомнить ему о его происхождении. Страшна оказалась месть Владимира этой зарвавшейся даме. Главарь "дружины" изнасиловал Рогнеду на глазах у её семьи, а потом предал смерти её отца и братьев. Она, правда, родила от него семь человек детей, когда её незванный муж правил в вожделенном Киеве, но это уже другая история. После разборок в Полоцке Владимир двинулся на Киев. Ярополк не сумел одолеть варяжский натиск и пал в бою. Владимир стал великим каганом. Достигнув цели, каган перестал нуждаться в услугах обнаглевшей братвы (они потребовали большую долю в общем разделе) и поспешил от них избавиться. Новый правитель Киева отправил их заморе к византийскому василевсу (главе византийского царства) с письмом, где просил их оставить у себя, разбив на небольшие группировки и больше никогда их не возвращать на дружественную к Византии Русь. Василевс на всякий случай послушался. Славяне не раз нападали на его владения со времени появления у них скандинавов. У Владимира были и другие подвиги, но ничто не заменит самого знаменитого - крещения Руси.