Не хочу никого обижать и, тем более учить, но последние события в общении заставляют задуматься над этим самым общением.
Этикет в интернете - Нетикет
Интернет, конечно штука необыкновенная во всех отношениях, и имеющая море возможностей и преимуществ, но не следует бросаться в это море, забывая, что мы всё-таки люди, а не бездушные роботы. У этого моря есть берега и называются они «Кодекс цивилизованного общения в Интернете». Да-да, именно кодекс, потому что даже в сети надо не забывать, что по ту сторону монитора или телефона находится такой же человек, который имеет свой характер, самолюбие и достоинства и даже недостатки. Уже в далёком 1994 году вышла книга программиста Вирджинии Ши под названием «Нетикет», где описаны эти правила общения.
Их всего десять, и вполне можно этих правил придерживаться.
Конечно не всегда это возможно, жизнь она такая чёрно-белая, что иногда рябит в глазах и тогда белое кажется чёрным, а чёрное белым, но это не должно стать правилом, а скорее исключением. Тем более не надо задирать кого-то хором, пошептавшись за спиной, в личку.
Правило первое:
думай о своём визави, относись к нему так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Эта истина стара как мир, но она актуальна по сей день и даже в интернете.
Правило второе:
хамство и грубость-это нарушение законов Сети! Хамам и троллям не место в цивилизованном мире сетей.
Правило третье:
помните где вы находитесь, в каком месте киберпространства.
Язык общения в онлайн-играх не всем понятен, а в обычных разговорах кто-то обязательно обратит внимание на грамотность и умение излагать мысли.
И вот тут должно помочь правило четвёртое:
пишите грамотно
Не видя лица и глаз собеседника, можно придумать о себе всё, что угодно, но свою манеру речи, построение фраз подделать невозможно. Она-эта манера, отраженная как в зеркале в текстах и комментариях и станет портретом вашего «я» в Сети.
Правило пятое:
уважайте чужое время.
Регулируйте объем сообщений: писать лучше лаконично или дробить большой текст на части (в блоге - использовать подзаголовки). Установлено, что комфортный для восприятия объем страниц в Интернете составляет 2500–3500 знаков с пробелами (при просмотре с ноутбука, планшета).
Кроме этого, важно количество комментариев не по теме беседы, так называемый флейм или флуд. Хочется поговорить с кем-то на отвлечённую тему, пожалуйте в личку.
Также не стоит обижаться на собеседника, если он не ответил мгновенно. Даже при статусе «онлайн» ваш адресат может быть занят чем-то другим.
И, пожалуй, главный совет - учитывайте то, с кем вы общаетесь. С другом можно расслабиться максимально: смайлики, восклицательные знаки, не ставить запятые, умеренно и совсем не ставить точки, просто начиная новое предложение в следующей строке или сделав его отдельным сообщением. (это больше подходит для чатов)
Можно просто посмеяться над опечатками, которые неизбежны в спешке, писать только строчными буквами и не заморачиваться кавычками. Но в других случаях вспомните школу, обязательно перечитайте текст сообщения, уберите опечатки и отредактируйте стиль, выправьте пунктуацию. И не стесняйтесь пользоваться словарями и проверочными сервисами. Не считайте это недостойным себя любимого.
Можно не ставить точку в конце короткого сообщения: она может быть воспринята, как ненужная и даже как признак грубости, агрессии к собеседнику, хотя лично для меня, это обычное разгильдяйство.
Но учтите, когда вы подчеркнуто ставите точки, тем более вместо запятых, собеседник может подумать, что вы стремитесь вбить в него, как кулаком каждую реплику, навязывая своё мнение.
Правило шестое:
делитесь тем, что знаете лучше других, в чём сильнее других.
Кому-то несложно подсказать рецепт десерта, кто-то, имея опыт профессионального юриста, способен навести порядок в каком-то вопросе, развеяв ересь предыдущих комментариев. А кто-то просто точно знает, как написать слово «воспользовавшемуся» или неопределенное местоименное наречие «когда-нибудь». Глядишь, не только карму улучшите, но и новыми знаниями и почитателями обзаведетесь.
Правило седьмое:
контролируйте ситуацию, не кормите пламя. Если оппоненты переходят на личности, напрочь забыв о предмете обсуждения, лучше покиньте тему, написав, что продолжение разговора в таком тоне не имеет смысла.
Если же у вас есть права модератора, то направьте дискуссию в продуктивное русло, остудив горячие головы предупреждением.
Правило восьмое:
уважайте неприкосновенность чужой частной жизни.
Правило девятое:
если вы модератор не злоупотребляйте полномочиями, но и держите всё под контролем.
Правило десятое, главное:
не забывайте, что по ту сторону тоже человек со своими достоинствами, недостатками, и убеждениями, научитесь прощать чужие ошибки, но и свои умейте признать.
Право на ошибку, глупый вопрос или вывод есть у каждого. Хотите поправить собеседника, ну что же это ваше право, но постарайтесь не обижать его, не делайте из него идиота и неумеху, вы же не знаете его.
А теперь подведём итог:
В Сети принято обращение на «ты» - пафосное «вы» отложите для официальных поздравлений начальника.
Если вы пишете человеку не один раз за день, достаточно одного приветствия.
Запомните, значение плюса – «я согласен», а минус— это несогласие, и не ставьте минусы просто, чтобы насолить оппоненту. Скажите это тем, кто упрекает вас в безразличии, когда вы ставите или не ставите плюсы-минусы сообщениям на интересующие только узкий круг темы или не ставите минус, очень неприятному вам человеку. И уж тем более, не призывайте друзей делать это. И, уж точно не награждайте собеседника обидными эпитетами, хотите поругаться, сделайте это в личном сообщении, не унижайте его словами, типа ..."если вы вообще представляете, что такое айфон..." или ..." ну раз ты такой умный, зачем применяешь оверквотинг?.."
И учтите, полемика в Сети - бесполезная трата времени, особенно если ваш оппонент не блещет знаниями и культурой поведения. Все, что вы скажете, может быть использовано в дальнейшем против вас, в чём я убедилась уже не раз.
Не нравится тема или блог, проигнорируйте его, но не оскорбляйте человека, вложившего в него свой труд. А здесь это очень даже практикуется, дальше вслед несётся свист и эхом: "Одобрямс" и ...долгие и продолжительные аплодисменты. И так становится обидно, но не только за того, кого освистывают, а за тех, кто освистал.
Даже в неформальном общении онлайн будьте взаимно вежливы, не призывайте на помощь весь портальный мир, не вовлекайте в споры тех, кто не присутствовал при споре сначала и уж тем более, не делайте этого через какое-то время. Кто увидит и захочет, подключится к разговору сам.