1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Гульбарий
  5. Подмосковное Абрамцево, московская мозаика и Аптекарский огород - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 16 - MySlo.ru
  6. Подмосковное Абрамцево, московская мозаика и Аптекарский огород - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 16 - MySlo.ru
  7. Подмосковное Абрамцево, московская мозаика и Аптекарский огород - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 16 - MySlo.ru
Подмосковное Абрамцево, московская мозаика и Аптекарский огород

Подмосковное Абрамцево, московская мозаика и Аптекарский огород

Галина Зарубина Zarubinkа

Галина Зарубина Zarubinkа

Сегодня вашему вниманию интереснейший маршрут выходного дня, которым с нами делится Галина Зарубина Zarubinkа. Мы отправляемся в подмосковное Абрамцево - обитель творческого вдохновения, уютной архитектуры и атмосферы XIX века. Про такие места говорят: там живёт сказка. А теперь рассказ от первого лица...

- Здравствуй, любезный читатель. Приглашаю тебя на прогулку  в подмосковное Абрамцево, в усадьбу, некогда принадлежавшую писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову, а затем купленную великим промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым.

Мысль об непременном посещении Абрамцево не отпускала меня уже давно. А причиной тому послужило мое любимое занятие: бродить по Москве пешком и любоваться мозаикой московских стен и станций метро.

Гостиница "Метрополь" - грандиозный проект Саввы Мамонтова:

Справа от главного панно мозаика "Орфей играет".

                          

"Поклонение природе"

          

Мозаичное панно "Принцесса Греза" М.Врубеля.

Панно "Поклонение старине".

И еще более 23 мозаичных картин и тянущаяся по всему зданию майоликовая лента...

Фасад главного здания Третьяковки украшен мозаикой по эскизам Васнецова.

 

Московский архитектурный институт:

Саввинское подворье. Задвинуто в глубину дворов на Тверской улице:

Подворье Дивеевского монастыря на проспекте Мира.

В 1889 году Саввой Ивановичем и его единомышленниками в Абрамцево была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики.

Село Абрамцево находится в 60 км от Москвы в Сергиев-Посадском районе.

Я доехала на метро до ст. Комсомольская, к площади трех вокзалов.

День выдался на редкость погожим для нынешнего неласкового мая.

Купила билет на электричку на Ярославском вокзале.

В старину он звался Троицким.

 

В конце XIX века архитектор Кекушев перестраивает восточное крыло и перрон вокзала. А в начале XX века Федор Осипович Шехтель пристраивает к нему новый фасад с залом ожидания в неорусском стиле с элементами северного модерна. Приглушенная цветовая гамма вызывает ассоциации с Русским Севером.

 

                                 

Северная ягода:

Вероятно , морошка или малина. Ее берут в круговое оцепление белые медведи. Они видны в нижних углах.

Мозаичные рыбы, морские гады...

Чайки ловят жирную рыбку:

А в советское время на двускатной щипцовой крыше появляется серпастый и молоткастый герб.

Внутри зала ожидания раньше висели панно худ. Коровина с северными пейзажами. Что там сейчас, увы, не знаю. Вход в зал был закрыт.

 

По жэдэшке в Абрамцево добираться около полутора часов. Но отсутствие пробок гарантировано))

Словоохотливая попутчица, сидевшая рядом , мне рекомендовала доехать Хотьково, а оттуда на автобусе –до усадьбы. Мол дорога от ст. Абрамцево проходит через лес, и где-то неподалеку, находится «психушка». Мало ли что… Но мы не ищем легких путей)

На одноименной ст. Абрамцево выхожу на перрон, перехожу на противоположную сторону. Иду лесной тропинкой.

Путь мой лежит по склонам и буеракам, через которые проложена старенькая деревянная лестница:

Отважно зажмурясь, прохожу по горбатому и дырявчатому мостику через мутную речку Воря.

Далее дорога идет вдоль глухих дачных заборов. В свое время усадьба Абрамцево «обросла» дачами русских и советских художников П. П. Кончаловского, Б. В. Иогансона, Веры Мухиной.

Попутно фотографирую лесных стражей.

И тихую придорожную нежность...

А вот и сам музей-заповедник.

Среди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов в Кусково , Царицыно,  Шереметьевского дворца в в Останкино, Абрамцево, с его скромным домом-усадьбой никогда не  являлось архитектурным шедевром, а было изначально гнездом мелкопоместных дворян.

Но в дальнейшем, дважды на протяжении XIX века, Абрамцево становилось одним из центров русской культурной жизни.

Это центральная усадьба.

Дом в разные времена принадлежал  двум известным владельцам : писателю Сергею Аксакову, а после - известному русскому промышленнику, предпринимателю, меценату, строителю Ярославской железной дороги и покровителю искусств Савве Мамонтову.

 

Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 г., когда его приобретает писатель Аксаков. «Раем земным» называл Аксаков свое любимое Абрамцево. Красота, богатство здешней природы поражала его до глубины души:

«Вода в реке Воря свежая, глубина одинаковая, дно – паркет из мелкого песку. Уженье и бранье белых грибов – все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».

 

Свое именье Аксаков приобрел в зрелом возрасте, уволившись с государственной службы, мечтая стать свободным  человеком, хлопотать по хозяйству и писать. «Семейные хроники», автобиографическая повесть, второй частью которой является «Детские годы Багрова-внука» ( ее мы любили читать в детстве),   «Записки об уженье», «Записки ружейного охотника в Оренбургской области» все это написано в Абрамцево.

Николай Васильевич Гоголь был многие годы дружен с Аксаковым и восхищался живым слогом писателя и говаривал, что хотел бы видеть своих героев второго тома «Мертвых душ» такими же живыми, как его птицы.

Аксаков писал Гоголю: «Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас!» Сергей Тимофеевич  боготворил писателя, и тот этим беззастенчиво пользовался - подолгу жил тут, привередничал… Аксаков вспоминал:

  «14 августа Гоголь приехал к нам в подмосковную (Абрамцево ). Много гулял и забавлялся тем, что находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой…»

Очень печально, но Аксаков быстро терял зрение и с годами почти ослеп. Все свои произведения диктовал дочери Верочке. (Автопортрет дочери Аксакова нашла в интернете).

 

Вера с отцом организовали литературно-общественный салон в именье Абрамцево (прежде такой салон был у Аксаковых в Москве). И его завсегдатаями были Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, и многие другие.

Это была литературная эпоха  в Абрамцево.

Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов.

«Савва Великолепный, покровитель искусства - так величали его».

«Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября 1841 в Ялуторовске Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком».

В 1849 г. Мамонтовы переезжают в Москву.

Савва Мамонтов учился в Петербургском горном институте и Московском университете на юриста. Его отец строил железные дороги. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Савва же всё больше увлекался театром.  Успеваемость в университете сильно упала.

Отец решает отправить Савву по делам Закаспийского товарищества в Баку, а после в Москву.

В какой-то момент Савва заболевает, и отец отправляет его лечиться в Милан. В Италии он обучается пению и живописи. Там  встречает  свою будущую половину, дочь московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизавету.

Поженившись, молодые стали жить в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. (Забегая вперед, скажу, что мы нашли этот дом).

«Мы, люди искусства, должны ему памятник заживо поставить. Миллионер, железнодорожник и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, баритоном поет, Цукки танцы показывал..."

 (А. Амфитеатров)

Портрет Саввы Мамонтова кисти Михаила Врубеля (хранится в Третьяковской галерее) полон экспрессии (скопировано с сайта http://smallbay.ru). Эх, не сидится Саввушке в его роскошном кресле!

В Абрамцево с 1870 по 1900 годы Савва  лелеял и взращивал таланты.  У него трудились, отдыхали и вдохновлялись Репин,  братья Васнецовы, Поленов, Остроухов,  горячо любимый Саввой Врубель, Нестеров, скульптор Антокольский, Серов, Коровин, Левитан, Шаляпин , всех не счесть.

Когда экскурсовод скороговоркой , словно дробящийся горох, перечисляла  имена художников, входивших в знаменитый  «Абрамцевский Художественный кружок», я чуть было не вошла в транс, погружаясь в ту далекую прекрасную эпоху…

Дача Поленова.

В окрестностях Абрамцева В. Васнецов писал своих  «Богатырей» и «Аленушку».  Идея написания трех богатырей пришла ему, когда, глядя из окон абрамцевской мастерской, он увидел три кряжистых дуба.

Один из трех?..

Алешу Поповича художник писал с сына Мамонтова Андрея, когда ему исполнилось 13 лет. Но картина писалась 20 лет! А через 8 лет Андрей заболел и умер – и Виктор Васнецов дописывал его портрет по памяти. Добрыню Никитича художник писал с себя, а Илью Муромца с крестьянина Петрова из соседней деревни.

А в 2016году герои Васнецова ожили и посетили московский фест.

Чудеса только начинаются!!!

Это баня-теремок, построенная архитектором Ропетом.

В ней Баба-Яга терла спинку русским художникам перед тем, как в печку засунуть, из которой выходили новоиспеченные картины, как из 3D принтера.

На фронтонах, на кровельных свесах и на крыше крыльца баня украшена пропильной резьбой. Эх, красота )) Хотелось дотянуться до деревянного кружева и потрогать его.

Перед входом в Баню-теремок стоит отвергнутая Саввой бывшая пассия каменная баба, привезенная Мамонтовым из Харьковской губернии.

Использовалась баня, как флигель, в которой останавливались художники. Сейчас там выставлены работы школы-мастерской абрамцево-кудринской резьбы по дереву. 

В конце XIX века ее организовала супруга Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна, а первым художественным руководителем стала сестра художника Поленова Елена Дмитриевна Поленова в 1882г.

Здесь учились и работали резчики окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Мутовки, Кудрино. Художественно-столярная школа положила начало Абрамцевскому художественно-промышленный колледжу.

Изразцовая печь в доме, которую расписывал Врубель.

А это Васнецовская «Избушка на курьих ножках». Изнакурнож (помните, у Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Здесь играли детки Мамонтова и художников Абрамцевского кружка. Васнецов ее построил, вероятно, по чертежам и проектам , которые нашептала прилетевшая к нему во сне Бабка-Ежка. Разумеется, учетом всех ее пожеланий.

Конек под крышей,

летящая, с огромными круглыми глазницами  сова,

летучая мышь  и ступа за инвентарным номером 1.

А это студия-мастерская и кухня.  Архитектор Гартман.

И снова чУдная сквозная деревянная резьба!

В пристройке-кухне расположена постоянная экспозиция деревянных народных промыслов.

В мастерской висят картины Виктора Васнецова.

Здесь же работает на постоянной основе выставка работ Врубеля. Фантастическая, неземная керамика Врубеля! Тут и декоративные печные изразцы, и невероятные вазы. Майоликовые, переливающиеся металлическими оттенками скульптуры героев русских былин и сказок: Берендей, Садко, Купава, Волхова. Были там и знаменитые врубелевские «Маски ливийских львов».

Я не оплатила разрешение на фотосъемку. Это лишний повод сюда вернуться и подольше задержаться около его работ. Биография М.Врубеля рассказывает об  периодах его безумия. После смерти сына , последние 10 лет жизни Врубель проводит в клинике для душевнобольных. Как доказательство - глаза врубелевских демонов!

Фото из интернета.

Почему же в Абрамцево решили воскресить русскую майолику? Первопричиной была идея воскресить русское гончарное искусство и реставрировать руинированные печи с уникальными изразцами 17-го века центральной усадьбы. Основная роль в создании керамических мастерских принадлежала Михаилу Врубелю и Петру Ваулину.

Мятущаяся, неуспокоенная натура Врубеля открывала в керамическом камне, рожденном стихией огня новые грани, оттенки, характеры.

Петр Ваулин имел образование химика-технолога. Он  создает несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открывает забытый способ восстановительного обжига. Это обратное превращение оксидов, из которых состоят глазури, в металл под действием давления и температуры огня  в пламени печи. Это заставляло играть изразцы неповторимыми металлическими переливами. Восстановленные медь, серебро, золото и платина создавали волшебную вуаль на керамической поверхности.

А это керамическая скамья Врубеля. Реставрирована по абрамцевской технологии.

Райские птицы Сирины.

В 1896 году С. И. Мамонтов приобрел участок в Москве за Бутырской заставой и построил завод по производству майолики. И тогда же сюда была перенесена керамическая мастерская из усадьбы, получившая название Гончарный завод «Абрамцево». Именно там изготавливались панно для "Метрополя" и Ярославского вокзала. Давно уж нет того заводика((

Церковь Спаса-Нерукотворного.

Первоначальный проект принадлежит Поленову, но затем В.Васнецов увлеченный архитектурой московских, ярославских и ростовских церквей, делает храм воздушным и изящным.

Купола, как игрушечные! Словно это не храм, а дом для русской матрешки)

Керамический Спас Нерукотворный работы В.Поленова.

Внутреннее и наружное убранство выполнено Васнецовым, Врубелем, Репиным.

«У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918)».

Часовня над могилой Мамонтова.

Вечерело, и пора было возвращаться в Москву.

На следующий день мы встретились с Андреем в Москве и, сильно рискуя подмочить репутацию (ибо тучи  сгущались над Первопрестольной), поехали  в Аптекарский огород.

Выходим на станции метро "Проспект Мира" и идем в сторону Садового кольца буквально несколько минут. Адрес: проспект Мира, 26-а.

Аптекарский огород был заложен Петром I в 1706г. для выращивания лекарственных трав.

Он входил в ведомство Аптекарского приказа, а после Московскому госпиталю и Военно-хирургической Академии. Из выращиваемых растений приготавливались лекарства, и здесь обучали ботанике студентов-медиков.

У них есть свой очень удобный сайт, где можно выбрать интересное мероприятие. Например, "Третий цветок самой большой кувшинки в мире будет цвести 9 июня".

или "Джаз-концерт в честь розы колючейшей")).

А можно просто ходить по тропинкам ,

любоваться цветением тюльпанов,

Можно сокрушаться, что началась гроза, а мы не укрыли свои объективы от воды,

а можно фотографировать  москвичек под зонтиками,

старинный заросший пруд.

и просто отдыхать  в очень интеллигентном огороде среди умных растений.

К вопросу о культуре хождения по газонам: так нельзя или льзя?

А потом мы направились в сторону Садово-Спасской улицы, чтобы увидеть бывший особняк Саввы Мамонтова на Садово-Спасской.

Мы доходим до Сухаревской площади. Название ее идет от Сухаревской башни, на которой некогда жил колдун Брюс. Такова городская легенда. Была она построена на месте деревянных Сретенских ворот Земляного города при Петре Великом в честь Сухарева стрелецкого полка, который принял сторону Петра во время конфликта с сестрой Софьей. Датируется постройка 1692-1695. Снесена в 1934г., т.к., по мнению тов. Сталина, она мешала движению.

             

Такова была красавица. (Картинка из инета.)

За деревьями виднеется  доходный дом Миансаровой-Гутмана, построенный в 1910-1912г. по проекту арх. Родионова в неорусском стиле.  

В народе его называют просто: «Дом с изразцами».

А изразцы были изготовлены, конечно же,  у Саввы Мамонтова на Абрамцевском керамическом заводе.

Недалеко расположен бывший особняк Саввы Мамонтова. Нынче это Полиграфический институт. Ул. Садово-Спасская, 6.

А в этой  пристройке к  дому жил и творил Врубель.

И лишь когда женился на оперной певице Надежде Забеле, он съехал от  Мамонтова.

«В 1899-м Савву обвинили в незаконных растратах средств железнодорожного общества. Чтобы расплатиться с долгами, особняк на Садово-Спасской пришлось заложить».

Время не щадит ни людей, ни здания. Но они остаются в нашей памяти. А абрамцевская мозаика и по сей день украшает дома столицы и других старинных русских городов.

А я благодарю тебя, дорогой читатель, что разделил со мной удовольствие побродить по интереснейшим историческим местам Москвы и Абрамцево)

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)

Опрос

Захотелось съездить в Абрамцево?

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

15 июня 2017, в 09:05 +35
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Могилёв и Буйничи
Могилёв и Буйничи
Дорога к Титикаке, перевал Ла Рая и Хульяка
Дорога к Титикаке, перевал Ла Рая и Хульяка

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.