Первый космический почтальон

Евгений Хрунов, космонавт

Первый космический почтальон

15 января 1969 года стартовал с Земли космический корабль «Союз-5», на борту которого находился первый тульский космонавт Евгений Хрунов.

Евгению Васильевичу было суждено установить сразу несколько достижений в космосе, к которым прилагался эпитет «впервые в мире».

Участник лунной программы

Экипаж «Союза-5», который вышел в космос 15 января 1969 года, состоял из трёх человек: командир корабля подполковник Б. В. Волынов, борт-инженер, кандидат технических наук А. С. Елисеев, инженер-исследователь подполковник Е. В. Хрунов. 16 января в 08:20 UTC (Всемирного координированного времени) корабли «Союз-4» (который вышел в космос днем ранее, 14 января, с Владимиром Шаталовым на борту) и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей.

По сообщению ТАСС, после стыковки впервые на орбите была создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Хрунов и Елисеев использовали советские скафандры «Ястреб» с автономной системой жизнеобеспечения. Во всех предыдущих полётах скафандры надевались на Земле. И вот теперь – впервые на борту космического корабля.

После того как командир корабля Борис Волынов помог Хрунову и Елисееву облачиться в скафандры, он вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом.

После разгерметизации первым в открытый космос вышел
Евгений Хрунов.

И стал таким образом вторым человеком планеты вслед за Алексеем Леоновым, который вышел в открытый космос.

В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с Центром управления полётами в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом. Прибывшие на его борт коллеги передали письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос. Как потом шутили, поработали космическими почтальонами.


Почтовая марка с изображением экипажа корабля «Союз-5».

Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. А переход из одного корабля в другой стал элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну, и все его участники входили в лунную программу. Советское телевидение вело прямую трансляцию этого перехода. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным в истории.

«Союз-4» благополучно приземлился 17 января в 40 км юго-западнее Караганды. Поисковый вертолёт обнаружил спускаемый аппарат через пять минут после приземления.

– Мне выпала честь первому начать переход из одного корабля в другой, – рассказывал сразу после возвращения на Землю Евгений Хрунов. – Выйдя из люка орбитального отсека корабля «Союз-5», я увидел Землю и чёрное небо. У меня было такое ощущение, как будто бы стою у двери самолёта и надо совершить первый парашютный прыжок. Казалось, что Земля находится недалеко, хотя до неё было более 200 километров. Я смотрел на корабли. Состыкованные вместе, они представляли сооружение больших размеров, расположенное в космосе под углом к горизонту. Выполнив намеченную программу исследований и совершив переход в орбитальный отсек «Союза-4», я стал наблюдать за выходом и работой в открытом космосе Алексея Елисеева. Мы вошли в корабль «Союз-4» как в родной дом.

Труд и учёба

– Его полёта в космос мы не ожидали, – вспоминала сестра Хрунова Зинаида Васильевна. – Дело в том, что он уже готовился лететь вслед за Комаровым, вторым экипажем, мы об этом знали. Но Комаров в мае 1967-го погиб, и запланированного полёта не состоялось. После этой трагедии всё как-то приглохло и долгое время никто не летал. Да и раньше такие события чаще приурочивали к каким-нибудь государственным датам, ленинским дням или Первому мая. А Женя полетел в январе, конечно, это было как снег на голову...

Переживали мы за него очень сильно. А потом встречали на аэро­дроме вместе с членами правительства. Помню, были и Брежнев, и Косыгин.

Не знаю, как мы это пережили – представляете, брат был непонятно где, и вот он шагает по ковровой дорожке, и его встречают выс­шие государственные лица. Всё это настолько трогательно, настолько волнующе! Но всё побеждало осознание того, что наш Женя вернулся, что живой. Ко Дню Советской Армии приехал в Тулу. С ним вместе были я, его жена Света и мама. В Туле нас тогда принимал Иван Харитонович Юнак. Потом поехали на малую родину, там были ещё встречи.


Евгений Хрунов на площади Победы в Туле. 1969 год.

Он говорил, что благодарен нашему народу, благодарен тому, что вырос в этой стране, где всё доступно, только учись. Когда его спрашивали, как он достиг своих высот, отвечал просто: труд и учёба.

Конечно, многое в его характере закладывалось в школьные годы. У нас и папа, и мама были труженики. Да и как по-другому может быть в большой семье? Мама очень хотела, чтобы её дети учились дальше, и настояла на том, чтобы Женя уехал. Хотя ей было очень трудно, ведь из дома ушли сразу два старших сына. Старшего брата в армию тоже могли не призывать, мама настояла. Сказала: «Я не хочу вас ограничивать ни в чём. Идите своей дорогой. Я женщина сильная, значит, таков мой крест». Мы всегда преклонялись перед ней. У нас по характеру один Женя, наверное, в неё.

Ходячая энциклопедия

Первый диплом Евгения Хрунова был сельскохозяйственного техникума, хотя он всегда мечтал о небе. Когда служил в армии, добился перевода в Батайское лётное училище. Один из его первых прыжков с парашютом едва не закончился трагически. Вытяжной фал парашюта перехлест­нулся через шею и перехватил горло. Но Хрунов пересилил боль и приземлился. Недели две после этого случая не мог говорить.

После училища работал лётчиком-испытателем истребителей. В сентябре 1959 года ему предложили перейти в первый набор отряда космонавтов. Номер у космонавта Хрунова был 15-й, но он попал в первую шестёрку, вместе с Гагариным, Титовым, Николаевым, Поповичем, Быковским.

Судьба распорядилась так, что он совершил только один полёт в космос. Был дублёром у Леонова, который совершил первый выход в космос. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

В 1971 году Хрунов защитил кандидатскую диссертацию. Её тема – биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Кстати, он единственный академик, во всяком случае, до недавнего времени, среди всех наших космонавтов. Его в отряде так и звали: «ходячая энциклопедия», «учёный муж».

После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых Сил в звании полковника добровольцем уехал на полгода в Чернобыль на ликвидацию последствий аварии на АЭС.

– 19 мая 2000 года в начале седьмого вечера моя сестра и его старший сын приехали к нему на работу, зашли в кабинет, – вспоминала Зинаида Васильевна Хрунова. – Он говорит: вы устали, велел секретарю приготовить кофейку. Попили кофе, и он как-то моментально откинулся... И всё... За одно мгновение... Был Женя, и нет Жени. Видимо, перегрузка произошла. И железо коррозии подвергается. Он как был простым деревенским парнем от земли, так им и остался.

Из досье Myslo

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 г. в деревне Пруды Воловского района Тульской области.

Лётчик-космонавт СССР №15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969).

Окончил Батайское военное авиационное училище, Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

Умер 19 мая 2000 г. в Москве. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Автор: Сергей Гусев, 14 января 2015, в 09:10 +6
Другие статьи по темам
Место
Путешествия прошлых веков
Путешествия прошлых веков
Коньки и конькобежцы прошлого века
Коньки и конькобежцы прошлого века