Городские типы: фонарщик

Фотография, которую считают самым старым снимком Тулы. Если приглядеться, то по левую сторону Киевской улицы (ныне проспект Ленина) можно увидеть фонарь. Тот самый, керосиновый, который зажигал специальный человек.

Городские типы: фонарщик

Когда начинало темнеть, на улицах российских городов появлялись они. В длинном неуклюжем плаще, как у почтальона Печкина, с лестницей на плече и с большим бидоном, наполненным керосином, в руке.

Энергию в Туле экономили во все времена, даже когда еще не знали электричества. И в лунные ночи, например, фонари не зажигали. Считали, что лунного света вполне достаточно, даже если на улице пасмурно и никакая луна не пробивается сквозь тучи.

Только в сентябре 1871 года губернатор Юлий Арсеньев предложил городской Думе пересмотреть требования к ночному освещению:

«По принятому издавна обычаю в значащиеся по календарю лунные ночи уличные фонари не зажигаются. Между тем в нашем климате так называемые лунные ночи бывают темными донельзя, и неосвещаемые улицы – простор для преступных действий и шалостей людей неблагонамеренных. Тульский губернатор обращает на это внимание городской Думы и просит: не признает ли она верным уничтожение правила о неосвещении города фонарями в темные ночи, установив раз и навсегда правило, чтобы фонари гасились тогда, когда луна действительно ярко светит и ночи, следовательно, светлы. Тульская Дума так заботливо следит  за всем, что касается нужд и пользы города, остается только надеяться, что настоящее заявление будет принято с должным вниманием и что обыватели города будут на будущее избавлены от круглосуточного мрака».

К мнению губернатора прислушались: «Так как ненастные осенние и весенние ночи большей частью по случаю облачного неба действительно бывают очень темны, то городская Дума полагает: поручить городской управе сделать распоряжение, чтобы уличные фонари в ненастное время были зажигаемы, не обращая внимания на лунные или нет считаются по календарю ночи».

Вообще считается, что первые уличные фонари появились в 1417 году в Лондоне.

Хотя многие горожане тогда были против освещения. В начале XVI века фонари установили и в Париже. Первые фонари в России появились в 1698 году в Москве у царского дворца. А в 1718 году Петр I издал «Указ об освещении улиц города Санктпитербурха», который был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году. 

Памятник фонарщику в Санкт-Петербурге. Открыт 27 мая 1998 года. 
 

В 1723 году на улицах Петербурга работало 595 фонарей, обслуживанием которых занимались 64 фонарщика. Фонари зажигали с августа по апрель.

Иллюстрация к повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект». 
 

Кстати, кое-где фонари зажигаются и по сей день. Например, на улицу Советскую пешеходной зоны Бреста для привлечения туристов каждый вечер выходит фонарщик с традиционной лестницей и дает свет установленным тут керосиновым фонарям.

Первые электрические фонари появились в Туле.
 

В 1900 г. главный городской электрик С. А. Введенский сообщил, что устройство в Туле освещения с установкой машин для выработки тока Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальска» было одним из первых в России. Станция, расположенная в кремле, была рассчитана на работу ста уличных дуговых фонарей и имела для хранения нефти железный клепаный бак емкостью 320 куб. м, две паровые машины вертикального типа мощностью 130 л.с. Мощность станции была такова, что она могла питать 3 520 ламп накаливания. Расход по уличному освещению за год составлял 20 тысяч рублей, стоимость 1 кВтч – 32 копейки.

Прототипом этого памятника является реальный фонарщик
из Ужгорода – дядя Коля (2010 год).
 

В 1913 году в Туле для освещения улиц использовались 120 электрических лампочек, 460 керосиновых фонарей и 9 газовых светильников. То есть, несмотря на наличие станции, по-прежнему самым популярным оставался старый добрый керосиново-калильный фонарь. Кстати, именно газовые и керосиново-калильные источники давали самый яркий свет на улицах. В калильном фонаре использовался накаляемый керосиновыми парами сетчатый колпачок, покрытый солями металлов. Такие фонари надо было накачивать, как примус. Они сильно шумели при горении, а колпачки быстро прогорали. Зато они были укреплены на кронштейнах, и чтобы их зажечь или потушить, не надо было карабкаться вверх по лест­нице, их легко можно было спускать при помощи блока.

Вот так выглядел обычный московский фонарщик в самом начале ХХ века.
 

О том, насколько важным для людей того времени было иметь на улице даже тусклый фонарь, говорит, например, это прошение, поданное 4 января 1910 года в городскую управу жителями улиц Заварной и Литейной. Надо полагать, оно было написано после того, как аналогичный фонарь появился по соседству – на перекрестке Штыковой и Литейной. Чтобы достучаться до властей, в ход шли все аргументы:

«В период осеннего и весеннего времени на наших улицах непролазная грязь. Врачи и фельдшера совершенно отказываются прибывать на дом по приглашению к больному не только в ночное время, а даже днем, ссылаясь на непроходимую и непролазную местность, а потому больной остается в самом безвыходном положении. В отношении религиозности, то приходские священники по приглашениям прихожан на дом идут совершенно с трудом. Где же говорить о том, чтобы пригласить на другие требы – как крестины на дому и молебны».

Фонарь, кстати, управа согласилась поставить, но только не в 1910-м, ибо бюджет уже был сформирован, а в будущем году. 

Ну и как не вспомнить, что когда в Чулково появился нелюбимый хулиганами и революционерами пристав Лавров, то первое, с чего он начал наводить порядок, – ввел ночные конные патрули и договорился о том, чтобы на улице Веневской (нынешней Пролетарской) поставили фонари. За что потом местные жители написали благодарность действиям Лаврова на имя губернатора, и подписали ее все домовладельцы улицы.

Добавочный свет давали фонари различных контор, магазинов и банков, висевшие на кронштейнах у входа.

В целях рекламы на них писались названия самих контор или магазинов. Иногда такие фонари вделывали в стену или укрепляли на столбах. Но в любом случае их свет был совсем локального действия и освещенности тротуара почти не способствовал. Отражатели света еще не изобрели, а любые столбы для источников света того времени были слишком высокими, поэтому и уличное освещение было тусклым.

Проезжая часть улицы не освещалась никак, за исключением карбидных фонарей, крепившихся на пролетках извозчиков или немногочисленных в Туле автомобилей. Так что поездка по ночному городу могла сулить множество разнообразных неприятностей. В Чулково, известное своими хулиганами, извозчики, например, по ночам, в кромешной тьме, категорически отказывались ездить.

Даже центр больших городов освещался скудно, это были скорее яркие точки, а не полноценное освещение. Фонари стояли не только на улице, но и у подъездов, ворот особняков или доходных домов. На невысоких чугунных столбах вверху предусматривались перекладины, к которым фонарщик приставлял свою лестницу. Соответственно и свет на улице появлялся не сразу, а постепенно, по мере того, как фонарщик переходил от столба к столбу. Неспешно приставлял лестницу, влезал наверх, если это требовалось, совершал все необходимые манипуляции и шел дальше. Помимо бидона с керосином и лестницы у него в руках был еще фонарик, чтобы освещать дорогу.   

Кстати, в обязанности фонарщика входило не только наполнение резервуара с горючей жидкостью, но и текущий ремонт. Такой, как замена стекол, ремонт каркаса, замена горелки и т.д.

О том, как это происходило, весьма живописно рассказал некий анонимный автор, описавший в «Тульской молве» сценки из жизни уездного Белева:

«Когда уже хорошенько стемнеет, берутся за освещение сада. Причем постоянно можно наблюдать такую сцену. На центральной площадке по столбу, со скрипом, спускается калильный фонарь, и начинается «священнодействие». Фонарь окружается стаей ребятишек, а то и взрослых ротозеев.

– Качай…

Горит спирт, качают воздух. Становится уже совсем темно. Проходит полчаса-час.

– Качай…

Фонарь ярко вспыхивает, поднимается, но на полпути гаснет.

– Качай…

Снова возня, и та же толпа зевак.

Наконец сад освещен».

Автор: Сергей Гусев, 23 ноября, в 11:20 +14
Другие статьи по темам
Место
Городские типы: извозчики
Городские типы: извозчики
1941 год: Героическая оборона Тулы
1941 год: Героическая оборона Тулы