По воспоминаниям Гудериана, одного из самых талантливых генералов немецкой армии, тогда все произошло настолько быстро, что в день захвата в Орле еще ходили трамваи...
Тулу он рассчитывал взять также наскоком и продвинуться как можно быстрее к Москве. За несколько дней были заняты Чернь, Плавск, Щекино, Косая Гора.
«Над Тулой нависла угроза нападения. Злобный и коварный враг пытается захватить Тулу, разрушить наши заводы, наши дома, отнять все то, что завоевано нами, залить улицы города кровью невинных жертв, обратить в рабство тысячи людей. Этому не бывать!
Тула, город славных оружейников, не будет в грязных лапах немецко-фашистских бандитов...
Каждая улица, каждый дом станут могилой для гитлеровских псов. Пусть они еще и еще раз почувствуют силу и мощь трудящихся социалистической Отчизны...» - с таким докладом выступал на партактиве 16 октября 1941 года секретарь обкома ВКП(б) Жаворонков.
Куда дошли немцы
В Туле к середине октября 1941 года находились 156-й полк НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), охраняющий оборонные заводы, истребительные батальоны из рабочих и служащих, 732-й зенитно-артиллерийский полк, 50-я армия под командованием генерал-майора Ермакова. В город перебросили 34-й пограничный полк, который охранял тылы Брянского фронта.
В начале октября в Тулу с фронта в поврежденном состоянии прибыл бронепоезд №16. За 10 дней в паровозном депо его отремонтировали и выпустили на передовую:
23 октября был создан Тульский Рабочий полк из истребительных батальонов и отрядов народного ополчения.
Вооружены ополченцы были в основном винтовкой Мосина, а из-за нехватки вооружения пользовались даже старой французской винтовкой системы Лебеля.
Эти винтовки поставлялись в Россию из Франции еще в первую мировую войну. Противотанковым средством были бутылки с зажигательной смесью, которую делали сами солдаты. В ход шло и трофейное немецкое оружие.
«29 октября наши головные танковые подразделения достигли пункта, отстоящего в 4 км от Тулы. Попытка захватить город с ходу натолкнулась на сильную противотанковую и противовоздушную оборону и окончилась провалом, причем мы понесли значительные потери в танках и офицерском составе», - писал Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата».
30 октября немцы предприняли четыре попытки захватить Тулу.
7.30. Попытка двинуться на Тулу не удалась. Тульский Рабочий полк оборонялся в районе Рогожинского поселка.
10.00. Немцам удалось занять Рогожинский поселок и выйти к южной ограде Всехсвятского кладбища и к району ликероводочного завода.
13.00. Продвинуться дальше немцам не удалось.
16.00. Новая атака - и снова неудача.
За день был уничтожен 31 немецкий танк (а 31 октября - еще 34 танка),
7 ноября, к празднику, были освобождены Рогожинский поселок и ряд населенных пунктов.
Кольцо блокады
18-20 ноября немцы все же прорвали нашу оборону и двинулись в сторону Сталиногорска (ныне Новомосковск) и Венева. В тех местах прошли ожесточенные бои. А 2 декабря в районе Ревякино фашисты перерезали шоссе и железную дорогу, связывающую Москву и Тулу. Город фактически оказался в кольце блокады. Сообщение с Москвой прервалось. Электричества в городе на тот момент уже не было. Казалось бы, катастрофическая ситуация...
Но туляки продолжали бороться. В начале декабря они предприняли несколько контратак. В газете «Комсомольская правда» от 8 декабря писали: «За последние два дня части командиров Захаркина и Болдина, действующие в районе Тулы, предприняли успешные контратаки против немецко-фашистских войск. В результате смелых действий наших частей немцы отброшены от важнейшей шоссейной магистрали Тула-Серпухов. Фашисты отступают на юго-восток...»
Тем временем армия Гудериана начала терять силу.
«Страшный холод, жалкие условия расквартирования, недостаток в обмундировании, тяжелые потери в личном составе и материальной части...
Все это превращает руководство боевыми операциями в сплошное мученье... Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели поражение», - писал Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата».
Фюрер Адольф Гитлер приказал Гудериану держаться до последнего, но генерал не послушал вождя и увел остатки армии из-под Тулы. Впоследствии за самовольство Гитлер отстранил Гудериана от командования танковой армией.
5 января Тульская область, за исключением западной части Белевского района, была освобождена от фашистов.
Гейнц Вильгельм Гудериан (1888-1954), генерал-полковник германской армии, военный теоретик. Наряду с Шарлем де Голлем и Фуллером считался родоначальником моторизованных способов ведения войны. Родился в Кульме (ныне Хелмно, Польша). Окончил военное училище и академию.
В 1939 году танковые подразделения Гудериана участвовали во вторжении в Польшу. В начале 1940 г. командовал танковым корпусом во Франции, с июня 1940 г. - командующий 2-й танковой группой (с октября 1941 г. - 2-й танковой армией). За решительность и быстроту принятия решений Гудериана прозвали «быстрым Гейнцем». В декабре 1941 г. за поражение под Москвой Гудериан был снят с должности и отчислен в резерв. С марта 1943 г. был генерал-инспектором танковых войск. Гудериан взят в плен американцами, но вскоре освобожден. В 50-х гг. он выступал за восстановление довоенных границ и военной мощи Германии как оплота в борьбе против коммунизма. Умер в Швангау, Бавария, 15 мая 1954 г. батальон пехоты противника. В последующие дни атаки фрицев были продолжены, но успеха не имели.
Тульские герои
Генерал-майор Анатолий Петрович Горшков (1908-1985).
Служил на Дальнем Востоке рядовым пограничником, курсантом, командиром на погранзаставах. 23 октября 1941 года утвержден командиром Тульского Рабочего полка, за 4 дня сформировал полк и командовал тульскими ополченцами почти все дни обороны города. 25 ноября 1941 года сдал полк новому командиру и вернулся в областное управление НКВД. В 1966 году Горшкову было присвоено звание «Почетный гражданин города Тулы». Умер Анатолий Петрович в Москве 29 декабря 1985 года.
Командующий 50-й армией генерал Иван Васильевич Болдин (1892-1965).
Призван на военную службу в русскую армию в 1914 году. В 1917 году избирался членом полкового и дивизионного комитетов. Прошел в рядах Советской Армии путь от солдата до генерала, участвовал в первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войнах. 45 дней провел во вражеском тылу. Участвовал в героической обороне Тулы, в освобождении Калуги, Могилева, Кенигсберга. После войны был заместителем командующего Киевским военным округом. Умер и похоронен в Киеве.
Первый комиссар Тульского Рабочего полка Григорий Антонович Агеев (1902-1941).
До войны возглавлял управление по строительству новых шахт в Черепетском (ныне Суворовском) районе. С первых дней войны Агеев начал создавать из шахтеров народное ополчение для борьбы с диверсантами, ракетчиками, для уничтожения фашистских листовок и т.п. 30 октября фашисты пытались прорваться в Тулу через поселок Красный Перекоп. Агеев под обстрелом лично выносил и выводил раненых с поля боя. 7 раз ходил комиссар на передовую, а на 8-й погиб. Похоронен на Всехсвятском кладбище г. Тулы.
Павел Алексеевич Белов (1897 – 1962).
Родился в городе Шуя ныне Ивановской области. Советский военачальник, генерал–полковник, Герой Советского Союза. На военной службе с 1918 г. С июля 1919 г. участвовал в гражданской войне, командовал кавалерийским взводом, эскадроном, был помощником комполка. В марте 1941 г. назначен командиром кавалерийского корпуса, который с начала Великой Отечественной войны участвовал в боях на Южном фронте, особенно отличился в оборонительных боях под Тулой. За отличие в сражениях летом и осенью 1941 года 2-й корпус был удостоен звания гвардейского. Умер в 1962 году в Москве.