Художественный проект этого необычного культурного пространства выполнен российским архитектором Евгением Ассом.
Отправной точкой при формирования нового пространства послужил курьёзный экспонат «Блоха тульская подкованная». Это — миниатюра, сделанная токарем-умельцем Николаем Алдуниным в 2002 году по мотивам известного литературного произведения «Левша» Николая Лескова.
Выставка внешне весьма компактна и занимает всего три зала. Сначала может показаться, что экспонаты несут лишь прямолинейную информацию. Однако стоит только начать не спеша и в удовольствие читать все, что предлагает выставка, вы удивитесь ее многослойности и образности.
В ней зашит огромный пласт самой разной информации, переплетающейся с современностью.
Недаром произведение Лескова до сих пор остается во многом актуальным.
Один из залов всецело принадлежит центральному экспонату — блохе, подковы которой можно разглядеть в микроскоп. Плотно красные стены зала в сочетании с подсветкой напоминают мавзолей.
К слову, блоха настоящая.
Денис Бычихин, специалист по связям с общественностью ТИАМа:
— Этот музей назван «Нимфозориум» в честь нимфозории – сказочной английской блохи. В сказе о Левше это слово встречается в тексте 14 раз. Его употребляют как правило представители элиты. Это действительно имеет историческую подоплеку: в то время модным светским развлечением было разглядывание чего-нибудь в микроскоп. Лесковский рассказчик назвал блоху нимфозорией. Тут можно разглядеть два слова: нимфа и инфузория. «Инфузория» — очень популярное иностранное слово во времена Лескова. Второе слово — «нимфа».
Мы предполагаем, что эти два слова скрестились в устах рассказчика, потому инфузория — это микроскопический объект, который видно лишь в микроскоп, а нимфа — это мифологическое невидимое существо, любящее танцевать. А мы помним, что в сказе блоха танцевала весьма витиеватые танцы.
Слова становятся абсолютной доминантой экспозиции в большом зеленом зале музея. Его цвет прямо перекликается с кабинетным, министерским сукном. По стенам развешан алфавит — это глоссарий сказа о Левше. Букв тут много, отчасти внешне всё это напоминает некую канцелярию.
— Здесь источник знания — литературный артефакт произведения. Свитки на стенах дают расширенный комментарий по тем позициям, которые мы решили выделить, взяв их из произведения, — добавляет Денис Бычихин.
— Идея в том, что в свое время Мандельштам сказал, что любое слово является пучком, смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку.
Весь музей задуман как попытка распутать смыслы, оставленные Лесковым в сказе о Левше.
Выставка построена по принципу глоссария — словаря. Здесь каждому герою из сказа дается сопроводительный комментарий. Чаще всего он сделан в формате «А как было на самом деле?». Например, интересный факт, что визит Александра I в Англию на самом деле был не после Венского конгресса, а за три месяца до. Реалии этого визита не совпадают с теми, что описал Лесков. Например, карета Александра I долго добиралась до Лондона, потому что благодарные англичане постоянно распрягали ее и тащили на себе. В реальности этого не было. Сопровождавший императора казак Платов никогда не общался с Николаем I, как написано в сказе, потому что реальный Платов умер до воцарения Николая I. Обо всем этом можно узнать на выставке.
Несмотря на то, что в этой части экспозиции главенствует именно текст, россыпь экспонатов добавляет фактуры, чтобы было, за что зацепиться воображению.
Подкованная блоха в сказе Лескова — это выдумка. Но сама идея, которую высказал Лесков, пробудила творческий импульс во многих людях. Кто-то брался померяться мастерством с лесковским Левшой, творческая фантазия других и вовсе вывела ее на новый уровень.
Блоха в некоторых частях экспозиции выходит далеко за пределы классического образа и являет собой символ научпопа и стимпанка.
Это в том числе проявляется в третьем зале. Эта часть экспозиции отказывается от буквенного выражения и предлагает посетителям остаться один на один со зрительными образами.
В этом зале размещены комиксы, нарисованные по мотивам сказа о Левше тульским художником Артёмом Лоскотом. Но и здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд!
— Это иллюстрации о визите атамана Платова в Лондон в 1814 году вместе с Александром I, — рассказывает Артем. — Цари всегда медийные личности. Но Платов на тот момент был просто рок-звездой.
Иллюстративный рассказ стилистически сделан в форме шпионского фотоотчета. На данный момент некоторые картинки пока не открыты — они засекречены. Первого кадра пока не видно, но есть иллюстрация о том, как публика встретила Платова.
Это референс, суммированное изображение из нескольких изображений визита Битлз в Лондон.
Позы, которые принимают полицейские, срисованы с констеблей одного из «битловских» фото.
Однако, если присмотреться, то на рисунке можно найти зомби, динозавра-велоцираптора, робота. Всё это так или иначе связано с Лондоном и громоздится над историческими фактами. Здесь и теории заговора, и рептилоиды, и много чего еще: понять логику непросто, но всё это жутко интересно.
Другая иллюстрация посвящена коню Платова – Леониду, который победил в престижных скачках. На иллюстрации наездник вроде как в прыжке, но с другой стороны поза напоминает скейтера. Особенность этого изображения в том, что «фото» еще не полностью проявлено. Со временем на нем будут изображены еще и ликующие зрители.
Улицы Лондона доступны зрителям глазами Платова. Он стоит посреди улицы с пивной кружкой в руках, глаза частично «залиты», поэтому у него все вокруг фантасмагорическое или вовсе слегка недорисованное.
Если внимательно рассмотреть изображение, то найдете на нем Фродо и Бильбо Бэггинса, молодого Пола Маккартни, Ктулху Лавкрафта, вывеску Молочный бар Korova из романа Бёрджесса «Заводной апельсин», слепого мальчика с царапиной в виде Y на лбу, не до конца прорисованный Монти Пайтон из Министерства глупой походки и многие другие.
Все персонажи на этом изображении являются в своем роде иллюстрированной цитатой и имеют отношение к Лондону.
Отдельного описания достоен тут каждый кадр комикса, детальная прорисовка которого дарит зрителю эстетическое наслаждение. Над этим большим проектом Артём Лоскот работал больше года.
В целом, стратегия «Нимфозориума» предполагает изучение и интерпретацию текста и контекста «Левши» средствами современной культуры, приглашение к тщательному прочтению и непредвзятым размышлениям о его замысле.
Музей планирует отказаться от классической постоянной экспозиции, предложив посетителям пространство-трансформер, в котором вокруг центрального экспоната — подкованной блохи — будут разворачиваться новые истории-выставки.
По мнению одного из кураторов выставки Армена Аганесова, таинственность, странность, ироничность, артистизм представляются самыми подходящими «ключиками» для концептуального решения будущих выставок и нового музея в целом.
Нимфозориум (Тула, ул. Металлистов, 19).
Вторник – воскресенье c 10:00 до 20:00.
Телефон для справок: +7 (4872) 70-40-58.